EN
 / Главная / Публикации / Большой 240-й сезон открытий

Большой 240-й сезон открытий

Людмила Краснова31.08.2015

Открываемый 4 сентября 240-й сезон Большого театра обещает быть насыщенным. Только одних выставок в музее Большого заявлено 60. Ещё главный театр страны примет более полусотни гастролей звёзд со всего мира. Также театр активно осваивает новые приёмы в распространении классических и новых постановок – через интернет и кинопоказы.

Опера Бизе «Кармен» в постановке дирижёра Тугана Сохиева 4 сентября открывает новый 240-й сезон в Большом театре. Следующая премьера – выступление на сцене Большого Гамбургского балета Джона Ноймайера. Гости покажут два балета на музыку Сергея Прокофьева в хореографии Джона Ноймайера – «Историю Золушки» и «Ромео и Джульетту». С сентября по ноябрь сцена Большого будет отдана Международному фестивалю современного танца. Своё искусство продемонстрируют балетные труппы из Франции, Чехии, ЮАР, Финляндии, Испании, Великобритании. Зрители смогут приобщиться к новым тенденциям современной хореографии.

Балетной труппе и оркестру театра в новом театральном сезоне предстоят гастроли в Лондоне, в Королевском театре «Ковент-Гарден». Зрители Великобритании увидят балеты «Дон Кихот», «Лебединое озеро», «Корсар», «Пламя Парижа», «Укрощение строптивой».

Также Большой театр последовательно осваивает приёмы и навыки распространения своей продукции. Это не только трансляции записей известных балетных спектаклей – «Драгоценности», «Щелкунчик», «Спартак». Зрителям во всём мире будут доступны и прямые трансляции балетов «Жизель», «Дама с камелиями», «Укрощение строптивой», «Дон Кихот». Всего в номинации «Трансляции» стоит 48 балетных шедевров.

В предстоящем театральном сезоне будет проведено 36 концертов и памятных вечеров. Среди них концерты из цикла «Оркестр Большого театра в лицах», «Бетховен в ХХ веке», «Мелодии и ритмы», ансамбль скрипачей оркестра Большого театра. В программах концертов нашла своё место музыка Баха, Моцарта, Мендельсона, Хиндемита, Брамса, Бартока.

В молодёжную оперную программу Большого театра, руководимую профессором Дмитрием Вдовиным, включён цикл концертов, посвящённый музыке русских композиторов, немецкой камерной музыке, французской вокальной музыке. Предстоит гала-концерт участников и выпускников МОП на исторической сцене Большого. Дирижировать будет Туган Сохиев. Скорое 100-летие со дня рождения Георгия Свиридова театр отметит серией концертов в декабре текущего года. Это будут выступления симфонического оркестра, хора и солистов Большого театра. Примут участие в этом событии и артисты молодёжной оперной программы Большого театра.

Концерт БТ и Академии хореографии будет посвящён 100-летию со дня рождения Софьи Головкиной. В Музейном зале Исторической сцены посетители увидят выставку, подготовленную к этому событию. Также пройдут концерты-посвящения – к 90-летию со дня рождения Майи Плисецкой и Раисы Стручковой. Оперный бал осенью, 10 ноября, будет посвящён Елене Образцовой. В мае 2016 года запланированы творческие вечера знаменитой балерины Светланы Захаровой, которые пройдут на Исторической сцене Большого театра. Творческий вечер выдающегося дирижёра Геннадия Рождественского, посвящённый его 85-летию, также пройдёт на Исторической сцене.

В марте 2016 года Борис Акимов отметит 50-летие своей творческой деятельности. В связи с этим событием на Исторической сцене БТ выступят артисты балета Большого театра, Мариинского театра, Королевского театра «Ковент-Гарден», Парижской национальной оперы, театра «Ла Скала», Гамбургского балета Джона Ноймайера, Баварской государственной оперы, Венской государственной оперы, а также артисты балета нескольких театров Японии.

Заявлен в программе предстоящего сезона фестиваль музыки Леонида Десятникова, приуроченный к 60-му дню его рождения. В фойе Новой сцены Большого театра будет представлена выставка, посвящённая этому событию.

Рубрика «Премьеры» в программе Большого театра включает 10 наименований. Откроет сезон премьер спектакль «Байки о лисе, утёнке и Балде» на музыку С. Прокофьева, И. Стравинского, А. Праведникова. В спектакле использованы тексты сказок «Гадкий утёнок», «Байка про лису, петуха, кота да барана», «Сказка о попе и его работнике Балде». Сказочный коллаж будет представлен скоморохами, певцами и музыкантами на русской ярмарке. Ярмарка в этом спектакле – модель мира. Зрителям будет показана история становления личности, отрицания алчности и непослушания, утверждения принципов справедливости. Музыкальное действо предназначено детям и пройдёт в Бетховенском зале Большого театра.

Среди балетных премьер с особым трепетом ожидается возвращение в родной дом, на Историческую сцену Большого театра, легендарного балета Людвига Минкуса «Дон Кихот». Этот балет был создан в 1869 году Мариусом Петипа специально для московской труппы. Долгие годы балет существовал в постановке Александра Горского. В этой постановке блистали многие поколения выдающихся артистов Большого театра. Вернётся балет «Дон Кихот» в новом облике, задуманном Валерием Левенталем.

Ожидается премьера балета «Ундина» на музыку Ханса Вернера Хенце в постановке хореографа Вячеслава Самодурова. Главным источником вдохновения для создателя этого балета является музыка, а не история любви. Так утверждает сам Самодуров. Премьерный показ спектакля ожидается на Новой сцене в июне 2016 года.

В оперном репертуаре – П. И. Чайковский в год его 175-летия. Зрителей ждёт встреча с оперой «Иоланта». Предварять же эту встречу будет сюита из балета «Щелкунчик». Со слов дирижёра-постановщика спектакля Владимира Федосеева, соединение в одном спектакле оперы «Иоланта» и сюиты из балета «Щелкунчик» – попытка восстановить тот спектакль, который был поставлен при жизни П. И. Чайковского. Это опыт обращения к тем эмоциям, чувствам, которые испытывали композитор и зрители на премьере в декабре 1892 года. Чайковский взял восемь частей из полной партитуры «Щелкунчика» и создал музыкальные картины, не связанные с сюжетом.

Режиссёр-постановщик спектакля Сергей Женовач определяет оперу «Иоланта» как светлую сказку, вносящую образную поэтичность в наивность чувств. Чайковский мечтал, чтобы «Иоланта» звучала вместе со «Щелкунчиком» в один вечер. Мелодии сюиты из «Щелкунчика», которые слышит Иоланта, становятся прологом к её истории. Мир Иоланты наполнен предчувствием любви.

Премьера спектакля состоится 28 октября 2015 года на Исторической сцене Большого театра. У предстоящей премьеры есть все основания стать ярким и достойным событием. Не хотелось бы вспоминать о грустном, но, просматривая афишу, невольно замечаешь назойливое мелькание «Пиковой дамы» в последней постановке, за которую приходится просить прощения не только у зрителей, но и у композитора.

Ещё из заявленных премьер в предстоящем сезоне могла бы радовать опера Гаэтано Доницетти «Дон Паскуале», но доверен этот шедевр бельканто скандально известному режиссёру-постановщику Тимофею Кулябину, наверное, в качестве бонуса за «Тангейзера» в Новосибирском оперном театре. Что тут ждать, остаётся загадкой. Хотя уже есть первые ориентиры новой постановки. Со слов Кулябина, время действия в опере перенесено в детализированную современность. Почему время конкретного оперного шедевра так мешает режиссёру? Получается, что музыка живёт своей жизнью, а сценическое действие – своей. Нарушается гармония. Постановка проигрывает. Расплачивается за результат зритель.

Из новых оперных работ объявлено сочинение Гектора Берлиоза «Осуждение Фауста» с дирижёром-постановщиком Туганом Сохиевым. Как говорит Сохиев, спектакль должен получиться интересным, повествующим о вере в молодость и любовь. Премьера ожидается 22 июля 2016 года. Ещё один шедевр – опера Д. Шостаковича «Катерина Измайлова» будет представлена также Туганом Сохиевым. Свою задачу дирижёр видит в объединении сценической драматургии и музыки. Премьера назначена на 18 февраля 2016 года.

В декабре 2015 года на Новой сцене Большого театра будет представлена опера Георга Фридриха Генделя «Роделинда» с дирижёром-постановщиком Кристофером Мулде. Режиссёр-постановщик Ричард Джонс определяет свою постановку как судебную экспертизу взаимодействия семи человек друг с другом в чрезвычайных обстоятельствах, положенную на изысканную и оригинальную музыку.

 

Также по теме

Новые публикации

«Грамотный водитель» – так говорят о тех, кто соблюдает правила безопасного вождения. С точки зрения русского языка грамотность заключается ещё и в корректном употреблении профессиональной терминологии.
В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.
В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Судя по результатам голосования на сайте недавно созданной организации «Мы есть русские», с понятием «русский» в подавляющем большинстве случаев респонденты ассоциируют слова «справедливость» и «величие». Оно   красного цвета и связано с символом Родины-матери, наполнено наследием предков и верой в процветающее будущее народа.
Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
Цветаева