EN
 / Главная / Публикации / Школьное сочинение: воспитывать, а не только проверять знания

Школьное сочинение: воспитывать, а не только проверять знания

Борис Серов08.04.2015

На открытии конференции «Сочинение на современном этапе развития системы образования в РФ» в актовом зале академии буквально яблоку было некуда упасть. Здесь собрались более трёхсот преподавателей из 65 регионов России. Цель встречи – подвести итоги первого года проведения итогового сочинения, которое вернулось в российские школы после долгого перерыва, а также обсуждение перспектив этой формы оценки знаний.

Помимо пленарных заседаний, в рамках конференции пройдёт несколько круглых столов. В числе заявленных докладов – «Современная литература в современном сочинении: возможные риски и очевидные преимущества» (Мария Черняк, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена), «Жанровая парадигма сочинения в начальной и средней школе» (Вадим Пугач, Санкт-Петербургский государственный университет), «Психофизиологические основы обучения письму и чтению (Марьяна Безруких, «Институт возрастной физиологии РАО»), «Сочинение как средство “обучения мозга”» (Татьяна Черниговская, Санкт-Петербургский государственный университет), «Круг чтения современного школьника. Критерии отбора литературных текстов» (Елена Романичева, Московский городской педагогический университет), «Научно-методическая инфраструктура для подготовки к написанию сочинения (Елена Казакова, Санкт-Петербургский государственный университет) и др.

— Сочинение — тема, которая волнует всех, она очень актуальна. Когда мы год назад встречались с учителями города Москвы и говорили о возвращении в школу сочинения, я тогда не видела с их стороны одобрения и поддержки, — сказала, открывая конференцию, президент Российской академии образования, председатель Попечительского совета фонда «Русский мир» Людмила Вербицкая. — Учителя объясняли мне, что очень сложно после нескольких лет работы по Единому государственному экзамену перейти к сочинению. Я уверена, мы сегодня услышим самые разные мнения и всё-таки придём к общему мнению, что возвращение сочинения в школу можно только приветствовать.

Глава Комитета ГД РФ по образованию, председатель Правления фонда «Русский мир» Вячеслав Никонов, в свою очередь, заметил:

— То, что происходило в последнее десятилетие с нашим образованием и с русским языком, конечно, нельзя назвать нормальным. Я тоже преподаю в университете и вижу студентов. Они плохо могут говорить и плохо пишут. Это во многом следствие того, что сочинение ушло из числа предметов, необходимых для поступления в вузы… Когда я стал председателем Комитета Государственной думы по образованию, я занял однозначную позицию. Возвращение сочинения — огромное наше общее достижение.

Кстати, Вячеслав Никонов вспомнил и личную, весьма поучительную историю – именно хорошо написанное в школе сочинение дало ему уверенность в собственных силах на любом экзамене. А произошло это так: готовясь с репетитором к поступлению в вуз, в 10 классе он писал сочинения буквально каждый день, потому что раньше они ему не слишком удавались. Однажды в школе дали задание написать сочинение по любому современному писателю – он пошёл в магазин и купил книгу Олеся Гончара «Циклон». Когда учитель вернул проверенный листок, оказалось, что ни орфографических или грамматических, ни стилистических ошибок там не было, однако оценка всё же стояла «четыре» с припиской: «списано с предисловия». В этот момент, по словам Никонова, он и почувствовал гордость, поскольку на самом деле никакого предисловия в книге не было, просто учитель принял рассуждения ученика за слова профессионального литературного критика. «После этого я писал сочинения только на “пять” и без ошибок», – заметил Никонов.

О важности сочинения не просто как средства проверки знаний, но как важнейшего инструмента обучения, мотивирующего учеников хорошо формулировать мысли, рефлексировать по поводу прочитанного, да и в целом – читать, говорили и другие выступавшие.

– Сочинение – один из инструментов привития любви к чтению. Оно расширяет кругозор, делает школьников более эмоциональными, более духовно богатыми, – уверена Наталья Третьяк, первый заместитель министра образования и науки РФ. По её мнению, нужно использовать новые технологии в обучении, чтобы завоевать внимание школьников, иметь возможность выдержать конкуренцию с современной индустрией развлечений: телевидением, кино, компьютерными играми...

Сотрудница Московского института открытого образования Людмила Дудова, одна из членов экспертной группы, разрабатывавшей критерии сдачи сочинения в школе, считает очень важным отметить: сочинение призвано решать задачи воспитания, а не только образования.

Кризис чтения, напомнила она, переживаем не только мы, а всё человечество, и сочинение — один из инструментов преодоления этого кризиса. Поскольку оно побуждает к размышлению над прочитанным, заставляет осмысливать своё место в мире, чего современным ученикам явно не достаёт. Кроме того, подготовка к сочинению развивает словарный запас ученика, выполняет функцию эстетического воспитания (выбор для чтения серьёзных произведений, а не детективов).

Самая главная, по мнению специалиста, задача выпускного сочинения состоит не в том, чтобы просто проверить знания по русскому языку и литературе, а чтобы оценить ценностную систему мира ученика – и подтолкнуть в ходе подготовки к саморефлексии.

– Мы не только формируем языковую личность, но и посредством языка формируем ту самую ментальность, которая отличает человека, говорящего и думающего на русском языке, – считает Дудова.

Но это – задача максимум. Между тем, сразу несколько важных практических вопросов остаются нерешёнными, и, самое главное, в среде экспертов пока нет согласия на этот счет.

Об этом, в частности, говорила ещё одна докладчица, Майя Пильдес (директор Академической гимназии № 56, Санкт-Петербург). Она рассказала, как эксперты подошли к возвращению сочинения в школы в прошлом учебном году, какими принципами при этом руководствовались.

Почему была выбрана форма проведения сочинения в виде «зачёт/незачёт» (зачёт позволяет приступить к сдаче ЕГЭ), а не система оценок, как при полноценном экзамене? Где проводить сочинение – в школах или централизованно? Было решено проводить в школах, не взирая на возможность злоупотреблений отдельных педагогов. Какие темы выбирать для сочинений и на основании каких критериев? Выбрали пять-шесть главных тематических направлений, которые дробились на 40 конкретных тем, несколько различавшихся в разных регионах. Как оценивать сочинения и проверять ли грамотность? Экспертная комиссия пришла к компромиссному решению о допустимости ограниченного, хотя и немалого в сравнении с прежними строгими правилами, количества ошибок.

По мнению Пильдес, все выбранные решения на данном этапе являются оптимальными. Она просила коллег не настаивать на изменениях, по крайней мере, в ближайшие 1-2 года.

Даже начало конференции показало, что и среди экспертов нет единства относительного такого важного вопроса, как проверка грамотности сочинения. Если одни настаивают на том, что грамотность проверяется на экзамене по русскому языку, а задача сочинения – иная, другие не могут согласиться с этим подходом, настаивая на возврате к традиционным для России принципам оценки сочинения. Не случайно (об этом рассказала Л. Дудова) при голосовании в рабочей группе мнения разделились поровну, и лишь голос председателя Натальи Солженицыной склонил чашу весов всё же в сторону проверки грамотности.

Уже на первом пленарном заседании развернулась дискуссия. Последовало много вопросов от педагогов: почему нельзя пользоваться текстами источников на сочинении? Уместно ли проводить сочинение в середине зимы, когда не пройдена ещё вся программа по литературе в выпускном классе? Когда станут известны точные требования к итоговому сочинению 2015 года (на этот интересующий многих вопрос Наталья Третьяк ответила, что требования к выпускному сочинению на ближайший год останутся прежними)? Как оценивать однотипные ошибки?

Вопросов у учителей ещё много, но, кажется, в зале не было ни одного, кто бы был недоволен возвращением сочинения. Остаётся, пожалуй, главный вопрос: насколько затянется этот переходный период? Стоит ли продлить промежуточный статус сочинения, дав учителям и ученикам возможность постепенно привыкать к новым правилам, или, по призыву Вячеслава Никонова, «поднимать планку как можно выше и скорее»?

Также по теме

Новые публикации

Какое ударение в слове «христианин», в чём смысловое отличие вечери от вечерни, прописные или строчные следует писать в словах церковной тематики?.. Попробуем дать краткие ответы на эти и другие популярные вопросы о религиозной лексике.
Майские праздники дают старт новому сезону путешествий. Свои туристические программы есть во всех регионах России, но Новгород и Псков – неувядающая классика. К поездкам туда призывают учебники истории и фильмы о становлении Руси.
США третий год подряд не разрешают дипломатам возложить венки на Арлингтонском кладбище к обелиску в память о встрече на Эльбе. А вот в Москве встречу союзнических армий, которая состоялась 25 апреля 1945 года у немецкого города Торгау, общество не забывает и отмечает ежегодно.
«Грамотный водитель» – так говорят о тех, кто соблюдает правила безопасного вождения. С точки зрения русского языка грамотность заключается ещё и в корректном употреблении профессиональной терминологии.
В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.
В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
Цветаева