EN
 / Главная / Публикации / Секрет Измаила

Секрет Измаила

Алексей Фёдоров24.12.2015

Русская армия за свою многовековую историю взяла осадой и штурмом немало крепостей и укреплённых пунктов. Можно вспомнить хрестоматийный штурм Очакова под командованием Потёмкина. Или осаду Плевны, памятную многим по фильму «Турецкий гамбит». Кое-кто назовёт прорыв линии Маннергейма и, наконец, все согласятся, что беспримерным по размаху и значению был штурм Берлина. Однако самым, пожалуй, известным событием такого рода, вошедшим в список Дней воинской славы России, стало взятие в 1790 году крепости Измаил.

Осада или штурм?

Прежде всего, штурм Измаила памятен тем, что им командовал Суворов. И это обстоятельство объясняет очень многое, если не всё. Ведь Суворов всегда действовал быстро и неожиданно, бил не числом, а умением и так вдохновлял свои войска, что они вытворяли форменные чудеса вплоть до беспримерного перехода через Альпы. 

Вообще он частенько брался за то, от чего дружно отказывались другие военачальники, и всегда добивался успеха. Одним словом, где Суворов – там обязательно победа. И «безнадёжный», то есть укреплённый по последнему слову техники, с многочисленным, настроенным держаться до последнего гарнизоном Измаил прекрасно доказывает эту истину.

Фрагмент диорамы «Штурм крепости Измаил». Музей Суворова (г. Измаил) 

До Суворова взять эту первоклассную крепость, которая по совместительству являлась базой снабжения всех турецких войск на валашском направлении, пытались трижды: один раз – в 1789 году и два раза – в 1790-м. Во всех случаях не доставало сил и, главное, решительности командиров, поэтому действовали самым безопасным способом – осадой. Однако для неё требуется не только терпение и артиллерия, которой у русских не хватало, но и хорошее снабжение вместе с тёплым жильём. Иначе потери от холода и болезней будут больше, чем от боевых действий. А последняя осада Измаила началась как раз в ноябре. И поскольку на успех уже не надеялись, то Павел Потёмкин, троюродный брат знаменитого фаворита Екатерины II, решил отойти в тёплые места.

Узнав о таком решении, Григорий Потёмкин тут же приказал войскам вернуться, назначил командующим Суворова и предложил ему самому разобраться и решить, брать Измаил или всё-таки отступить. В привычной для него манере Суворов в одиночку за два дня проскакал 200 км, за сутки выяснил положение дел и тут же принял решение через неделю штурмовать крепость. И это несмотря на то, что расклад был явно не в нашу пользу. 

У Суворова даже с подошедшим на подмогу элитным Фанагорийским полком была 31 тысяча солдат, в то время как у коменданта турецкой крепости Айдозле-Мехмет-паши – 35 тысяч. Правда, поговаривают, что Кутузов, занимавшийся тогда разведкой, сообщил, что у турок под ружьём всего 18–25 тысяч, а остальные – больные, раненые и технический персонал. Но легче от этого не стало. Ведь Измаил был окружён валом высотой 6–8 метров и крепостным рвом глубиной до 10 метров, местами заполненным водой глубиной до 2 метров. К этому остаётся прибавить 265 орудий и боевой настрой турок, которым накануне сообщили повеление султана о том, что всякий сбежавший или сдавшийся в плен будет казнён.

Но Суворов был настроен гораздо решительнее турок. Ещё до того, как они отказались принять предложение сдать крепость без боя, он начал подготовку к штурму. Прежде всего, он быстро навёл порядок в питании солдат, которое всегда страдало от недобросовестных поставщиков и интендантов. Приказал построить макет крепостного вала и гонял рядовых и офицеров вверх-вниз по лестницам, приговаривая, что лучше потом обливаться, чем кровью. Заодно, чтобы основательно испортить нервы упорному противнику, завёл ежедневную бомбардировку и еженощный фейерверк. Последний был нужен, чтобы турки привыкли к сигнальным ракетам и не смогли распознать начало штурма. Наконец, Суворов буквально по нотам репетировал дело и с офицерами, и с солдатами, добиваясь, чтобы каждый из них «понимал манёвр». Одним словом, за неделю Суворов добился того, чего не было у русских до него: правильного настроя! Ведь желание и готовность победить в бою значат больше, чем количество солдат и пушек.  

Смелость города берёт

Штурм Измаила состоялся 22 декабря и прошёл по суворовскому плану. Ещё ночью наши войска ударили с трёх сторон, в том числе со стороны Дуная, где укрепления оказались наиболее слабыми. И хотя турки, предупреждённые перебежчиками, заранее приготовились к встрече, они не смогли сдержать русский натиск, оставили вал и поспешно отошли вглубь. А с восьми часов утра началась вторая часть – бой в самой крепости
По свидетельствам очевидцев, он оказался значительно тяжелее, чем сам приступ: турки дрались отчаянно, и штурмовать приходилось буквально каждый дом, в котором они засели. В результате, сражение продлилось всё утро и почти весь день, а Измаил оказался усеян телами погибших, которых пришлось срочно хоронить, а то и вовсе сбрасывать в Дунай…

 А. Кившенко. «Взятие Измаила», конец XIX в.

Правильная подготовка и настрой, быстрота и невероятная по тем временам отлаженность действий всего войска, а также инициатива командиров и умение солдат позволили добиться невероятного. Сильная крепость была взята одним штурмом и с относительно небольшими потерями: 2136 убитых, 3214 раненых и один затонувший корабль из Дунайской флотилии.
 
Впрочем, не все историки доверяют этим цифрам и полагают, что убили с нашей стороны 4 тысячи, в том числе очень много офицеров, а ранили – 6 тысяч. А вот разгром турок был не просто полным, а ужасным. Помимо крепости, они только убитыми потеряли то ли 26, то ли 29 тысяч человек, а в плену оказалось ещё почти десять тысяч. К тому же нам достались богатые трофеи: 245 орудий, множество боеприпасов, 10 тысяч лошадей, полсотни различных судов и самых разных ценностей на сумму свыше 1 млн тогдашних солидных рублей. Иначе говоря, Суворов получил то, в чём так нуждались порядком пообносившиеся и испытывавшие дефицит буквально во всём русские войска. И это уже не говоря о подходящем жилье, без которого трудно пережить даже тёплую южную зиму.

Считается, что славная победа ускорила окончание войны, после которой турки навсегда отказались от своих претензий на Крым. И заодно порядком озадачила и огорчила европейцев – англичан, французов немцев, которые помогали туркам в надежде, что Россия не утвердится на Чёрном море. И огорчение это было столь сильным, что даже через треть века Байрон с сочувствием к туркам и пренебрежением к русским, описал сражение в «Дон Жуане». 

Впрочем, в России тоже нашлись поэты, воспевшие Измаил. Через полгода после «измаильского дела» Гавриил Державин написал известную оду «Гром победы, раздавайся!», которая до 1816 года превратилась в неофициальный гимн. Со временем его сменили другие гимны, где уже не говорилось о Дунае, Крыме и Кавказе. Но слава Измаила не затерялась среди новых веяний и перемен, и он остаётся символом победы, которую удалось добиться благодаря высокому мастерству.

Неудобные вопросы

Конечно, у Измаила есть свои секреты. Например, Суворов ожидал в награду за него чин генерала-фельдмаршала, а получил всего лишь золотой крест и чин подполковника Преображенского полка. И, конечно, возникает вопрос: почему награда оказалась слишком малой. Может, императрица пожадничала или Потёмкин позавидовал славе подчинённого? 
А может… взятие Измаила не было таким уж грандиозным и решающим событием? Ведь война продолжалась ещё целый год, и турки запросили мира только после русских побед у Манчина, мыса Калиакрии и потери ещё одной сильной крепости – Анапы. Кроме того, если внимательно присмотреться к дюжине русско-турецких войн, то окажется, что Измаил взяли штурмом трижды – в 1770, 1791 и 1809 годах, – причём два раза без Суворова! И сам собой напрашивается ещё один вопрос: а был ли он так уж неприступен?

Н. Зиновьев. Штурм Измаила. Шкатулка, 1939 г. 

Вообще количество таких неудобных вопросов зависит от того, насколько мы видим картину в целом и обращаем внимание на детали. Например, почему Потёмкин, зная, что турок в Измаиле огромное количество, послал на помощь Суворову всего один, пусть и сильный, полк? Неужели так надеялся на талант подчинённого, которому, если верить легендам, жутко завидовал? Или зачем Суворову понадобилось серьёзно преуменьшать количество своих потерь? Боялся наказания – или масштабы сражения были скромнее, нежели принято говорить? 

Наконец, почему историки всегда рассказывают о Суворове и его хитром ученике Кутузове, но крайне редко – об основателе Одессы Иосифе де Рибасе? Он ещё в ноябре 1790 года ворвался в Измаил со стороны Дуная, и этот «ход конём» лёг в основу суворовского плана. Впрочем, у всех этих вопросов есть очень интересные ответы. И когда находишь их, то понимаешь, что подвиг Измаила остаётся подвигом потому, что, несмотря на все тонкости, он оказался результатом незаурядного ума и настоящего героизма.         

Также по теме

Новые публикации

США третий год подряд не разрешают дипломатам возложить венки на Арлингтонском кладбище к обелиску в память о встрече на Эльбе. А вот в Москве встречу союзнических армий, которая состоялась 25 апреля 1945 года у немецкого города Торгау, общество не забывает и отмечает ежегодно.
«Грамотный водитель» – так говорят о тех, кто соблюдает правила безопасного вождения. С точки зрения русского языка грамотность заключается ещё и в корректном употреблении профессиональной терминологии.
В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.
В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Судя по результатам голосования на сайте недавно созданной организации «Мы есть русские», с понятием «русский» в подавляющем большинстве случаев респонденты ассоциируют слова «справедливость» и «величие». Оно   красного цвета и связано с символом Родины-матери, наполнено наследием предков и верой в процветающее будущее народа.
Цветаева