На стыке литературы и музыки. Из опыта преподавателя русской словесности
Механизмы речи
На факультете мы предложили и опробовали на практике новый подход в формировании компетенций в сфере языка, культуры, а также в сфере риторических навыков учащихся. С этой целью для самостоятельной работы студентам были предложены темы по произведениям А. С. Пушкина «Евгений Онегин», «Борис Годунов» и «Пиковая дама». Эти произведения поэта воплощены в оперном жанре великими русскими композиторами П .И. Чайковским и М. П. Мусоргским и представляют собой национальное достояние русской культуры, её фундамент.
Обращение к классическим произведениям русской литературы и их музыкальным оперным воплощениям было предложено неслучайно. При прочтении литературных текстов в большинстве случаев действует механизм «внутренней речи». Далее, при сопоставлении «текст – либретто» углубляется представление об исходном произведении. Просмотр и слушание оперных спектаклей по изученным литературным текстам позволяют одновременно задействовать визуальный и слуховой каналы, которые дают в сумме мощный эмоциональный эффект.
По ходу работы студенты знакомились с постановками этих опер на сцене Большого театра, которые они смотрели в видеозаписи. Так, например, постановка в «Большом» оперы «Евгений Онегин» Чайковского обсуждалась в сопоставлении классического варианта прошлых лет и современного, актуализированного.
Следующий этап работы был направлен на знакомство студентов с постановками этих опер на сценах европейских театров. Это значительный по объёму материал и, чтобы не «утонуть» в нём, были отобраны и рекомендованы к просмотру наиболее яркие постановки на европейских сценах. Так, опера «Евгений Онегин» рассматривалась в постановке театра Валенсии в Испании и в постановке Венской оперы в Австрии. А «Пиковую даму» студенты смотрели в постановке Венской оперы.
Разумеется, вначале от студентов требовалось перечитать эти произведения, и, с сожалением надо сказать, что некоторым пришлось прочитать их впервые. Впрочем, в этом был и свой плюс. Поскольку к текстам обратились уже взрослые люди, от студентов можно было услышать восторженные отклики.
От литературы к музыке
Сопоставление исходного текста с либретто, а также изучение истории создания опер обращала учащихся и к замыслу композитора. Наиболее ценным в этой части работы представляется формирование у учащихся уважительного, вдумчивого отношения к позициям композиторов, которые всегда трепетно относились к текстам произведений А. С. Пушкина.
Когда мы перешли к современным постановкам русских оперных шедевров на ведущих мировых площадках, студенты были уже готовы воспринимать их. В этой части работы они познакомились с тем, как современные режиссёры-постановщики видят наши шедевры.
На мой взгляд, зачастую западные, да и наши режиссёры пользуются весьма спорными приёмами для осовременивания классических сюжетов. Так, например, сцена деревенского бала у Лариных в «Евгении Онегине» в постановке Венской оперы была представлена как некое буйство с беготнёй, визгом и криком, с непрестанным питьём из горла бутылки. Не лучше опера «Евгений Онегин» была представлена на сцене Михайловского театра в Санкт-Петербурге летом этого года.
Студенты с самого начала были абсолютно свободны в своих оценках. Например, при обсуждении различных постановок оперы «Евгений Онегин» они прослушали одну и ту же арию «Я люблю Вас, Ольга…» в исполнении С. Я. Лемешева и современного тенора в постановке Оперы Валенсии, а затем письменно ответили на вопрос, какая произвела на них большее впечатление и почему? Мне очень приятно, что подавляющему числу студентов (98%) понравилась традиционная постановка этой оперы в Большом театре.
Интересным и неожиданным оказалось восприятие студентами исполнения партии Ольги. Почти всем, особенно молодым людям, понравилась Ольга в традиционной манере исполнения. А вот Ольга в постановке Оперы Валенсии вызвала массу нареканий из-за вульгарности и неподобающего поведения на сцене, которое, по их мнению, не соответствовало типу пушкинской героини.
В ходе этого обсуждения прозвучало мнение двух студенток, которые ещё летом слушали оперу «Евгений Онегин» в скандально известной постановке Д. Чернякова на исторической сцене Большого театра. Не вдаваясь в подробности, можно выделить главное в их оценках этой постановки: они ушли из театра с испорченным настроением. Особенное отторжение у них вызвал неожиданный вид Ленского в ушанке, тулупе и валенках. Исполнял эту партию иностранный певец, русский язык которого изобиловал акцентными отклонениями от нормы.
Как воздействовать на аудиторию?
Не менее важным для будущей профессиональной деятельности наших студентов является навык устного общения с аудиторией. И тут мы обратились к видеозаписям дебатов на телевидении – программы Владимира Соловьёва «К барьеру» с участием Владимира Жириновского и Марка Урнова, а также к записи авторской программы «Бесогон» Никиты Михалкова. На этом материале обсуждались техники ведения диалога, использование ораторских приёмов для воздействия на аудиторию, а также вопросы стиля.
Особенности монологической речи, обращённой к огромной аудитории, ясно просматриваются в выступлении Никиты Михалкова с чтением эссе Евгения Гришковца.
И совсем недавний пример: второй семестр мы начали с прослушивания проповеди патриарха Кирилла в храме Христа Спасителя по случаю празднования 25 января Дня святой Татьяны, покровительницы всех студентов. Это была не только история христианского подвига святой Татианы, но и пример прекрасной монологической речи, безупречного владения русским языком на самом высоком уровне.
Разумеется, студенты имели возможность в устных докладах показать свои умения. Здесь ещё предстоит проделать большую и кропотливую работу. Хотелось бы больше пользоваться возможностями компьютерных технологий. Очень важен подход к отбору учебного материала, требующий не только обширных знаний, но и гражданской позиции преподавателя.
Апробированный в ходе семинарских занятий материал, безусловно, расширяет кругозор учащихся в сфере реальной культурной жизни не только в нашей стране, но и за её пределами. Можно говорить и о том, что предприняты некие шаги по формированию у студентов мотивированной гражданской позиции, столь необходимой нашему обществу.