EN
 / Главная / Публикации / Призвание – снайпер

Призвание – снайпер

Алексей Фёдоров23.03.2015

В памятных списках Героев Советского Союза значится девять человек с незатейливым именем Василий Зайцев. Есть среди них и танкисты, и лётчики, причём один из «летунов» высокую награду получил дважды. Но известным оказался только снайпер, тот самый, который всего за месяц боёв в Сталинграде уничтожил 225 врагов. Сегодня знаменитому стрелку исполнилось бы 100.

Советское поколение помнит прославленного стрелка, 100-летие которого отмечается сегодня, по его воспоминаниям «За Волгой для нас земли не было. Записки снайпера». Написаны они довольно живо, а кроме них, он был ещё автором учебников для снайперов.

А вот поколения помоложе скорее всего узнали о Василии Григорьевиче Зайцеве из художественных фильмов – отечественного «Ангелы смерти» и голливудского «Враг у ворот». Причём наибольшую славу герою обеспечила именно последняя картина, хотя в ней защитники Сталинграда изображены чуть ли не животными, в то время как доблестные солдаты вермахта показаны едва ли не рыцарями.

Можно посетовать на неправдоподобность американского кино, а можно задуматься о том, почему наших у продюсеров и режиссёров редко получаются добротные фильмы о героях Великой Отечественной. Но лучше посмотрим на страницы самой истории, чтобы увидеть главное, оставшееся за красочным кадром.

Берданка в подарок

А главное состоит в том, что Василий Зайцев стал метким стрелком отнюдь не случайно. Он родился и вырос в семье потомственных промысловиков Урала, людей занимавшихся охотой на пушного зверя. Бить белку в глаз он научился в 12 лет, причём сначала охотился с луком и лишь потом, после дюжины ценных трофеев, он получил от радостного деда-учителя в подарок берданку.

Такими же охотниками по рождению и призванию были и другие знаменитые советские снайперы: сибиряк Михаил Ильич Сурков, якут Фёдор Матвеевич Охлопков, эвенк Семён Данилович Номоконов. И в этом плане наша большая страна была куда богаче маленькой Германии, в которой практически не осталось дремучих лесов и диких зверей, а значит и повода для настоящей охоты. Большинство немецких снайперов вышло из жителей альпийских земель, где меткий выстрел даже в XX веке мог спасти жизнь.

Впрочем, Василий не пошёл по стезе деда, а получил более востребованную в 30-е годы профессию арматурщика. Судьба пророчила ему стать строителем Магнитки, крупнейшего металлургического комбината страны и даже мира. Но это нисколько не мешало ему развивать навыки, полученные в детстве. Потому что и в магнитогорском техникуме, и на Тихоокеанском флоте, где он проходил срочную службу, имелись стрелковые секции, которые могли посещать все желающие. И всё это тоже не было случайностью.

Ещё в 1932 году зародилось знаменитое движение «ворошиловских стрелков», готовившее метких стрелков, столь нужных Красной Армии. Специальные снайперские отделения тогда же появились и в войсках НКВД, охранявших железнодорожные пути и важнейшие промышленные объекты. Наконец, особое внимание стали уделять стрелковой подготовке и в армии, и даже на флоте после советско-финской войны 1939–1940 гг. Тогда «неожиданно» выяснили, что снайперы могут оказаться весомым подспорьем в тяжёлых позиционных боях.

Василий Зайцев со снайперской винтовкой

А вот в Германии всего этого не было! Идея блицкрига, в которой нет места окопам и обороне, настолько захватила немецких генералов, что о снайперах как массовом явлении в Вермахте буквально забыли. До тех пор, пока не наткнулись на Сталинград. Только с конца 1942 года у немцев наконец-то стали появляться свои снайперы, причём обучались они по советским учебникам и учебным фильмам. И «асы», записавшие на свой счёт по паре сотен убитых, у немцев появились только в 1944 году, когда им самим пришлось обороняться.

Снайперский счёт

На фронт Василий Зайцев, старшина 1-й статьи и начальник финансовой части на Тихоокеанском флоте, попал не сразу. Он раз пять подавал рапорт с просьбой об отправке на материк, на Запад, туда, где кипели ожесточённые бои. И неизменно получал отказ, поскольку летом-осенью 1941 года ожидали нападения японцев, а после победы под Москвой, казалось, что кризис преодолён, и Красная Армия уверенно погонит врага обратно.

Однако 42-й год оказался не менее страшным, чем предыдущий. Наступление немцев на юге обернулось для нас катастрофой, и за считанные недели фронт откатился к Сталинграду.

Вот тогда и понадобились добровольцы, не задействованные прежде резервы. Япония, схватившаяся с США, уже не угрожала, и целые подразделения тихоокеанских моряков отправились на Волгу. Среди прочих оказался и упрямый Василий Зайцев, надевший поверх тельняшки гимнастёрку пехотинца.

Снайпером он тоже стал не сразу. При формировании батальона внимание уделяли не «специальности» солдат, а их подготовке к боям в городских условиях. В самом же Сталинграде требовалось любой ценой сдержать напор немцев, практически вышедших к берегам реки. Сдержать и выжить. Ибо, как известно, средняя продолжительность жизни бойца там составляла всего лишь сутки. И только через месяц, когда Зайцев по просьбе командира с дальней дистанции уверенно «снял» пулемётный расчёт, причём из обычной винтовки, ему вручили оружие специальное, с оптическим прицелом. К тому моменту он уже уничтожил 32 противника. Но особый, снайперский счёт начал вести с конца октября.

С количеством побед у Василия Зайцева дело обстоит хорошо, но непросто. Официально за период с 10 ноября по 17 декабря 1942 года ему насчитали 225 вражеских солдат и офицеров, из которых 11 оказались снайперами. Так значится в наградном листе. Кто-то говорит о том, что цифру следует довести до 242. Иногда говорят о 500 и даже 1000 поверженных врагов, уничтоженных Зайцевым за всё время войны и из всех видов оружия. Но в любом случае он «не дотягивает» до других советских снайперов, например, Ивана Сидоренко, которому приписывают 500 уничтоженных противников, или Фёдора Охлопкова с его 429 удачными выстрелами. Сталинград защищал и ещё один более результативный снайпер с писательской фамилией – Анатолий Чехов. Тогда почему же известностью пользуется именно Зайцев?

Зайцев и «зайчата»

Загадка разгадывается довольно просто. Василий Зайцев оказался одним из первых снайперов, получивших Золотую Звезду. В пылающем Сталинграде он сумел подготовить несколько десятков учеников, прозванных по обе стороны фронта «зайчатами». Кое-кто из них, например, Виктор Медведев, тоже уралец и тихоокеанский моряк, даже обошли своего учителя. Зайцев даже умудрился в землянках и подвалах, буквально на коленках написать учебник для снайперов.

Хорошего мнения о нём было и начальство, к примеру, знаменитый командующий 62-й армией Чуйков. Свою роль сыграло и ранение, от которого у стрелка временно пропало зрение. И наконец, многие знают о четырёхдневном поединке Зайцева с немецким супер-снайпером Кёнингом…

Знают-то многие, но был ли в действительности такой поединок и если был, то с кем, сейчас с уверенностью сказать сложно.

Никому не удалось отыскать этого Кёнинга – то ли олимпийского чемпиона, то ли шефа снайперской школы в Берлине. Никаких документов, ни наших, ни немецких, в которых бы описывалось это событие, попросту нет. Рассказ о нём содержится только в воспоминаниях самого Зайцева, изданных в 1981 году. Историки знают, что мемуарам не стоит доверять безоглядно. Тем более таким, которые были созданы десятилетия спустя. Но сюжет о поединке оказался настолько острым и захватывающим, так понравился читателю и зрителю, что теперь их невозможно разубедить. Да и нужно ли?

Командующий 62-й армией В. И. Чуйков (слева) и член военного совета К. А. Гуров беседуют с В. Г. Зайцевым

Попробуйте интересно рассказать о работе шахтёра. Так сразу и не получится. Ведь это «обычный» изнывающий труд под толщей земли. Полутьма, грязь, копоть, тонны угля… Маловато для героического сюжета. Но со снайперами обстоит точно так же! Ведь его дело изучить обстановку и повадки противника, наметить ориентиры и измерить расстояние, выбрать позицию, замаскироваться и ждать, ждать, ждать. Ни в коем случае не спешить. А ещё думать, находить новые ходы и неожиданные варианты. Потому что, как говорил сам Зайцев, шаблон – это путь к смерти. Кстати, чтобы поймать гитлеровцев в перекрестье своего прицела он нередко играл с ними в детские игры, привязывал золотые часы к верёвочке…

Ловушка для снайпера

Хотя Зайцев и был хорошим охотником, он всё же угодил в ловушку, в которую попадают многие известные люди.

Всем нам он известен по своей главной «специальности». Только вот снайпером пробыл недолго, лишь полгода. А ведь большую часть боевого пути он прошёл командиром миномётного и зенитного взвода, стрелковой роты. В этом качестве освобождал Донбасс, участвовал в битве за Днепр, сражался на Днестре. А однажды, под Одессой, сумел со своими зенитчиками неожиданно для всех захватить вражеский аэродром с 18 новёхонькими истребителями.

Трудно сказать, с чем связана «отставка» Зайцева от любимого снайперского дела. Только это никак не сказалось на его меткости. И в 75 лет он уверенно посылал все пули в «яблочко».

Впрочем, охотничья закалка пригодилась ему не только в отношениях с оружием. К своей жене, Зинаиде Сергеевне, он тоже присматривался долго-долго. Но когда неожиданно вызвал её к себе в кабинет и предложил тут же, в присутствии приглашённого работника ЗАГСа оформить брак, она согласилась без сомнений. И прожила с ним душа в душу всю жизнь.

Также по теме

Новые публикации

Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Несмотря на международную ситуацию, катастрофического падения интереса к русскому языку в странах, которые сегодня мы называем недружественными в силу сложившихся политических обстоятельств, в том числе в Соединённых Штатах, не произошло.
В библиотеке Центра православной культуры, который действует при храме Всех Святых в Страсбурге (Франция), открылась выставка «Сказки Пушкина». Инициатива пришла «с низу» – от приходского актива. Экспонаты поступили из собственных фондов православной библиотеки храма и частных собраний прихожан.
120 лет назад родился выдающийся учёный, переводчик, поэт, антифашист Илья Николаевич Голенищев-Кутузов. После Гражданской войны он ребёнком оказался в Югославии, но в зрелом возрасте мечтал вернуться в Россию. И в 1955 году его мечта, наконец, осуществилась. В Москве открылась выставка, посвящённая удивительной судьбе нашего соотечественника.
С 15 по 19 апреля в Тунисе при поддержке фонда «Русский мир» проходит Международный форум для преподавателей русского языка стран Северной Африки и Ближнего Востока TERRA RUSISTICA. Директор МАПРЯЛ Александр Коротышев рассказал, какие главные вопрос будут обсуждаться на форуме.
В День космонавтики в 31 стране мира проходит Гагаринский урок «Космос – это мы», участниками которого уже стали более 13 000 школьников. Проведение тематических уроков продолжится на следующей неделе: ещё более 6000 школьников из 7 стран присоединятся к своим сверстникам в стремлении узнать больше о покорении космоса.
Цветаева