EN
 / Главная / Публикации / Дмитрий Володихин: Нам действительно необходимо ставить памятники величайшим фигурам древности

Дмитрий Володихин: Нам действительно необходимо ставить памятники величайшим фигурам древности

Светлана Сметанина23.11.2016

Сегодня интерес к истории переживает настоящий ренессанс – выходит множество книг на тему исторических событий, ставятся памятники знаковым персонажам прошлого. Обращаясь к прошлому, общество явно хочет понять что-то про своё настоящее. Известный писатель и историк Дмитрий Володихин признался в интервью «Русскому миру», что смотрит на этот процесс с оптимизмом.

– Несколько дней назад состоялась презентация Вашей книги о святых Петре и Февронии. Было бы интересно узнать, почему возникла эта тема. Понятно, что эти фигуры сегодня в каком-то смысле знаковые – они стали символом празднуемого в России с недавнего времени Дня семьи, любви и верности. Но наверняка в том, что Вы взялись за эту тему, был и какой-то личный интерес?

– Я думаю, что у большей части населения России – как у мужского, так и у женского – есть огромный интерес к этим святым. Поскольку в Муром – к их мощам – приезжают поклониться тысячи и тысячи людей. Всё-таки в народе Пётр и Феврония считаются покровителями брака, и церковь это почитание поддерживает. Поэтому в общем-то для каждого нормального человека есть повод им поклониться. 


Фото: ros-kolokol.ru

Я тоже бывал в Муроме и в восторге от этого древнего и славного города. Тогда я узнал подробности возникновения их культа, и, кроме того, с юных лет был восхищён «Повестью о Петре и Февронии Муромских», изданной в XVI веке московским учёным-книжником. Так что целых три причины для написания такой книги.

– Вам что-то ещё удалось добавить к их образу?

– Ещё одним поводом для того, чтобы написать книгу, стала дипломная работа Ирины Левиной – моего соавтора. Она написала о «Повести о Петре и Февронии» как об историческом источнике. И мы, приступая к этой работе, были очень взволнованы и настроены на серьёзный труд, поскольку для нас оказалась очень важной идея того, что эта повесть – не фольклорное произведение, не средневековый роман. Это произведение, в котором можно видеть шифры и символы очень мудрого, очень высокообразованного книжника XVI столетия. И нам хотелось в какой-то мере очистить «Повесть о Петре и Февронии» от напластований главным образом советских мудрований, когда невозможно было не замечать столь крупное произведение древнерусской литературы, но и невозможно было адекватно оценить его христианскую сущность. 

– Тем более, что сегодня нам особенно нужны примеры таких счастливых семейных союзов, что называется, из реальной жизни.

– Да, это действительно так. У нас в России семья в кризисе с XIX века, и за это время она претерпела очень серьёзные изменения – на мой взгляд, не к лучшему. Пример Петра и Февронии говорит о том, что если муж и жена руководствуются в жизни идеалом веры и любви, это помогает в жизни преодолеть буквально всё – любые невзгоды, любые беды. А кроме того, для всякого христианина ясно, что крещение – это всего лишь аванс. Путь, на который тебя ставят и в конце которого может быть спасение души, а может, этого спасения и не случится, если ты этот аванс растратишь на ерунду, если ты не будешь соблюдать заповеди, не будешь по-христиански относиться к несчастьям, которые обрушиваются на твою голову. 

То есть иными словами ты начинаешь движение в сторону спасения души после того, как ты крещён. Но этот путь трудный, и ты тысячу раз можешь сбиться и оказаться в яме, свернуть не туда. Но вот путь Петра и Февронии – очень многотрудный, усыпанный препятствиями и лишениями, – он показывает, что всегда можно вернуться на правильную дорогу и всегда можно пройти по ней до конца, даже если ты попал во все ямы и ловушки, которые стоят на этом пути.

– Сегодня складывается впечатление, что русская история переживает в каком-то смысле ренессанс – очень много книг выходит на эту тему. Как Вы относитесь к такому возрождению интереса к истории? С чем это связано?

– Это нормальное явление. В советское время история была забита в такую деревянную колодку. Есть «испанский сапог», а для нашей истории был своего рода «советский сапог». В 90-е годы её постарались извлечь из одного «сапога» и переставить в другой – либеральный сапог. А сейчас, к сожалению, мы время от времени видим какой-то такой ультраохранительный сапог. Это печально. 

Но понимаете, какая вещь – мы прошли несколько очень серьёзных поворотов в национальном самосознании. И люди, которые мыслят о себе как о части русского народа, как о части русской нации, они, проходя через эти повороты, учились критическому осмыслению прошлого и перестали бездумно принимать на веру всё, что сыплется на них со всех сторон из телевидения и Интернета. Научились понимать, что любая политическая принадлежность в густом концентрированном виде всегда приводит к искажению истории. А идеал истины находится всё-таки несколько в стороне от злободневных политических баталий и ближе к Богу.

Вот поэтому на нынешний ренессанс истории я смотрю оптимистично. Не без ошибок, не без перекосов, но в целом мы проходим достаточно нормальный путь. 

– Вы в своё время внесли вклад в борьбу с искажением истории и даже придумали специальный термин для такого жанра – фолк-хистори. Объясните, пожалуйста, что это значит.

Фолк-хистори – это своего рода шарлатанство, когда берётся исторический материал и из него делается шоу. Автор не стремится добиться исторической истины – ему надо просто веселить публику. Поэтому он будет утверждать, что традиционные косные историки всё исказили, изоврались, специально что-то подтасовали. Это добавляет перца в «блюдо», потому что такие материалы – с обвинениями, тяжкими вердиктами – массовый читатель берёт с большим интересом. Но надо очень хорошо понимать, что это просто-напросто рыночная страта в издательском деле – альтернативная история, она же фолк-хистори. Это труды чисто коммерческого направления, и в некоторых из них может не быть даже одного процента действительных исторических фактов.

– Нынешний интерес российского общества к истории проявляется в том числе и в строительстве памятников таким историческим персонажам, как князь Владимир и Иван Грозный. Их появление вызвало разные отклики – кто-то одобряет, кто-то критикует. На Ваш взгляд, нужны таки памятники?

– Памятники, безусловно, нужны. У нас великая страна с великой историей, которую мы должны помнить. И нам действительно необходимо ставить памятники величайшим фигурам древности. На мой взгляд, Владимир Святой – это фигура совершенно однозначная, тут и спорить нечего. А спорят в основном – почему памятник поставлен в Москве, хотя при Владимире Москвы не было, а было Древнерусское государство, и его столицей являлся Киев. Но ведь в состав же этого Древнерусского государства входила очень значительная часть современной России. И культурное, и историческое наследие Древней Руси в равной мере принадлежит и современной России, и современной Украине, и современной Белоруссии. 

Для нас особенно важно, что Владимир Святой произвёл так называемое большое или массовое крещение Руси. И ныне мы все – православные – плод его просветительской деятельности. Ведь он назван нашей церковью Равноапостольным. Это значит, что русская православная община должна бы воздавать святому Владимиру благодарность и почитать его. Ну вот памятник и есть плод такого почитания. Никаких сомнений тут нет.

Что касается Ивана IV – это гораздо более сложная фигура. Дело в том, что за Иваном IV, который формально правил страной 51 год, а неформально –лет 30–35, числятся и большие победы, и большие поражения. С одной стороны, при нём была взята Казань, было освобождено множество русских пленников от рабства. При нём было введено книгопечатание в Москве, велось активное строительство, обновился Судебник. При нём было создано стрелецкое войско. При нём был взят Полоцк, а это событие международного значения – оно всколыхнуло Европу гораздо больше, чем взятие Казани. 

А с другой стороны – при нём же татары добрались до Москвы и сожгли её, чего не было со времён Дмитрия Донского. При нём была проиграна Ливонская война, и Россия потеряла земли, в том числе населённые и русскими православными людьми. И только сын Ивана Грозного Фёдор – блаженный царь и новый чудотворец – вернул эти территории. 
Ну и наконец очень спорная ситуация вокруг массовых репрессий, связанных с именем Ивана IV. Строго задокументировано примерно 4–5 тысяч убиенных. И, честно говоря, я как христианин не могу найти в истории ни одного оправдания массовым казням, даже из самых лучших побуждений. Мне кажется, что даже ради Христа казнить нельзя. 

Иногда говорят, что он таким образом выжег измену. Измена там действительно была, и некоторые изменники действительно поделом поплатились. Но ведь там же в списках казнённых и женщины, и дети. Явно, что досталось без разбору и виноватым, и невиновным. 

Судьба души человеческой невероятно важна. Поэтому когда сейчас сторонники Иосифа Виссарионовича начинают поднимать на своё знамя имя Ивана Васильевича, это нелепо и очень страшно. Поскольку первый из них был воплощённое зло, второй был чрезвычайно сложной, трагической фигурой. Не надо славить у этой фигуры то, что сомнительно и черно. Не надо славить казни. Если хотите прославить Ивана IV, вспоминайте то, что хорошее он сделал для России. 

И для меня это вопрос пятьдесят на пятьдесят – правильно ли, что был ему поставлен памятник. Но если уж он поставлен, то надо закончить вокруг него пляски критики. Я не выступал за то, чтобы его поставили, а сейчас ни за что не выступлю против. Хотя бы из одного соображения: в XX веке у нас много уничтожили памятников нашим государям. И хотя бы из почтения к одному царскому чину я никогда не призову к тому, чтобы этот памятник – пусть и несколько сомнительный – сносить или разрушать.

– В следующем году нам предстоит отметить важную дату – столетие Октябрьской революции. И наверняка, она тоже вызовет споры и противоречивые комментарии. Как Вы считаете, спустя 100 лет возможно примирение последователей и потомков красных и белых?

– Представьте себе, что на пустынной автобусной остановке мужчина хватает женщину за шею и начинает её насиловать. Вот в тот момент, когда он совершил своё намерение, что будет примирением? Его раскаяние и отправка под суд или прощение с её стороны – «милый, ты мне даже понравился»

Вот если у нас сейчас будет полное согласие с идеей красной – идеей разрушительной, катастрофической, то это будет «милый, ты мне даже понравился». А ничего красивого, ничего правильного в этом нет. Мы получили урок очень тяжёлой ценой, и не надо его забывать. Никакой революции не надо в России, никакого коммунизма не надо в России, никакого старика Виссарионовича не надо воскрешать и ставить на знамёна. Всё это приведёт к очередному масштабному кровопусканию. 

Также по теме

Новые публикации

«Грамотный водитель» – так говорят о тех, кто соблюдает правила безопасного вождения. С точки зрения русского языка грамотность заключается ещё и в корректном употреблении профессиональной терминологии.
В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.
В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Судя по результатам голосования на сайте недавно созданной организации «Мы есть русские», с понятием «русский» в подавляющем большинстве случаев респонденты ассоциируют слова «справедливость» и «величие». Оно   красного цвета и связано с символом Родины-матери, наполнено наследием предков и верой в процветающее будущее народа.
Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
Цветаева