RUS
EN
 / Главная / Публикации / Больше кислорода! Школьники и студенты включаются в решение экологических проблем

Больше кислорода! Школьники и студенты включаются в решение экологических проблем

Светлана Сметанина20.03.2017

С каждым годом в России становится всё больше людей, которые не просто хотят жить в гармонии с природой, но и сохранить её для будущих поколений. Благодаря движению ЭКА к решению экологических проблем активно подключаются школьники и студенты всех российских регионов. Об эко-просвещении в России в Год экологии рассказывает исполнительный директор зелёного движения ЭКА Елена Горохова.    

– Расскажите об общественном движении ЭКА – как было создано, по чьей инициативе?     Общественных движений по экологической тематике и так немало, а в чём тогда уникальность именно ЭКА? 

– Движение ЭКА было создано в 2010 году, когда в России случились страшные лесные пожары. Тогда объединилась команда активных неравнодушных людей, которые и создали движение. Одним из основателей является предприниматель Алексей Нечаев, который много лет являлся меценатом движения и поддерживал его работу и развитие. За время действия программы «Больше кислорода!» в 47 регионах России было посажено 12 млн деревьев и были созданы 5000 школьных питомников с участием учителей и школьников под руководством активистов ЭКА.



Многих людей в России волнуют проблемы сохранения природы, глобальные экологические проблемы. Самые активные начинают действовать, чтобы что-то изменить, – появляется всё больше сообществ, инициативных групп, общественных организаций и движений. Наше движение сотрудничает со многими из них. 
Наша миссия – вовлечь и вдохновить как можно больше людей заботиться о природе, а значит  о себе самих. В связи с этим мы очень много занимаемся просветительскими проектами и инициативами и рассказываем разными способами о том, что как можно начать действовать сегодня. 

Уникальность видим в том, что с самого основания ЭКА развивает сеть лидеров региональных и территориальных штабов, которые в своих местных сообществах (иногда это удалённые уголки нашей страны) реализуют как общероссийские программы ЭКА, так и свои собственные конкретные экологические инициативы и проекты. Сейчас мы формируем и развиваем разные другие роли и возможности внутри нашего движения, чтобы любой человек, который хочет внести вклад в сохранение природы, мог присоединиться и делать это вместе с нами. Мы открыты и будем рады знакомству и сотрудничеству с вами, если вы такой человек. 

– Движение существует с 2010 года. Какие конкретные результаты и достижения Вы считаете наиболее показательными?

– Я уже рассказала про нашу программу «Больше кислорода!».  В октябре 2015 года мы запустили сервис PosadiLes.ru, который даёт возможность каждому желающему посадить своё дерево не выходя из дома, буквально одним кликом, – поддержав сезонные посадки леса в разных регионах России, которые проводят волонтёры движения. На  сегодня более 2000 пользователей поддержали посадку около 20 000 деревьев в 7 регионах России: в Чувашской республике, где от сильных пожаров пострадали 6 тысяч гектаров леса, а также в Волгоградской, Кировской, Пензенской областях, Краснодарском крае, Мордовии.
  
Вы можете зайти на сайт Posadiles.ru и за несколько минут поддержать посадку дерева или даже целого гектара, получить красивый сертификат об этом для себя или оформить его в подарок, а сразу после посадки получить фото отчет и GPS-координаты посаженного леса.

ЭКА много сил вкладывает в экопросвещение школьников, ведь они станут теми, кто будет принимать решения в завтрашнем мире. За последние годы мы разработали и провели при поддержке разных партнёров – в том числе крупных компаний – более 10 общероссийских и международных экологических уроков. Эти уроки провели в своих классах более 25 тысяч учителей для более чем 1 млн школьников. 

Как устроен урок? Учитель регистрируется на сайте, получает доступ к методическому пакету, который включает анимированную презентацию, набор для проведения настольной или ролевой игры, красочные раздаточные материалы для учеников и их родителей. Также учитель получает методический и видеогид, подстрочный текст для презентации, может участвовать в дистанционных семинарах – мы делаем всё, чтобы учитель потратил минимум времени на подготовку и провёл увлекательный урок. Содержание уроков практико-ориентировано – мы заинтересованы в том, чтобы после урока школьник вместе с семьёй начал делать практические шаги в своей повседневной жизни: беречь воду, раздельно собирать отходы для вторичной переработки или уменьшать их количество, использовать мобильные технологии для помощи природе и многое другое.



Для удобства учителей мы запустили единый портал www.экокласс.рф. На портале после регистрации каждый учитель и волонтёр сможет скачать все материалы прошлых уроков и получит доступ к новым занятиям. Мы приглашаем всех учителей присоединиться к растущему сообществу учителей, проводящих экоуроки по всей стране и воспитывающих ответственное поколение детей. 

Также мы работаем с вузами в рамках программы «Зелёные вузы России». Суть программы в том, что её участники – студенческие команды – на базе вузов внедряют совершенно конкретные экологические меры, воплощают свои собственные общественные инициативы, занимаются экопросвещением среди других студентов и школьников. Из конкретных действий, которые могут делать участники программы, – внедрение раздельного сбора отходов, экопросветительские инициативы, установка велопарковок и внедрение альтернативных видов транспорта, внедрение ответственных закупок, здоровый образ жизни, водосбережение и другие направления, которые могут инициировать члены Ассоциации. В феврале этого года в рамках программы учреждена Ассоциация «зелёных» вузов России, её первыми участниками стали 25 студенческих команд, которые смогли внедрить раздельный сбор отходов в своём вузе на системной основе. 

Ещё одно направление, которым мы занимаемся много лет, – это продвижение раздельного сбора и переработки отходов, вовлечение в практику умного обращения отходов как можно большего числа людей. В этом направлении очень много и просветительской работы, и практической – когда наши лидеры собирают вторсырьё и сдают его в переработку. Если вас тоже беспокоит мусорная проблема и вы хотите внести свой вклад, на нашем сайте в разделе «Что мы делаем» в подразделе «Раздельный сбор и переработка отходов» вы найдёте практические инструкции, основанные на нашем личном опыте, которые помогут вам сделать первые шаги. 

– Какие экологические проблемы наиболее остры в России? 

С одной стороны, в каждом регионе свои проблемы, свои особенности, свои проблемные и острые точки. На Урале и в Сибири много проблем связаны с промышленным загрязнением, для Дальнего Востока – это масштабные браконьерские рубки лесов. В то же время есть типичные экологические проблемы для многих городов: уничтожение зеленых зон и парков под застройку, загрязнение атмосферного воздуха и водных ресурсов – то, что составляет основу жизни для любого человека. 

К нам постоянно обращаются люди, инициативные группы из разных регионов России, которые пытаются защитить свои экологические права и сохранить природные места. Количество таких обращений растёт, например, по данным Росприроднадзора, за прошлый год число обращений от граждан возросло на 20 % по сравнению с 2015 годом, это показывает, что людей беспокоят экологические проблемы и они хотят защищать свои экоправа.  Наш юрист регулярно оказывает консультации по таким обращениям, помогает составлять запросы, советует, какие действия стоит предпринять. В то же время мы подчеркиваем, что без активной позиции людей в местном сообществе и их действий «на земле» экологические проблемы будет сложно решить.

Мы также разрабатываем и выпускаем инструкции, как действовать в типовых случаях нарушений экоправ – как бороться с несанкционированными свалками, загрязнениями воздуха, действовать в случае строительства опасного производства или если людей лишили доступа к реке, как защищать городские парки, – и инструкции на другие темы, по которым к нам часто обращаются. Эти инструкции можно найти на сайте движения.

Одна из серьёзных проблем, например, против которой уже почти 5 лет выступает местное население, где мы тоже стараемся помогать, – это опасные планы добычи никеля в Воронежской области, на ценнейших чернозёмах, вблизи от Хопёрского заповедника –- международного значения охраняемой территории.   

Типичная проблема – это мусорная проблема, растущие вокруг городов свалки, опасные для здоровья людей и природы. В то же время есть не менее тревожная тенденция: стремительное разрастание планов по использованию технологий мусоросжигания в России. Мы считаем эти планы экологически опасными и экономически нецелесообразными. Единственным  цивилизованным способом решения проблемы отходов является раздельный сбор и вторичная переработка отходов, и мы работаем в этом направлении. 


– 2017 год объявлен в России Годом экологии – в чём конкретно это проявляется? Какие задачи должны быть решены в этом году? 

– Когда государство обозначает какой-то проблемой определённый год, то оно хочет привлечь внимание к важности этой проблемы для российского общества. Несомненно, экологические проблемы и их решение сегодня очень важны для каждого человека, осознаёт он это или не осознаёт, и устойчивое развитие, когда социально-экономическое развитие происходит в гармонии с природой, а мы обращаемся с природой так, чтобы сохранить её для будущих поколений, – это тот путь, на который нам необходимо встать как можно быстрее.

Мы надеемся, что Год экологии не останется символическим или декларативным и мы увидим на практике какие-то системные стратегические улучшения в экологической сфере.

В то же время экологические организации, инициативные группы и активные люди занимаются охраной окружающей среды без особых объявлений, и мы бы хотели, чтобы каждый год и каждый день стал годом и днём экологии даже после окончания официального Года экологии. Над этим мы и работаем и будем очень рады сотрудничеству с людьми и сообществами, которые стремятся к этому в России и за её пределами.

Также по теме



Новые публикации

В программе освоения Дальнего Востока государство придаёт большое значение переезду семей старообрядцев из Южной Америки. Первые попытки сложились не слишком удачно. Но теперь власти на самом высоком уровне намерены сделать всё, чтобы возвращение староверов на свои исконные дальневосточные земли стало как можно более массовым.
Изучать гаммы или бегать по поляне с сачком, слушая птиц, – что лучше для приобщения ребёнка к музыке? Эта проблема стала основной темой шестой сессии Научного совета, который собрался в музее-усадьбе Петра Ильича Чайковского в Воткинске (Удмуртия). Сессия собрала ведущих исследователей в области теории и преподавания музыки из более чем тридцати регионов России.  
Ни для кого не секрет, что в наши дни в вузах Италии в области преподавания русского языка как иностранного существует ряд трудностей: в группах очень много студентов, посещение занятий для них свободно, а количество аудиторных часов невелико. В таких условиях необходимо давать учебный материал в короткие сроки, в максимально концентрированном виде и в занимательной форме.
Очень часто приходится слышать то про одно, то про другое: не женское это дело. Тем не менее даже в патриархальной дореволюционной России жили женщины, которых не останавливало непонимание близких, неприятие общества, невозможность получить хорошее образование и нормально заниматься любимым делом.
Мы привыкли, что Аляска — это где-то далеко. Очень далеко, другой край света – и географически, и исторически. Без малого полтора столетия прошло с тех пор, как над Ново-Архангельском, впоследствии ставшим Ситкой, взвился флаг Северо-Американских Соединённых Штатов. Но есть люди, которые сохраняют добрую память о русском присутствии в Америке.
В Год экологии Московский зоопарк разработал необычный проект – экокультурный маршрут с посещением уникального в России Центра воспроизводства редких животных. Идея оказалась настолько востребованной, что на первый тестовый тур пришло почти триста заявок от желающих. Зачем зоопарку заниматься туризмом, рассказывает заместитель генерального директора Московского зоопарка Евгения Пономарёва.
История взаимоотношений Швейцарии с Россией исчисляется столетиями, и её поворотным моментом принято считать Венский конгресс 1814–1815 годов, на котором Александр I принял для России решение стать одним из государств – гарантов постоянного нейтралитета Швейцарии. Особенно важную главу в отношении двух стран составила история небольшого, но активного сообщества русских эмигрантов-марксистов.
Как возникла и чем скреплялась Российская империя? Почему именно русским удалось создать самое обширное государство на Земле и кто ещё принял активное участие в его создании? Как жилось в нём отдельным нациям, было ли Российское государство «тюрьмой народов» или «семьёй народов»? Обо всём этом читайте в новом материале историка, публициста А. Горянина.