EN
 / Главная / Публикации / Возвращение

Возвращение

12.09.2008

Церемония передачи Православной Церкви старых колоколов Данилова монастыря состоялась, пожалуй, в самую неблагоприятную для церемоний на открытом воздухе погоду. Холод, ветер и проливной дождь заставляли большинство собравшихся думать, прежде всего, о наиболее удачном положении зонтов в плотной толпе. Во всяком случае, споры о том, как соседу спереди или сбоку следует держать зонт – высоко или низко, так, чтобы не закрывать обзор, не тыкать спицами в глаз соседу и не сливать воду с зонта за шиворот окружающим, – периодически возникали то тут, то там по периметру площади, на которой были выставлены привезённые из Америки колокола. Общего компромисса в этих спорах найдено так и не было. После обмена мнениями кто-нибудь из собравшихся всё-таки вспоминал, что сегодня – день памяти Даниила Московского и день возвращения колоколов, а потому спорить по мелочам вроде бы не стоит. На том спорщики успокаивались и продолжали держать зонты так, как им удобно, либо отклоняли их немного правее или левее и начинали обсуждать, какая стоит погода. Впрочем, и эти обсуждения обычно скоро умолкали. Никаких особых знаков свыше в дождливую погоду в сентябрьский день усмотреть было невозможно. Просто осенью часто идут дожди, и бывает холодно.

Приезд патриарха Московского и Всея Руси Алексия II и президента России Дмитрия Медведева вызвал среди собравшихся определённое оживление. Однако плотно сомкнутые зонты стали серьёзной помехой для желающих воочию увидеть главу государства и предстоятеля Русской Православной Церкви. Некоторые из собравшихся сначала выражали по этому поводу свою досаду и предъявляли претензии стоящим впереди обладателям зонтов. Впрочем, и эти эпизоды кончались извинениями. В дальнейшем окружающие стали помогать друг другу и советовать, какой зонт брать за ориентир для того, чтобы увидеть что-то, заслуживающее внимания.

Сама церемония, в которой, помимо Алексия II и Дмитрия Медведева, также приняли участие первый заместитель мэра Москвы Владимир Ресин, основатель благотворительного фонда «Связь времён» владелец группы компаний «Ренова» Виктор Вексельберг и посол США в России Джон Байерли, была достаточно краткой. Алексий II произнёс небольшую речь о важности происходящего события, вознёс благодарственную молитву и освятил колокола. Виктор Вексельберг, чей благотворительный фонд обеспечил возвращение колоколов в Россию, также не пускался в длинные рассуждения. Выразив надежду, что, несмотря на дождь, в душе у всех сейчас солнечно (ему, очевидно, было особенно досадно наблюдать, как кульминация долгого процесса возвращения в Россию даниловских колоколов проходит под ледяным дождём), он официально передал колокола в собственность Церкви. После состоялся символический звон в так называемый «царский» колокол – самый старый из возвращённого колокольного ансамбля, отлитый в 1682 году и подаренный монастырю царём Фёдором Алексеевичем. В звоне принял участие президент России Дмитрий Медведев, ставший, судя по всему, первым главой Российского государства, звонившим в церковные колокола, после Ивана Грозного. Краткость проведённой церемонии, впрочем, едва ли может повлиять на значимость самого события – в Россию возвращён один из немногих сохранившихся в мире полных ансамблей церковных колоколов, к тому же считающийся одним из самых мелодичных и гармоничных по своему подбору.

Реставрационные работы на колокольне Свято-Данилова монастыря, куда будут водружены колокола, частично проводятся на средства фонда «Русский мир». Это то немногое, что мог сделать фонд, начавший свою деятельность в прошлом году, для успеха сложной многолетней операции по возвращению колоколов. Впрочем, в таком деле важны действительно каждый шаг и каждая деталь, а потому фонд счёл за честь приложить свои усилия там, где в тот момент они были необходимы.

История вывоза и возвращения колоколов – действительно знаковая для российской истории. Колокола закрытого к тому времени Свято-Данилова монастыря были выкуплены в 1930 году американским филантропом Чарльзом Крэйном при посредничестве археолога Томаса Виттемора. Оба были любителями России и русского искусства и, как они полагали, спасали то немногое в русском церковном искусстве, что ещё можно было сохранить в условиях религиозных гонений в СССР. Сама история приобретения и доставки колоколов в Америку полна загадок и любопытных деталей. Например, звонницу было довольно сложно приобрести, учитывая отсутствие на тот момент расчётов в долларах между СССР и США (торговля велась в расчёте на золото), имелись и некоторые другие сложности. Но так или иначе к судьбе самих колоколов власти были решительно равнодушны и, когда представилась возможность продать ансамбль заграницу, немедленно сделали это. Установка колоколов на общежитии Лоуэлл-хаус в Гарварде и дальнейшая более чем 70-летняя история их пребывания в университете – это отдельный сюжет о том, как произведения, созданные в другой стране и для других целей, обретают новую жизнь. Возможно, кому-то покажется не вполне подходящим то, что в Гарварде звон в даниловские колокола нередко устраивали, например, по случаю победы футбольных команд. Впрочем, известная в Гарварде история о том, как один студент 100 раз ударил в колокол по случаю окончания Второй мировой войны, скорее показывает, что доброе (пусть и не вполне традиционное, точнее, отсылающее к несколько иным традициям) применение колокола смогут найти на любой земле. Тем более стоит отметить, что колокола на башне Лоуэлл-хаус были установлены с внимательным следованием всем требованиям для православной звонницы, и студенты старались так или иначе поддерживать традиционное звонарское искусство.

Возвращение колоколов произошло уже на совершенно новом этапе истории. В новой России, при новом отношении к Церкви, религии, традиции. Важно, впрочем, и то, что в России появились частные структуры, осуществляющие свою благотворительную политику и способные говорить на одном языке с Гарвардским университетом, определять свою позицию и предлагать условия для урегулирования всех вопросов. Едва ли стоит объяснять, что процесс возвращения колоколов с соблюдением всех формальностей – когда договаривающиеся стороны разделяют общие ценности и говорят на одном правовом языке, – процесс, ещё более сложный, чем полуавантюрная закупка колоколов в 1930 году в практически изолированной стране, относившейся к памятнику искусства как к дорогому хламу. И то, что договариваться оказывается возможным, – также не самый незначительный урок для сегодняшнего дня.

Рубрика:
Тема:
Метки:

Также по теме

Новые публикации

США третий год подряд не разрешают дипломатам возложить венки на Арлингтонском кладбище к обелиску в память о встрече на Эльбе. А вот в Москве встречу союзнических армий, которая состоялась 25 апреля 1945 года у немецкого города Торгау, общество не забывает и отмечает ежегодно.
«Грамотный водитель» – так говорят о тех, кто соблюдает правила безопасного вождения. С точки зрения русского языка грамотность заключается ещё и в корректном употреблении профессиональной терминологии.
В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.
В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Судя по результатам голосования на сайте недавно созданной организации «Мы есть русские», с понятием «русский» в подавляющем большинстве случаев респонденты ассоциируют слова «справедливость» и «величие». Оно   красного цвета и связано с символом Родины-матери, наполнено наследием предков и верой в процветающее будущее народа.
Цветаева