Москва поверила ему после «Оскара»
Cветлана Хохрякова17.09.2014
Ирина Муравьёва, сыгравшая одну из главных ролей в картине «Москва слезам не верит», рассказывала, что, когда картина получила «Оскара», пошли разговоры о том, что американцы специально всё подстроили: выбрали самый плохой фильм, чтобы показать, какая плохая у нас страна, какое отвратительное кино в ней снимается...
Сегодня Владимиру Меньшову — кинорежиссёру, сценаристу и продюсеру — исполнилось 75 лет. Картина «Москва слезам не верит», удостоенная в 1981 году премии «Оскар», вписала его имя в историю мирового кино.
На вручении этой награды Американской киноакадемии Меньшов, конечно, не был. Никто туда его не отпустил. Заветную статуэтку «дядюшки Оскара» он получил не сразу.
Ирина Муравьёва, сыгравшая в фильме «Москва слезам не верит» одну из лучших своих ролей, рассказала недавно на кинофестивале «Литература и кино» в Гатчине удивительную историю: «Руководители „Мосфильма“ картину не приняли. Ещё до его появления сценарий долго лежал на студии. Никто за него не хотел браться. Многим казалось, что это очередная история про Золушку. Когда мы узнали, что фильм „Москва слезам не верит“ берут на „Оскара“, никто из нас понятия не имел, что это такое. Америка была чем-то далёким. А уж когда картина получила „Оскара“, пошли разговоры о том, что американцы специально всё подстроили: выбрали самый плохой фильм, чтобы показать, какая плохая у нас страна, какое отвратительное кино в ней снимается. Владимира Меньшова на церемонии вручения не было. Его „Оскар“ долгие годы стоял в кабинете директора „Мосфильма“. В годы перестройки на киностудии была разруха. Владимир Меньшов мне рассказывал, как однажды проходил по коридору и увидел своего „Оскара“. Дверь была распахнута, никого рядом не было. Он зашёл в кабинет, забрал статуэтку и отнёс её домой. Не знаю, насколько правдива эта история, но она мне очень нравится. В своё время ходил даже анекдот про телеграмму, отправленную из СССР: „Москва в слезах. Не верит“. Прошли годы, и фильм признали у нас. А нашу троицу — Веру Алентову, Раису Рязанцеву и меня — худсовет не утвердил. Владимир Меньшов боролся за нас до последнего. Мы всегда бежали на съёмку радостные».
«Москва слезам не верит» проехала по миру, получила множество наград — в Хьюстоне, Эквадоре, Португалии. Стала лучшим фильмом 1980 года по опросу журнала «Советский экран». Владимиру Меньшову не раз предлагали снять продолжение. В какой-то момент он даже готов был за него взяться. Но говорят, что именно Ирина Муравьёва была категорически против.
Владимир Меньшов не сразу пришёл в режиссуру. У него вообще всё происходило не сразу. Родился он в Баку. Он сын моряка из Астрахани. И прежде чем приобщиться к искусству, успел поработать токарем, шахтёром. Он был матросом, объездил страну. В Школу-студию МХАТ его вяли не сразу, только с четвёртой попытки. И будущую жену — актрису Веру Алентову, с которой вместе учился, — Меньшов тоже не сразу завоевал. На курсе ничем особо не выделялся. Его не брали в театр. Актёрская карьера не складывалась. И Меньшов решил поменять судьбу, пошёл во ВГИК, закончил там аспирантуру. А спустя лет семь после окончания Школы-студии МХАТ получил первую премию на Всесоюзном кинофестивале в Алма-Ате за лучшее исполнение мужской роли в фильме «Человек на своём месте». Но актёрскую мощь он набрал с годами — и теперь просто нарасхват. Снимается много и ярко, даже в небольших ролях умеет создать объёмный образ. А вот сам снимает крайне редко. Его хитом стала картина «Любовь и голуби». А дебютный «Розыгрыш» тогдашние школьники и студенты пересматривали по нескольку раз. Более поздние картины — «Ширли-мырли» и «Зависть богов» — не были восприняты однозначно, и Владимир Меньшов переживает по этому поводу, уверен, что их время ещё придёт. Сегодня он чаще работает как актёр. Много снимается, участвует в антрепризных проектах, поработал даже под началом своей дочери Юлии Меньшовой, попробовавшей силы в режиссуре. В самое ближайшее время мы увидим фильмы и сериалы с его участием — «Екатерина», «Под каблуком», «Зелёная карета». Но хотя бы ещё один фильм Меньшов мечтает снять сам, сценарий для него пишет.
Он преподаёт во ВГИКе (только что набрал вместе с Верой Алентовой новый курс) и на Высших курсах сценаристов и режиссёров. Среди его учеников — немало известных кинематографистов, скажем, Сергей Урсуляк, у которого он уже трижды снялся, в том числе и в роли маршала Жукова в фильме «Ликвидация». Меньшов активно занимается продюсерской деятельностью. В июле на Московском международном кинофестивале он представлял свой продюсерский проект «Белый ягель» и очень эмоционально реагировал на то, что произвела его студия. Только актёр на такое способен. На пресс-конференции, посвящённой фильму «Белый ягель» Владимира Тумаева, он парадоксально высказался, даже покритиковал режиссёра, которому сам же предложил сценарий: «И без закадрового комментария можно было обойтись. Люди бы и так разобрались, что без оленей нам не жить». Другой продюсер предпочёл бы промолчать. А Меньшов не может. Он вообще человек прямой и честный, даже категоричный. Может посреди прямого телеэфира встать и резко уйти, если поймёт, что оказался среди недостойных людей, способных только на свару и скандал. В 2007 году он на глазах у огромной аудитории бросил конверт с именем лауреата премии MTV, которому должен был вручать награду. Но сделать этого не захотел, не смог, потому что не принял выбора жюри. Он считал, что фильм «Сволочи» позорит страну. Шуму тогда было много.
У Меньшова есть своя позицию по любому вопросу. В 2011 году он, будучи председателем российского оскаровского комитета, отказался подписать решение о выдвижении на премию «Оскар» фильма «Утомлённые солнцем — 2. Цитадель» Никиты Михалкова. Считал, что есть другие, более достойные претенденты. При этом Владимир Меньшов вовсе не заносчивый, а довольно покладистый, ровный человек. Его не часто увидишь на кинематографических сходках, но в нужный и ответственный момент он всегда появляется, чтобы сказать своё веское слово без оглядки и боязни. Врежет правду-матку и уйдёт, но всегда это сработает, поднимет дух тех, кто послабее.
Также по теме
Новые публикации
Встреча на Эльбе: память народов 26.04.2024
США третий год подряд не разрешают дипломатам возложить венки на Арлингтонском кладбище к обелиску в память о встрече на Эльбе. А вот в Москве встречу союзнических армий, которая состоялась 25 апреля 1945 года у немецкого города Торгау, общество не забывает и отмечает ежегодно. Два языка – пара 25.04.2024
В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.