EN
 / Главная / Публикации / Сладкая жизнь Марчелло Мастроянни

Сладкая жизнь Марчелло Мастроянни

Светлана Хохрякова29.09.2014

Про попытку войти в американское кино он написал так: «Голливуд не вписывается в мою жизнь». Всё там казалось чужим, лишённым прелести, присущей европейскому кино, дававшему свободу проявлений. Проработка роли в Америке напоминала Марчелло работу по проектированию моста...

Синьор Чинема

В фильме «Восемь с половиной». Реж. Ф. Феллини28 сентября выдающемуся итальянскому актёру Марчелло Мастроянни исполнилось бы 90 лет. Он прожил 72 года и совсем ненадолго пережил Федерико Феллини — главного своего режиссёра. Мастроянни умер в Париже 19 декабря 1996 года. Рядом с ним были дочь Кьяра (с годами она становится всё больше и больше похожа на отца) и её мать Катрин Денёв. Как минимум дважды Денёв отвергала предложения руки и сердца Мастроянни, с которым была счастлива, но который был женат. Незадолго до своего ухода он снялся вместе с Кьярой в картине «Три жизни и одна смерть» Рауля Руиса. На родине Мастроянни называли синьором Чинема. Он стал олицетворением итальянского кино. Его обожали и обожают до сих пор. Туристические автобусы подъезжали к его дому, чтобы посмотреть, как живёт любимый артист, а может, если повезёт, и увидеть его живьём. В тот день, когда с ним прощались навеки, знаменитый римский фонтан Треви отключили и задрапировали траурной тканью.

67-й Каннский кинофестиваль, проходивший в мае 2014 года, отдал дань памяти этому выдающемуся актёру. Именно его лицо стало символом главного киносмотра мира. Постеры с Марчелло украшали улицы города и главный фестивальный дворец, сопровождали всю фестивальную продукцию, буклеты и каталоги. Каннский фестиваль не оставил этого права Венецианскому, на котором юбилей славного соотечественника остался незамеченным. Зато в Риме подготовлена целая программа в память о маэстро. В качестве гостьи в Канн пригласил Софи Лорен — одну из самых ярких партнёрш Мастроянни по кино. Она представляла ретроспективные показы, фильмы с участием своего любимого Марчелло. Осталось тайной, что связывало эту великую пару. Софи Лорен утверждает, что ничего личного, только рабочие отношения. Возможно, так оно и было, хотя трудно в это поверить, зная любвеобильный нрав Мастроянни, не зря прозванного итальянским женихом.

Чемодан фасоли

Родился он в небольшом горном селении Фонтана-Лири в Апеннинах. Его отец был плотником. В десятилетнем возрасте вместе с семьёй Марчелло перебрался в Рим. Там он закончил ремесленное училище. С детства познал лишения и голод. Семья экономила на всём. Взрослые и дети ютились в единственной комнате. А Марчелло приходилось спать на одной кровати с матерью. Кем только он ни был: рабочим, строителем, бухгалтером, о чём и не догадаешься, глядя на его холёных героев зрелых лет. Чтобы избежать военной службы, он принял участие в конкурсе на место чертёжника во Флорентийском военном географическом институте. А потом перебрался в Венецию, спасаясь от войны. Копил там фасоль, чтобы отвезти её родным в Рим, где было совсем уж голодно. Так и приехал к отцу и матери с чемоданом фасоли, посмеиваясь над самим собой, — чем не сюжет для комедии?

Тяга к творчеству проявилась в нём рано. Смолоду Марчелло играл на любительской сцене. Он почти четыре года учился на архитектора в Римском университете, который в конце концов оставил ради работы в труппе Лукино Висконти. Проработал там десять лет. В университетские годы судьба свела его с Джульеттой Мазиной, будущей женой великого Федерико Феллини. И это обстоятельство во многом определило его последующую жизнь.

Неизвестный актёр с заурядной внешностью

«Белые ночи». М. Мастроянни и Мария Шелл. Реж. Л. ВисконтиВ пятидесятые годы Мастроянни снимается в кино. Начинал он в картинах одного из основоположников неореализма Лучиано Эммера — «Августовское воскресенье», «Париж всегда Париж», «Девушки с площади Испания». Играл всё чаще незатейливых, но порядочных парней, на которых можно положиться. Ничто не предвещало смены амплуа. А вот в «Белых ночах» Лукино Висконти по одноимённому произведению Достоевского он уже приблизился к совсем иному типу героя. С Федерико Феллини Мастроянни встретился в 1959 году, получив от него неожиданное предложение — сыграть главную роль в «Сладкой жизни». Поспособствовало этому событию давнее знакомство с супругой Феллини — Джульеттой Мазиной. Феллини искал тогда неизвестного актёра с заурядной внешностью. Так и сказал Марчелло. Не хотел снимать Пола Ньюмена, вопреки советам продюсера — легендарного де Лаурентиса. «Сладкая жизнь» принесла Мастроянни необыкновенную популярность, возвела на киноолимп, с которого он до конца своих дней не спускался. В его фильмографии — порядка 180 картин, множество встреч с самыми лучшими режиссёрами своего времени, теми, кто добывал славу итальянскому кино, так и оставшемуся непревзойдённым. С Феллини Мастроянни работал всю жизнь, снялся в таких его шедеврах, как «Восемь с половиной», «Интервью», «Джинджер и Фред», «Город женщин». А то, что не осуществилось, эти двое договорились доснять в другой жизни, где непременно надеялись встретиться. Мастроянни так много работал, что его постоянно спрашивали: «Когда же вы живёте?» А он откладывал жизнь на потом. Текущее казалось ожиданием настоящего. Об этом странно читать в мемуарах человека, прожившего необыкновенно яркую и насыщенную жизнь.

«Голливуд не вписывается в мою жизнь»

В фильме «Подсолнухи» с Софи Лорен. Реж. Витторио де СикаМарчелло работал с великим Микеланджело Антониони вплоть до его последних дней, когда этот гений, будучи абсолютно слепым, продолжал при помощи помощников снимать кино — «За облаками». Одной из самых любимых работ стала для Мастроянни картина «Прощай, самец!» Марко Феррери. Вместе они сделают пять картин — ещё и «Человек с пятью шрамами», «Сука», «Большая жратва», «Не прикасайся к белой женщине». Всё это в семидесятые годы. Мастроянни работал с братьями Тавиани и Джузеппе Торнаторе, в двух картинах выдающегося грека Тео Ангелопулоса — «Будьте здоровы» и «Прерванный шаг аиста». А вот про попытку войти в американское кино он написал так: «Голливуд не вписывается в мою жизнь». Всё там казалось чужим, лишённым прелести, присущей европейскому кино, дававшему свободу проявлений. Проработка роли в Америке напоминала Марчелло работу по проектированию моста, убивала его творческий запал.

Марчелло Мастроянни не раз приезжал в Россию. В 1969 году он снимался в картине «Подсолнухи» Витторио де Сики, который привлёк к работе молодого тогда режиссёра Андрея Кончаловского. Сам мэтр плохо знал Россию. Кончаловский вспоминает, как полюбил Мастроянни русский национальный напиток: «Он геройски тянул стакан за стаканом». И всё время звонил своей возлюбленной — американской актрисе Фэй Данауэй. Марчелло при этом готов был на площадке ко всему. Позднее он приезжал к нам в восьмидесятые сниматься в картине Никиты Михалкова «Очи чёрные». Снимали в Костроме, которая превратилась в город Сысоев. Его итальянца Романо встречали с цыганами, водкой и икрой, конечно, бутафорской. Актёр даже пострадал на площадке. Пришлось ехать на рентген. Позднее уже с Никитой Михалковым Мастроянни ездил в Одессу, где прошла презентация картины «Очи чёрные», постоял на знаменитой Потёмкинской лестнице, где снимал свой шедевр Сергей Эйзенштейн.

Бывал Марчелло и в Москве, где познакомился с Татьяной Самойловой. И даже сам стал инициатором этой встречи. А потом был поражён её скромностью и простотой.

В шестидесятилетнем возрасте он сыграет в «Городе женщин» Феллини стареющего сердцееда, что само по себе интересно, а возможно, и автобиографично. Мастроянни был женат на итальянской актрисе Флоре Карабелле. Вместе они прожили около пятидесяти лет. Когда-то она — дочь успешного композитора, привыкшая к обеспеченной жизни и дому с прислугой, — подкармливала вечно голодного и безвестного Марчелло бутербродами. И он её не оставил, хотя всю жизнь куда-то уходил. Мастроянни окружали прекрасные женщины. А жена мудро не докучала ему, хотя ревность сводила её поначалу с ума. Пока Флора не поняла, что Марчелло будет возвращаться к ней, если она отпустит его на свободу, чего бы это ей ни стоило. Как минимум две актрисы значили для её супруга больше остальных: американская звезда Фэй Данауэй и француженка Катрин Денёв.

Мастроянни работал до последних дней. Выходил на сцену, когда страшная и неизлечимая болезнь уже съедала его тело. Он проходил сеансы химиотерапии и пытался жить так, словно ничего этого не было. Сладкая жизнь давно закончилась.

Также по теме

Новые публикации

США третий год подряд не разрешают дипломатам возложить венки на Арлингтонском кладбище к обелиску в память о встрече на Эльбе. А вот в Москве встречу союзнических армий, которая состоялась 25 апреля 1945 года у немецкого города Торгау, общество не забывает и отмечает ежегодно.
«Грамотный водитель» – так говорят о тех, кто соблюдает правила безопасного вождения. С точки зрения русского языка грамотность заключается ещё и в корректном употреблении профессиональной терминологии.
В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.
В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Судя по результатам голосования на сайте недавно созданной организации «Мы есть русские», с понятием «русский» в подавляющем большинстве случаев респонденты ассоциируют слова «справедливость» и «величие». Оно   красного цвета и связано с символом Родины-матери, наполнено наследием предков и верой в процветающее будущее народа.
Цветаева