EN

Кристина Иоргич. Смыслы и ценности Русского мира. С точки зрения историка

 / Главная / Фонд / Проекты / 1150-летие славянской письменности / Эссе / Кристина Иоргич. Смыслы и ценности Русского мира. С точки зрения историка

Кристина Иоргич. Смыслы и ценности Русского мира. С точки зрения историка

При выполнении многих задач, которые ставятся перед неоформленным и еще неквалифицированным человеком на пути познания истории, magistra vitae, я не могу не задать себе вопрос о смысле своей профессии. Кажется, каждый день начинать себя снова и духовное пробуждение очень трудно. Историкам всегда было трудно дать конкретные ответы, но я продолжаю стараться. Я прочитала все самые главные книги и научилась не оспаривать без сильных аргументов. Мне нужно знать как развивать критическое мышление, как всегда быть точным и объективным. Наконец, я всегда должна знать, что старшие коллеги всегда правы.

Как историк 21-го века я должнa понять, что история России в моей стране совершенно заброшенная. Для нас, сербских историков, и потенциальный разговор о России является проблемой. Часто кажется, что к России никогда не может приблизиться объективно и беспристрастно. Ее пространство, политические взлеты и падения, культурно-историческое наследство и мистическая сила обычно гипнотизируют  исследователей. Так отношение сербских историков к России является более теплое и доброжелательное.

Изучение концепции Русского мира, его исторического значения, культурных и духовных ценностей, очень сложная задача. «Россия, Украина и Беларусь — это и есть Святая Русь!» — эти слова в качестве слогана неоднократно использовались на мероприятиях и собраниях, связанных с популяризацией концепции русского мира.

Я искренно считаю, что это неправильно Русский мир судить географически. Русский мир — это исторически сложившаяся форма общность людей на основе общности языка, культуры, исторической памяти. Принадлежность к Русскому миру определяют, по моему мнению, русский язык, русскоязычная культура и связь с Россией. Но прежде всего необходимо, чтобы человек чувствовал себя частью Русского мира.

Русские мыслители, философы и писатели в разное время предлагали свою трактовку понятия «русский народ» и «русский мир». Хотя по этому поводу написано немало, в новые исторические времена эти понятия приобрели новые аспекты. По мнению Н.А. Нарочницкой «русский мир — это не только Россия и русские в мировой истории. Русский мир — это связь во времени и пространстве, в жизни и сознании тех, кто объединены чувством сопричастности всей многовековой истории России с ее взлетами и падениями, грехами, заблуждениями и метаниями». Поэтому я считаю, что Балканы не менее часть Русского мира, чем территории традиционно рассматривающиеся как части Русского мира.

Ученые соглашаются с тем, что начало XVIII века является поворотным моментом в истории русско-сербских отношений. Но, с начала 18-го века историки заметили что начался период контактов культурного характера. Сербское государство перестало существовать 1459 г. На протяжении XVIII — XIX веков главным центром национального возрождения сербского народа и наиболее развитой в общественно-культурном и социально-экономическом плане сербской территорией являлась Воеводина. В результате австро-турецких войн конца XVII — начала XVIII века граница между Османской империей и владениями Габсбургов установилась вдоль Дуная и Савы. Территории Срема, Бачки, Бараньи и Баната, которые на протяжении XV—XVII веков активно заселялись сербами, оказались под властью Австрийской монархии. Без собственного государства, сербы  на территории Габсбургской монархии боролись за сохранение своей идентичности, национальных прав и за свободу, что бы сами выбирали судьбу. Роль образования как одно из важнейших социальных институтов, обеспечивающих формирование, сохранение и воспроизводство этнокультурной идентичности, для сербов было очень важно.

В правление Петра I сербы и черногорцы стали активно поступать на государеву службу. Пётр Великий рассматривал также возможность направления в Сербию русских учителей для поддержания грамотности и православной веры. Показательно, в каких выражениях сербы просили русского царя прислать учителей. Митрополит Моисей Петрович писал Петру Великому: «Не материальные блага испрашиваю, а духовные. Не денег требую, а помощи в просвещении, оружия душам нашим. Будь нам вторым Моисеем и избавь нас из Египта незнаний». В феврале 1724 года Петром был издан указ «О направлении из Св. Синода в Сербию для обучения тамошнего народа детей латинского и словенского диалектов» двух учителей. Первый русский учитель, Максим Т. Суворов, прибыл на Балканы в правление Екатерины I, в августе 1725 года. В городе Карловац нам была открыта так называемая «Славянская школа», в которой готовили как будущих священников, так и преподавателей светских дисциплин. Для этой фазы сербского образования особенно важно подчеркнуть, что миссию Суворова продолжили другие российские просветители, в основном выпускники Киевской духовной академии. Эммануил Козачинский возобновил работу открытой Суворовым школы в Сремских Карловцах и он сам стал первым сербским драматургом. Козачинский написал первую сербскую «Трагикомедию» по мотивам событий сербской истории.

Таким образом Сербы, как православные люди, все чаще обратили свои взоры на Россию. Значительное число сербов отправляется на обучение в Россию, прежде всего, в Киевскую духовную академию. Эти сербские студенты становятся носителями русского духа в сербском крае. Влияние русской школы сербы чувствовали особенно в языке. Как у сербов не было старых литургических и печатных книг, сербские монахи стремились получить эти книги из России. Просто Сербы верили только русским книгам; у них не было текстов об униатстве, которые являлись самыми опасными. Так православие стало естественным союзником России.

В 18 веке возник специальный литературный жанр. Жалобы русским царям являлись упрощенным представлением боли, при которых сербы жили в Габсбургской монархии, написаны для того, чтобы получить помощь от русского государства.

Этническая территория сербов подарила России два человека, которые стали очень важными в тогдашней политической жизни России: Саву Владиславича и графа Михаи

Новости

Цветаева