EN

«Мы надеемся, что сумеем мотивировать индийских школьников на изучение русского языка и культуры»

Светлана Сметанина22.08.2024

IMG-20240819-WA0020.jpg

Этой осенью школьники из Ростова-на-Дону и Луганска отправятся к своим сверстникам в Индию – по приглашению местной школы, с которой у них сложились хорошие партнёрские отношения. По словам руководителя сетевого взаимодействия Центра поликультурного образования и многоязычия «МИР ПРОСВЕЩЕНИЯ» Светланы Усенко, индийские коллеги заинтересованы в продвижении русского языка в их школе.

– В октябре школьники из Ростова-на Дону и Луганска отправятся в Индию, где встретятся со своими сверстниками из местной школы и проведут там серию мероприятий. А как вы подружились с индийской школой?

– В рамках международных проектов АНО «МИР ПРОСВЕЩЕНИЯ» мы сохраняем партнёрские отношения с нашими русскими школами и центрами, работающими за рубежом, и, конечно, с иностранными партнёрами. Так как я являюсь заместителем директора школы №53 города Ростова-на-Дону, особенностью которой является углублённое изучение языков, то одной из форм отработки аудиальных и коммуникативных навыков обучающихся является международное сотрудничество. И так получилось, что в результате реализации Международного проекта «IT-мир в диалоге культур» в  2022 году мы познакомились с несколькими  иностранными партнёрами, которые до сих пор поддерживают с нами очень тёплые взаимоотношения. Один из таких партнёров – это Школа Святого Николая в Барселоне. В этой школе не изучают русский язык, но интерес к России и русской культуре среди детей очень большой.

IMG-20240819-WA0015.jpg

IMG-20240819-WA0018.jpg

Сначала партнёрское образовательное сотрудничество было направлено на изучение только одного иностранного языка – испанского, поскольку он является одним из языков, который преподаётся в нашей школе. Но в процессе сотрудничества дети из Испании настолько прониклись интересом к России и русской культуре, что они записали видеообращение с просьбой помочь им в изучении русского языка. И вот уже два года наши дети два раза в месяц выходят на онлайн-встречи с испанскими школьниками и рассказывают о России, русской культуре и литературе,  приводят примеры русских слов, начинают составлять небольшие диалоги. И уже общаются так: наши дети составляют информацию о России на испанском языке, а испанские дети – об Испании на русском. Это направление успешно реализует учитель испанского языка – Алексанян Сергей Владимирович.

Необходимо также отметить, что школа в рамках проекта продолжает реализовать направление по изучению немецкого языка и активно сотрудничает с Остерландгимназией города Гера. Школьники готовят интересные уроки на немецком и русском языках. Это направление успешно реализует учитель немецкого языка – Гладкова Светлана Константиновна.

Кстати, хочу поделиться с вами нашей гордостью и радостью: Международный проект «IT-мир в диалоге культур» стал победителем Всероссийской просветительской экспедиции «От Учителя к Учёному. Дорогами гражданственности», и его опыт реализации будет представлен в первой живой педагогической энциклопедии.

Мы до сих пор поддерживаем отношения со школами из  Северной Ирландии, Исландии, Франции, но школьные обмены сейчас по понятным причинам стали невозможны с европейскими странами. И мы стали искать новых иностранных партнёров с целью изучения языков. И тут нам на помощь пришла школа «Санкта-Мария Международная Школа», Фаридабад, Республика Индии, которая тоже заинтересована в продвижении русского языка, несмотря на то, что русский язык в школе не преподаётся. Но директор школы очень заинтересован в том, чтобы поддерживать отношения с Россией и на примере школьных обменов мотивировать учеников и их родителей на внедрение в школьную программу русского языка. Важный момент – в этой частной школе преподают наши соотечественники, которые живут в Индии. Поэтому нам достаточно легко общаться между собой.

IMG-20240819-WA0032.jpg

IMG-20240819-WA0027.jpg

Наше сотрудничество началось в апреле, и мы договорились о школьном обмене, который состоится уже этой осенью. Нам очень активно помогает Русский дом в Дели – благодаря его сотрудникам мы и выстроили наше успешное взаимодействие между школами. Интересно, что наше посещение Индии выпадает на период празднования двух важных праздников. Первый – это главный индийский праздник Дивали – Фестиваль огней. А второй – это наш государственный праздник День народного единства. Мы, конечно, едем с мастер-классами, с огромным материалом, который мы будем показывать. А главное – мы едем с надеждой, что сумеем мотивировать индийских школьников на изучение русского языка и культуры.

– В этой поездке принимают участие не только дети из ростовской школы, но и из Луганска?

– С 2018 года мы очень близко дружим со школой №5 имени Даля города Луганска. Во время сложных ситуаций в Луганске дети оттуда приезжали к нам в Ростов и учились в нашей школе. Мы неоднократно оказывали и гуманитарную помощь, а также проводили в Луганске совместный интереснейший проект «Ёлку мира», когда из российских регионов и различных стран мира присылали ёлочные игрушки для нашего проекта. Также при поддержке Координационного совета организаций российских соотечественников в Республике Корея была организована и проведена благотворительная акция «Ёлка мира – Ёлка желаний» в Луганске.

IMG-20240819-WA0026.jpg

Поэтому когда мы начали наше сотрудничество с Индией, наши друзья из Луганска также очень заинтересовались. Начались переговоры между представителями школ по вопросам школьного обмена и взаимодействия. И директор школы в Фаридабаде сказал: «Конечно, давайте, это будет интересно». И сейчас у нас идёт активная подготовка к поездке в Индию. А в будущем мы бы очень хотели, чтобы ребята из школы «Санкта-Мария», в которой учатся также дети из Сингапура и Таиланда, приехали в гости к нам в Ростовскую область. Нам есть что показать и рассказать.

– А какие мастер-классы вы подготовили к этой встрече?

– Мы разделили детей на группы, и каждая группа готовит свой мастер-класс. Например, представители дагестанской диаспоры представят свой национальный танец, в процессе которого будут обучать своих индийских сверстников элементам танца. Представители донского казачества продемонстрируют свои песни и элементы казачьей культуры.

Мы также договариваемся о том, что нам предоставят кухню, где мы будем лепить пельмени для русского стола. А поскольку наши индийские друзья – вегетарианцы, это будут пельмени с картошкой – вареники с сюрпризами.

IMG-20240819-WA0013.jpg

IMG-20240819-WA0014.jpg

Дети также готовят к показу презентации, а родители им шьют костюмы. Хочется показать, что мы также многонациональная страна, в которой множество разных народов,  живущих в мире и дружбе. Тем более, что наша поездка выпадает на 4 ноября – День народного единства.

– Но кроме мастер-классов и выступлений, дети смогут и поучиться в индийской школе? Как это будет организовано?

– Да, у нас есть чёткая программа, которую нам прислали организаторы из Индии, где также прописано, что три дня наши дети будут посещать занятия в школе «Санкта-Мария». Преподавание там ведётся на английском языке, к чему наши дети уже подготовлены. И для наших ребят даже закупают школьную форму, поскольку она там обязательна для всех. Но со своей стороны мы также заказали жилеты для наших участников с символикой Российской Федерации.

А для более быстрой и лёгкой адаптации к каждому нашему школьнику будут приставлены наставники – учащиеся индийской школы, которых подобрали по возрасту и по их желанию.

– Вы же сейчас проводите ещё и Педагогический марафон, который традиционно проходит накануне нового учебного года и объединяет педагогов из разных стран?

– В этом году нашему Педагогическому марафону исполняется пять лет. Под эгидой марафона мы объединяем людей из сферы образования. И это не только педагоги из субъектов Российской Федерации, но и представители русских школ за рубежом. Речь идёт об обмене опытом работы с билингвами в системе РКИ. Весь материал представлен в дистанционном журнале «Современное образование – теория и практика».

За прошедшие пять лет в нашем марафоне приняли участие более 20 тысяч педагогов. Представители педагогического сообщества 27 стран активно участвуют в наших мероприятиях. На протяжении четырёх лет форма марафона не менялась. На предпоследней неделе августа ежедневно в течение шести часов мы проводили мероприятие и создавали платформу для обмена педагогическим опытом. В результате чего были сформированы Телеграм-каналы  – «Русские школы зарубежья» и «Педагогический марафон». Там большое число подписчиков – люди общаются между собой, а самое главное – находят партнёров по организации проектной деятельности.

А в этом году мы поменяли структуру нашего Педагогического марафона и решили главным действующим лицом сделать учителя, продемонстрировать роль учителя в трансформации современного мира. Сегодня педагог является не просто транслятором знаний, но также он передает нравственные ценности и традиции, культуру народа. Поэтому в этом году мы для каждого педагога делаем отдельную встречу и даём возможность в течение часа рассказать о себе, о своём профессиональном опыте. Встреча состоит из трёх частей: первая – интервью, вторая часть – теоретическое обоснование своего опыта и третья – его конкретные наработки в виде учебников, методичек, учебных практик и авторских программ, то есть практика.

Конечно, одной из главных тем этого года является искусственный интеллект в образовании. Чем раньше педагог начнёт осваивать новые технологии, тем проще ему будет адаптироваться в новой среде и быть на одной волне с учащимися, направлять их стремления в правильное русло. В этом информационном поле, которое сегодня формируется вокруг нас, педагог должен быть навигатором. Выиграет тот, кто это поймёт.

В нашем Педагогическом марафоне в этот раз участвуют педагоги из Белоруссии, Венгрии, Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Молдавии, Словении, Испании, Индии, Таиланда, Германии, Греции, Туниса. Встречи будут проходить на протяжении всего года,  по четыре каждый месяц. Таким образом, мы соберём огромный интереснейший опыт педагогических практик как наших педагогов-предметников, так и учителей РКИ за рубежом. 

Также по теме

Новые публикации

150 лет со дня рождения Николая Константиновича Рериха сегодня отмечают не только в России. Слава живописца, создателя учения и поборника защиты национальных художественных ценностей была высока и при жизни, однако Рерих не забыт и ныне, прежде всего на двух своих родинах — в России и, конечно, в Индии.
В Москве на прошлой неделе завершился BRICS+ Fashion Summit. На нём собрались представители модной индустрии из ста стран мира со всех континентов. Результаты  форума свидетельствуют: традиционные ремёсла не собираются сдаваться глобальным трендам и поточному производству.
Погода изменилась: подули холодные ве́тры… Или ветра́? В русском языке есть немало существительных, формы множественного числа которых в речи вариативны. Когда это соответствует норме, а когда нет? Рассмотрим на примерах популярной лексики.
В то время, когда упоминания об угрозе Третьей мировой войны не сходят со страниц СМИ и воинственная риторика в выступлениях политиков становится всё более пронзительной, российские и американские активисты проводят акции с призывом остановить это безумие.
Россия – одна из мировых культурных метрополий. Об этом ежегодно свидетельствуют тысячи молодых людей со всего мира, которые приезжают учиться балету, исполнительскому и актёрскому мастерству, живописи и другим искусствам.
Учителя из Ассоциации преподавателей-русистов Аргентины придумали проект «Моя колыбельная», в котором сами преподаватели, их дети и знакомые аргентинцы пели свои любимые мелодии из детства и читали стихи.