EN

Молдавия и Россия: суверенитет и общие пути развития

Редакция портала «Русский мир»21.02.2024

Фото: rubaltic.ru###https://www.rubaltic.ru/news/19022024-professor-rgsu-vlasti-moldovy-derzhat-naselenie-v-zalozhnikakh/

В Москве представили трёхтомную монографию «Россия и Молдова: между наследием прошлого и горизонтами будущего». Как отметили специалисты, которые присутствовали на презентации, такую книгу нужно было издать ещё 30 лет назад. Но исследование более чем актуально и сейчас: авторы изложили историю российско-молдавских отношений с XIV века до настоящего времени, в то время как в самой Молдове любую связь страны и её народа с Россией предпочитают замалчивать.

Помимо очерка собственно истории, в книге, которая издана при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, уделяется внимание роли России в поддержке русскоязычного населения, проживающего в регионе, в урегулировании противостояния Кишинёва и Тирасполя. Рассматривается динамика русского этнокультурного движения. Также поднят вопрос статуса русского языка на двух берегах Днестра.

Книга написана в соавторстве председателем Комитета СФ по международным делам, послом России в Молдавии в 2012-2018 гг. Фаритом Мухаметшиным, главным экспертом Центра ресурсного обеспечения Российского государственного социального университета (РГСУ) профессором Вячеславом Степановым и старшим научным сотрудник Института культурного наследия Академии наук Молдовы Виктором Дамьяном.

В своей монографии, отметил Фарит Мухаметшин, авторы попытались показать всю неправомерность искусственных преград между россиянами, жителями Молдавии и Приднестровья, которые пытаются возводить ориентированные на Румынию и Евросоюз политики. Сегодня, отметил дипломат, мы наблюдаем разгул «демократических принципов» в Молдове, который сопровождается засильем румынских каналов и вытеснением российского информационного контента, объявлением российских дипломатов персонами нон-грата, запретом гуманитарных структур вроде Рососотрудничества, ограничением работы российских СМИ, русофобией, демонстративным попранием завоеваний народа Приднестровья.

Авторы монографии, заявил Мухаметшин, ставили перед собой задачу поддержать русское начало в Молдавии. «Русский язык, русская культура являются одной из опор молдавской государственности. На протяжении веков внешнеполитическая традиция Молдовы тяготела к Московской Руси. Россию и Молдову сближала и сближает общая православная вера. А ещё русских и молдаван сближает общее историческое наследие: войны с османами на протяжении всего XIX столетия, героические страницы Великой Отечественной войны, годы созидания в советское время, героические личности молдаван в судьбах России», – отметил Мухаметшин.

Профессор Вячеслав Степанов напомнил, что «румынская» и «молдавская» исторические школы издавна конкурировали. В постсоветской Молдове возобладали идеи румынской исторической школы, которая утверждается несамостоятельность молдавского этноса, а молдавскую государственность рассматривает как временное явление и историческое недоразумение, от которого следует поскорее избавиться.

Сторонники румынизации населения, по его мнению, весьма преуспели за последние десятилетия. При этом румынизировать хотят «значительно массу русско-культурного населения страны, ведь на русской культуре сформировались не только русские жители республики, здесь же следует называть украинцев, евреев, потомков задунайских переселенцев болгар и гагаузов. Да и в среде самих молдаван немало билингвов, использующих русскую речь и ценящих русскую культуру», – поделился озабоченностью Степанов.

Между тем, уверен учёный, в Молдове есть историки, политологи, стоящие на промолдавских позициях. Однако «молдаванизм» оказался разрознен. В Кишинёве он представлен слабо и опирается преимущественно на интеллигенцию Приднестровья и Гагаузии. Одна из задач «молдавистики», считает автор книги, – обосновать право молдавского народа на сохранение своей уникальной этничности и государственности. «Презентуемая книга – первый столь объёмный обобщающий труд в постсоветских реалиях, в котором осуществлена попытка комплексного подхода к российско-молдавским историческим связям и истории Молдовы», – подытожил он.

Ещё один автор книги, старший научный сотрудник Института культурного наследия Академии наук Молдовы Виктор Дамьян, очертил основные этапы развития отношений между Русским государством и Молдавией. Он напомнил, что

с определённого исторического этапа (XIV век) именно общность геополитических интересов Российского и Молдавского государств, несмотря на географическую отдалённость друг от друга, стала основой дальнейшего сотрудничества – политического, военного, династического и т. д. У двух государств были общие политические соперники – Польша, Золотая Орда и другие, и при этом развитию отношений способствовала общность православной веры.

Профессор РГГУ Александр Пригарин, выступивший рецензентом книги, отметил: «С прошлого года Молдавия – молдавская культура, молдавский язык, молдавский народ – практические не представлена в публичном пространстве как самой Молдовы, так и соседней Украины. Это означает, что около 1,5 млн граждан Молдовы и около 328 тыс. граждан соседней Украины просто лишены теперь своей идентичности». По его словам, огромная молдавская кириллическая православная цивилизация исчезает прямо на наших глазах. Как человек, выросший в Одессе, Пригарин задался вопросом: «что будет теперь с моей любимой Молдаванкой? Как её теперь будут именовать – Румынка?».

Доцент Приднестровского государственного университета имени Т. Г. Шевченко (г. Тирасполь) Пётр Шорников уверен: ещё с конца XIXвека существует политический проект, целью которого служит замена самоназвания и самосознания молдаван на румынское, извращение их исторической памяти. Теперь, по словам учёного, больше не изучают историю Молдавии – но только историю Румынии; ведётся языковое строительство с целью отдаления молдавского от русского языка и вообще от славянского мира в сторону румынизации.

По словам Шорникова, ещё в 90-е годы XX века в республике были закрыты научные учреждения, которые разрабатывали историю Молдавии, устроена чистка в академическом институте истории, половина научных сотрудников которого была уволена по чисто политическим основаниям. Однако уволенные сотрудники не исчезли, они продолжили свою работу, разрабатывая историю Молдавии с точки зрения исторического суверенитета, при этом освещая историю этого региона как полиэтничного.

Последнее важно. Заведующий отделом истории и этнографии Научно-исследовательского центра им. М. Маруневич (АТО Гагаузия, Комрат) Степан Булгар добавил, что в румынской историографии нет ни слова о гагаузах. Напротив, отметил учёный, в представляемого книге учтена история гагаузов как отдельного народа. По его мнению, авторы смогли создать целостную картину истории Молдавии.

С ним согласен директор Центра научно-методического обеспечения государственной культурной политики и политики укрепления российских традиционных духовно-нравственных ценностей, политик и общественный деятель Рамазан Абдулатипов. Для него несомненным достоинством книги является то, что авторы рассказывают не только о молдаванах, не только о русских, но и, например, о евреях и цыганах, издавна проживавших на этой территории. По мнению экс-главы Дагестана, все народы бывшего СССР являются частью «российской, русской, православной цивилизации». Это их «родовое начало», заявил он, от которого не уйти. 

Рубрика:
Тема:
Метки:

Также по теме

Новые публикации

25 января всё российское студенчество празднует Татьянин день. Названный в честь раннехристианской мученицы Татианы Римской, с 1755 года он стал Днём основания Московского университета – не только знаменитого во всём мире учебного заведения, но и одного из главных центров российской науки и культуры.
Петь песни и читать книги – таков рецепт для освоения русского языка, которым делится британский блогер, автор бестселлера «Извините, я иностранец» Крэйг Эштон. Более 20 лет назад он приехал в Россию для изучения языка да так здесь и остался.
«Безотносительно тебя, прости за любовь… Безотносительно меня, прости, обожгло, нам нужно что-то поменять, и всё хорошо», – поёт Полина Гагарина. Так давайте поменяем, но для начала разберёмся, безотносительно чего или к чему? Относительно кого или к кому?
В Год защитника Отечества и 80-летия победы в Великой Отечественной войне, отмечаемых в России в 2025 году, запущен новый проект Содружества Независимых Государств: населённым пунктам будет присваиваться почётное звание «Город трудовой славы. 1941-1945 гг.».
«Придётся соблюдать интересы заёмщиков: что изменится в выдаче ипотеки с 1 января 2025 года?», «Туркменистан призывает Афганистан соблюдать интересы соседей при использовании трансграничных рек»… Нет ли в этих новостных заголовках ошибки?
Задумайтесь на минуту, как бы выглядели страны Центральной Азии без русского языка. Ведь он не просто «язык соседей» или память о советском прошлом, а реальная, работающая в повседневной жизни связь между людьми разных национальностей, культуры и даже поколений.
Валентин Серов оставил незабываемый след в русской культуре в первую очередь как мастер портрета. От Верочки Мамонтовой до  Иды Рубинштейн – калейдоскоп неповторимых образов, герои которых, завоевав сердце художника, остались в истории искусства.
Михаил Исаковский написал за свою жизнь 250 стихотворений. Вроде бы немного. Но – и это уникальный факт в истории мировой литературы – более сотни его стихов стали песнями. Да какими! Знаменитая «Катюша», пронзительная «Враги сожгли родную хату», проникновенная «Услышь меня, хорошая»...