EN

Наумкин Александр. Символ русской культуры

 / Главная / Фонд / Проекты / 1150-летие славянской письменности / Эссе / Наумкин Александр. Символ русской культуры

Наумкин Александр. Символ русской культуры

Для кого-то символом русской культуры является матрёшка, для кого-то тульский самовар да бублики. Кто-то вспомнит чудеса деревянного зодчества, особенно памятники архитектуры Севера, изумительные дворцы в Царском Селе, стремящиеся в небо церкви и колокольни с разлетающимся окрест малиновым звоном, белоствольные берёзки. А кому-то Россию напоминают сказочные палехские шкатулки с изображёнными на них русскими богатырями и красными девушками, деревянная Хохлома, павловский платок с весёлым буйством красок или оренбургский пуховый с изящными узорами, напоминающими снежинки, или жостовские подносы с богатым разнообразием растительных узоров. Для меня же символом русской культуры всегда была …Русская Музыка.

Да-да, именно она, без слов дающая нам представление о всём том, что я перечислил выше, и ещё больше о том, о чём я не успел упомянуть.

В её протяжных напевах и степи русские раздольные, и перекаты волн великих русских рек: Волги, Дона, Енисея, Лены; и взмах косы, со свистом срезающий сочные травы, и стон бурлака, тянущего за лямку баржу и бредущего по берегу реки. В русской музыке и человеческий голос поёт, и природа звучит на все лады. Поют нежное дерево и звонкий металл, хрупкая тростинка и даже холодный бел – горюч камень. Сразу вспоминаются слова из стихотворения Геннадия Серебрякова:

Ты откуда, русская, зародилась музыка?
То ли в чистом поле, то ли в лесе мглистом?
В радости ли? В боли? Или в птичьем свисте?
Ты скажи, откуда грусть в тебе и удаль?

И ведь никто не спутает звук пастушьей свирели, звучащей нежно на рассвете дня, или игривого русского рожка на народных гуляниях с инструментами другого народа. А чего стоит русская балалайка – трёхструнка, на которой можно весело и беззаботно исполнить лукавые и озорные частушки «взахлёб», а можно, затаив дыхание, «проплакать» – «…извела меня кручина, подколодная змея». А разудалая трехрядка – гармонь – не под её ли переливы можно было признаться дролечке в любви или строевым шагом идти на фронт? Разве в этом не многогранность и широта русской души, её тайна, да и сам русский национальный характер, в котором сочетаются доброта, но порой и жёсткость, лукавство и прямодушие, уверенность в завтрашнем дне и «ностальгия по настоящему»?

Если какие-то достижения России не получали признания в мировом сообществе сразу, то к русской музыке это не относится никак. Она обретала мировую славу сразу и безоговорочно, а её исполнение всегда признавалось верхом профессионализма. Так было в прошедшие времена, так продолжается и сегодня. Начиная с великого Глинки, на протяжении двух веков русская классическая музыка воспринимается всей планетой как величайшее завоевание духовной культуры не только России, но и всего человечества. Чайковский и Свиридов, Шостакович и Мусоргский были и ныне остаются наиболее значительными фигурами мировой музыкальной культуры именно потому, что в их произведениях торжествует частица великой самобытной русской национальной культуры, которая подарила миру Пушкина и Достоевского, Шаляпина и Павлову, Репина и Левитана. Если попытаться понять, почему русская музыка стала явлением не только национальным, но и общечеловеческим, то, прежде всего, вспомним о том, что она отображала жизнь, быт, культуру, традиции великого народа и великой страны. Страны, прошедшей долгий и многотрудный исторический путь, давшей миру величайшие образцы духовности, человеколюбия и гениальности и выразившей важные для всего человечества идеалы.

Английский журнал написал в 1919 году после исполнения Рахманиновым до-диез минорной прелюдии на аукционе в США (одна фирма, выпускающая пластинки, организовала аукцион для рекламы своей продукции, а исполнение композитором и пианистом Рахманиновым этой пьесы было оценено в… миллион долларов): «Композитор становится знаменитым сразу, если то, что он имеет сказать, есть то самое, чего в этот момент ожидает мир». Приходится ли удивляться тому, что для чуткого внимательного слушателя произведения русской музыки стали достоверным музыкальным документом, повествующем о России, о которой знают или слышали все в мире, но которую не знают многие, да и многие не понимают. Слишком непредсказуема она, за внешней открытостью и понятностью иногда такая глубина и таинственность! Единственная в своём роде и неповторимая земля – родина великих людей и великих инициатив, которая может гордиться богатырской мощью народной, и трепетностью и возвышенностью русской души. Веря в великое будущее России, относясь с уважением к её историческим завоеваниям, можно и нужно понять её менталитет, по достоинству оценить накопленный за века  духовный опыт народа, потому что у России есть чему поучиться.

Слыша в выдающихся творениях русской музыки шелест берёз, весенний крик грачей и тихое журчание весеннего ручья, чувства, представления людей, слушатели открывают для себя богатства этой страны, всё лучшее, что есть в характере русского народа, музыка которого похожа на родник, из которого пьёшь чистую и свежую воду, а источник всё бьёт и бьёт из-под земли, радуя сердце, наполняя его добротой и тихим светлым покоем. Но, наверное, не хватит и целой жизни, чтобы узнать о России абсолютно всё. Да это, я думаю, и не нужно. Ведь когда тайна раскрыта – пропадает интерес. Поэтому пусть мелодии русского народа продолжают волновать и тревожить наши сердца, наполняя их добротой и любовью, чтобы мир не превратился в кощеево царство. Пусть звучат вечно и русские песни, которые рассказывают о счастье или зовут на бой, потому что в них – сама жизнь, как верно ещё в 1891 г. написал об этом русский поэт Спиридон Дрожжин:

Я для песни задушевной
Взял лесов зелёных шёпот,
А у Волги в жар полдневный
Тёплых струй подслушал ропот;
Взял у осени ненастье,
У весны – благоуханье;
У народа взял я счастье
И безмерное страданье.

Наумкин Александр

Новости

Цветаева