Вячеслав Никонов: Необходим комплексный подход к проблеме безопасности образовательных организаций
Редакция портала «Русский мир»
24.01.2018
Комитет Госдумы по образованию и науке рассмотрел вопрос, посвящённый повышению безопасности учащихся в контексте трагедии в Перми и Улан-Удэ, сообщила пресс-служба Комитета.
Председатель Комитета Вячеслав Никонов назвал ситуацию «архисерьёзной», отметив, что вызов брошен всему обществу.
От имени Комитета Никонов ещё раз выразил сочувствие жертвам трагедий и их родителям, пожелав скорейшего выздоровления всем пострадавшим.
«Для меня очевидно, что центральный вопрос – это духовное развитие, понимание нашими детьми того, что высшей ценностью является человеческая жизнь. Это понимание должны воспитывать семья, школа, церковь, причем любая. Ценность человеческой жизни – абсолютно универсальное понятие для всех религиозных и светских этических систем. Безусловная ценность человеческой жизни должна быть поставлена в центр всего воспитательного процесса», – подчеркнул депутат.
Никонов отметил, что трагические события в российских школах сейчас анализируются с разных аспектов – психологических, идеологических, нравственных, духовных, правоохранительных. «Вопрос комплексный. Именно как комплексный он и должен рассматриваться», – считает глава Комитета.
Он сообщил, что в Государственной Думе уже создаётся рабочая группа, которая будет заниматься этим вопросом.
Никонов напомнил, что сейчас готовятся федеральные государственные образовательные стандарты. «И речь идёт о том, что необходимо усиливать не только компоненты правового сознания, духовного образования, религиозной культуры, светской этики или ОБЖ, а все без исключения компоненты, связанные с гуманитарным образованием», – считает депутат.
Парламентарий обратил внимание на вопросы регулирования работы Интернета.
«Мы создали законодательную базу для возможности контроля работы тех или иных сайтов, но очевидным пробелом является неблокирование работы сообществ в социальных сетях, которые имеют прямое отношение к тому, что происходило в последние недели. Участниками подобных сообществ были виновники трагедий в Перми и в Улан-Удэ», – сказал Никонов.
Ещё одной важной проблемой Никонов назвал отсутствие надежных систем безопасности в большинстве школ.
По его мнению, Министерство внутренних дел и Росгвардия «могли бы внести свой вклад в то, чтобы наши дети были в безопасности, потому что это абсолютный приоритет, который должен быть для всего нашего общества, для всей нашей страны».
Первый заместитель председателя Комитета Геннадий Онищенко обратил внимание на ситуацию с охраной школ. «Охраняются наши учреждения по-разному. Возможно, стоит реанимировать идею о привлечении МВД к охране образовательных учреждений, так как ЧОПы оторваны от агентурной работы, которая может помочь выявлению готовящихся правонарушений», – сказал депутат.
Зампред Комитета Любовь Духанина сделала акцент на вопросах психологического состояния школьников. «В подростковом возрасте у детей психологические проблемы особенно обострены, часто ребенок чувствует себя одиноким. Мы понимаем, что нагрузка на педагогический состав очень высока, что приводит к снижению работы во внеурочное время. Поэтому нужно говорить об увеличении возможностей позитивной самореализации детей, чтобы во второй половине дня школьники не чувствовали себя брошенными, а могли посетить внеурочные занятия, бесплатные кружки. Это то время, когда учитель может поговорить с ребёнком, заметить его тревоги, помочь самореализоваться. Я бы рискнула говорить о снижении урочной нагрузки педагогов при сохранении уровня зарплаты», – подчеркнула Духанина.
Депутат Елена Митина предложила разрешить комиссиям по делам несовершеннолетних направлять детей и подростков на психолого-медико-педагогическую комиссию, не спрашивая согласия родителей. «Есть дети, которые представляют опасность для всего класса», – аргументировала депутат.
Её коллега Алексей Силанов напомнил, что не все регионы и муниципалитеты в силу финансовых причин способны обеспечить безопасность школ и медико-психологическое сопровождение учащихся.
«В последнее время мы слишком увлеклись анализом учебных достижений, выстраивая топ-100, 200, 500. Учителя в большей степени сосредоточены на количественно-качественных показателях, а то, что таится в душе ребёнка, зачастую остается в стороне», – констатировал депутат.
Подводя итоги обсуждения, Вячеслав Никонов резюмировал: «Проблема требует комплексных решений. Недофинансирование образования преступно по отношению к будущему нашей страны. Исходя из этого, мы должны и действовать».