Пафос Петренко
Алексей Петренко в последнее время снимается нечасто. И дело не в возрасте – просто не очень вписывается актёр в современный кинопроцесс. Впрочем, те роли, которые он сыграл, – генерала Иволгина в «Идиоте» Владимира Бортко, Фаддея Казимировича в «Докторе Живаго» Александра Прошкина и даже генерала Радлова в «Сибирском цирюльнике» Никиты Михалкова – можно смело записать в актив актёра. Все образы получились размашистыми, выпуклыми. Да и кто вспомнит незапоминающуюся роль Петренко? Он актёр большого калибра, его энергетика всегда бьёт через край и создаёт на сцене или в кадре особый драматический пафос, даже если это роль в короткометражке. И всегда трудно сказать, что это – особое искусство или просто такова его самобытная природа?
Несколько лет назад Алексею Петренко вручили «Золотого орла» за вклад в отечественный кинематограф. Помнится, актёр вышел за наградой и невесело пошутил: «Спасибо Академии за нашу счастливую старость». И всем стало грустно в этот торжественный момент, ибо как молнией вдруг осветило весь пейзаж нашего современного кино: не находится в нём ролей для Алексея Петренко. Как же так?..
Естественно, это не с Петренко что-то не так, а с кинематографом. В Европе и Америке на легендарных актёров возраста Петренко и даже старше ставят фильмы, они играют центральные партии. У нас же звёзды советского кино, любимцы многих поколений рады бывают второстепенной роли в сериале. Это одно из проявлений болезни всей отрасли, всем всё понятно, но от этого актёрам калибра Петренко не легче.
Впрочем, в сериалах нынешний юбиляр тоже снимается, но не в мыльном потоке, а в добротных экранизациях. Сыграл генерала Иволгина в «Идиоте» Владимира Бортко, Фаддея Казимировича в «Докторе Живаго» Александра Прошкина. В нашумевшем «Вольфе Мессинге» Валерия Ускова и Владимира Краснопольского второй раз сыграл Сталина. Впервые образ вождя народов довелось примерить в 1989-м, во время работы над картиной Юрия Кары «Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным». Ещё один человек-дьявол, зловещее и неразгаданное существо есть в коллекции ролей Петренко. Это, конечно же, Григорий Распутин в многострадальной «Агонии» Элема Климова. Начатая в 1974-м, картина прорвалась на экран лишь в 1981-м. Наверное, в актёрской судьбе Петренко её стоит считать важнейшей. В работе над образом Распутина нашли выход уникальные, выдающиеся черты его дара: бешеная энергетика, способность заглянуть в жуткие бездны человеческой души.
Позже будет ещё роль в «Прощании» Ларисы Шепитько, которое доводил после её трагической гибели муж Элем Климов. В этой мощной картине, экранизации «Прощания с Матерой» Валентина Распутина, Петренко тоже сыграл скорее не конкретного человека, а часть той силы, что вечно несёт какое-то разрушение. Тут ей нашлось воплощение в виде председателя совета по строительству ГЭС.
Климов, Шепитько – режиссёры, способные совладать со стихией таланта Петренко, подчинить её своим масштабным замыслам. Довелось актёру поработать и с Григорием Козинцевым (Петренко сыграл Освальда в «Короле Лире»), Сергеем Герасимовым (в поздней работе мастера, биографии Льва Толстого, актёру досталась трудная, противоречивая партия серого кардинала Черткова). Невозможно забыть монолог Петренко в фильме Алексея Германа «Двадцать дней без войны», невозможно не восхищаться азартом и удалью, с которыми сделана роль Петра I в замечательном фильме Александра Митты «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил». В размашистом историческом полотне Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник» Алексей Петренко играл генерала Радлова, влюблённого в иностранную дамочку, героиню Джулии Ормонд. Демонстрировал широкую палитру возможностей русского человека – пил, закусывал, с хрустом жевал стеклянный стакан… В другом исполнении это, может, только усугубило бы некоторую лубочность фильма, но подлинная страсть, размах Петренко сделали героя обаятельным.
Много ещё можно перечислять хитовых партий юбиляра – сыграно немало. Но главным пожеланием сегодня остаётся пожелание новых работ со значительными режиссёрами. Большому кораблю – большое плавание. Это в точности про Алексея Петренко!
Источник: «Независимая газета»