EN
 / Главная / Публикации / Его проводят не с Таганки

Его проводят не с Таганки

Светлана Хохрякова07.10.2014

Не стало Юрия Любимова — последнего из могикан, выдающегося реформатора российского театра, народного артиста России, лауреата Государственной и ещё Сталинской премий. Он прожил большую во всех смыслах жизнь. Родился 30 сентября 1917 года. Став ровесником Октябрьской революции, он сам оказался революционером, не давая никому покоя на протяжении всей жизни. Любимову было много лет. Но стариком он не был. Его смерть, несмотря на всю её естественность, оказалась для всех нас удивительна. Любимов воспринимался уже как что-то вечное.

На репетицииЮрия Петровича не стало рано утром 5 октября. Он прожил после своего 97-летия только шесть дней. Был госпитализирован в Боткинскую больницу с диагнозом «сердечная недостаточность». Можно лишь удивляться тому, как он вообще прожил столько лет, как сердце выдержало все испытания. Он прошёл войну, причём ещё финскую. А потом в составе Ансамбля песни и пляски НКВД выступал на передовой все годы Великой Отечественной войны. Его спектакли запрещали, самого фактически отлучили от родины, лишили гражданства после того, как в Великобритании он позволил себе в одном из интервью высказать резкие слова в адрес культурной политики в СССР. Любимова страшно предавали свои же, выращенные им артисты.

Пять лет он провёл в вынужденной эмиграции, ставил спектакли по всему миру: в Австрии, США, Италии, Германии, Франции... Ему распахнули двери прославленные Ла Скала и Ковент-Гарден. А он мечтал о возвращении в Москву. Нынешнему режиссёрскому племени этого не понять. В Москву Любимов вернулся в 1988 году. Восстановил «Бориса Годунова», осуществил все свои давние замыслы. Поставил «Живого» по повести Бориса Можаева спустя 21 год после того, как спектакль был запрещён. Всё непросто складывалось в его жизни.

Опера «Князь Игорь» в постановке Ю. Любимова. Большой театрЛюбимов родился в Ярославле в далёкой от искусства семье. Потом с родителями переехал в Москву, где и начинал как артист. Учился в училище Театра Вахтангова. Закончил его в 1940 году. И только после службы в Ансамбле песни и пляски пришёл в труппу Вахтанговского театра. Любимов был хорош собой, да чего уж там — просто красив, хотя годился не только на роли героев. Не зря же сыграл Ромео и Сирано де Бержерака. А потом ему вдруг стало неинтересно красить губы, накладывать грим, показалось неловко бегать в колготках. Пришли мысли о режиссуре. К тому времени он преподавал в Щукинском училище. Один из его самых грандиозных спектаклей — «Добрый человек из Сезуана» — был поставлен в 1963 году со студентами в Театральном училище им. Б. Щукина. В 1964 году на него ходила вся Москва, специально приезжали люди отовсюду. Это было не просто смелое и честное высказывание. Любимов артикулировал вещи, которые вслух произносить было не принято. Со студентами он пришёл на Таганку — и родился новый театр, ставший эпохой в сознании многих поколений, взорвавший сознание людей. Попасть на его спектакли было невозможно. Очереди стояли страшные. Появились даже спекулянты, приторговывавшие билетами, так называемая таганковская мафия.

Ю. Любимов в своём кабинете вместе с В. Высоцким. Театр на ТаганкеНа Таганке рождались спектакли, которые в буквальном смысле слова потрясли мир. Сама их эстетика — лаконичная, минималистичная — производила сильнейшее впечатление. С Любимовым работали Высоцкий и Золотухин, Филатов и Фарада, Демидова и Губенко, Славина, Смехов и Ярмольник. Поставленные им спектакли со временем стали хрестоматийными — «Десять дней, которые потрясли мир», «Мастер и Маргарита», «Гамлет», «Пугачёв», «А зори здесь тихие...». Это теперь их изучают в театральных вузах, а тогда Любимов раздражал власть, потому что не выстраивался в шеренгу. Когда его предали свои же ученики, Театра на Таганке, по сути, не стало. У каждого была своя правда и оправдание. Жертвой тех событий стал не один лишь Любимов.

Он, безусловно, был сильной личностью, иначе бы не выстоял. Да, жёсткий, иногда невыносимый человек, но у него было сердце. Он не выгнал Высоцкого из театра за то, что тот мог себе позволить прийти навеселе. Любимов ставил его под холодный душ и приводил в чувство. Талант он чувствовал безошибочно. И прощал за него многое. Но не всегда и не всем. Золотухину не простил, даже когда того не стало.

Теперь мы вспоминаем его знаменитый фонарик, с которым он репетировал, появлялся в зрительном зале даже во время спектаклей. Любимов, подобно дирижёру, управлял актёрами при помощи его света, подавал им знаки. А их это страшно раздражало.

Юрий Любимов и Эраст Гарин в фильме «Каин XVIII»Когда в 1988 году Любимов вернулся на родину после вынужденного изгнания, мы, студенты ГИТИСа, забросив занятия, целыми днями торчали на его репетициях. Он работал тогда над Пушкиным, ставил «Маленькие трагедии», спектакль «Пир во время чумы». Всё тогда было необыкновенно. Каждое его слово мы записывали. Так интересно потом ни у кого на репетициях не было. А Любимов тогда всех пускал — просто открыл театральные двери. И мы проходили свои человеческие, не только профессиональные университеты. До сих пор в памяти каждый из тех дней. Любимов без устали работал с артистами, добивался результата. Многих раздражал. Говорил не только про искусство — про жизнь, свой опыт. Крышу сносило от его слов.

Так случилось, что своё 95-летие Юрий Петрович встречал не на родной Таганке, не в театре, который когда-то создавал, а там, где начинал свой актёрский путь. В Театре им. Евг. Вахтангова он поставил один из последних своих спектаклей, обратившись к сложнейшему, неподъёмному произведению Достоевского «Бесы». Со своими артистами после очередного конфликта 2011 года он работать уже не мог. Тогда он окончательно хлопнул дверью Таганки.

Похоронят Юрия Петровича Любимова на Донском кладбище, где лежат его родители и брат. В среду в Театре им. Евг. Вахтангова пройдёт прощание с ним. Так он сам захотел. Здесь он начинал актёрскую карьеру, отсюда его и проводят в мир иной. Не с Таганки.

Также по теме

Новые публикации

Какое ударение в слове «христианин», в чём смысловое отличие вечери от вечерни, прописные или строчные следует писать в словах церковной тематики?.. Попробуем дать краткие ответы на эти и другие популярные вопросы о религиозной лексике.
Майские праздники дают старт новому сезону путешествий. Свои туристические программы есть во всех регионах России, но Новгород и Псков – неувядающая классика. К поездкам туда призывают учебники истории и фильмы о становлении Руси.
США третий год подряд не разрешают дипломатам возложить венки на Арлингтонском кладбище к обелиску в память о встрече на Эльбе. А вот в Москве встречу союзнических армий, которая состоялась 25 апреля 1945 года у немецкого города Торгау, общество не забывает и отмечает ежегодно.
«Грамотный водитель» – так говорят о тех, кто соблюдает правила безопасного вождения. С точки зрения русского языка грамотность заключается ещё и в корректном употреблении профессиональной терминологии.
В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.
В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
Цветаева