EN
 / Главная / Публикации / Молдавия и Россия: суверенитет и общие пути развития

Молдавия и Россия: суверенитет и общие пути развития

Редакция портала «Русский мир»21.02.2024

Фото: rubaltic.ru###https://www.rubaltic.ru/news/19022024-professor-rgsu-vlasti-moldovy-derzhat-naselenie-v-zalozhnikakh/

В Москве представили трёхтомную монографию «Россия и Молдова: между наследием прошлого и горизонтами будущего». Как отметили специалисты, которые присутствовали на презентации, такую книгу нужно было издать ещё 30 лет назад. Но исследование более чем актуально и сейчас: авторы изложили историю российско-молдавских отношений с XIV века до настоящего времени, в то время как в самой Молдове любую связь страны и её народа с Россией предпочитают замалчивать.

Помимо очерка собственно истории, в книге, которая издана при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, уделяется внимание роли России в поддержке русскоязычного населения, проживающего в регионе, в урегулировании противостояния Кишинёва и Тирасполя. Рассматривается динамика русского этнокультурного движения. Также поднят вопрос статуса русского языка на двух берегах Днестра.

Книга написана в соавторстве председателем Комитета СФ по международным делам, послом России в Молдавии в 2012-2018 гг. Фаритом Мухаметшиным, главным экспертом Центра ресурсного обеспечения Российского государственного социального университета (РГСУ) профессором Вячеславом Степановым и старшим научным сотрудник Института культурного наследия Академии наук Молдовы Виктором Дамьяном.

В своей монографии, отметил Фарит Мухаметшин, авторы попытались показать всю неправомерность искусственных преград между россиянами, жителями Молдавии и Приднестровья, которые пытаются возводить ориентированные на Румынию и Евросоюз политики. Сегодня, отметил дипломат, мы наблюдаем разгул «демократических принципов» в Молдове, который сопровождается засильем румынских каналов и вытеснением российского информационного контента, объявлением российских дипломатов персонами нон-грата, запретом гуманитарных структур вроде Рососотрудничества, ограничением работы российских СМИ, русофобией, демонстративным попранием завоеваний народа Приднестровья.

Авторы монографии, заявил Мухаметшин, ставили перед собой задачу поддержать русское начало в Молдавии. «Русский язык, русская культура являются одной из опор молдавской государственности. На протяжении веков внешнеполитическая традиция Молдовы тяготела к Московской Руси. Россию и Молдову сближала и сближает общая православная вера. А ещё русских и молдаван сближает общее историческое наследие: войны с османами на протяжении всего XIX столетия, героические страницы Великой Отечественной войны, годы созидания в советское время, героические личности молдаван в судьбах России», – отметил Мухаметшин.

Профессор Вячеслав Степанов напомнил, что «румынская» и «молдавская» исторические школы издавна конкурировали. В постсоветской Молдове возобладали идеи румынской исторической школы, которая утверждается несамостоятельность молдавского этноса, а молдавскую государственность рассматривает как временное явление и историческое недоразумение, от которого следует поскорее избавиться.

Сторонники румынизации населения, по его мнению, весьма преуспели за последние десятилетия. При этом румынизировать хотят «значительно массу русско-культурного населения страны, ведь на русской культуре сформировались не только русские жители республики, здесь же следует называть украинцев, евреев, потомков задунайских переселенцев болгар и гагаузов. Да и в среде самих молдаван немало билингвов, использующих русскую речь и ценящих русскую культуру», – поделился озабоченностью Степанов.

Между тем, уверен учёный, в Молдове есть историки, политологи, стоящие на промолдавских позициях. Однако «молдаванизм» оказался разрознен. В Кишинёве он представлен слабо и опирается преимущественно на интеллигенцию Приднестровья и Гагаузии. Одна из задач «молдавистики», считает автор книги, – обосновать право молдавского народа на сохранение своей уникальной этничности и государственности. «Презентуемая книга – первый столь объёмный обобщающий труд в постсоветских реалиях, в котором осуществлена попытка комплексного подхода к российско-молдавским историческим связям и истории Молдовы», – подытожил он.

Ещё один автор книги, старший научный сотрудник Института культурного наследия Академии наук Молдовы Виктор Дамьян, очертил основные этапы развития отношений между Русским государством и Молдавией. Он напомнил, что

с определённого исторического этапа (XIV век) именно общность геополитических интересов Российского и Молдавского государств, несмотря на географическую отдалённость друг от друга, стала основой дальнейшего сотрудничества – политического, военного, династического и т. д. У двух государств были общие политические соперники – Польша, Золотая Орда и другие, и при этом развитию отношений способствовала общность православной веры.

Профессор РГГУ Александр Пригарин, выступивший рецензентом книги, отметил: «С прошлого года Молдавия – молдавская культура, молдавский язык, молдавский народ – практические не представлена в публичном пространстве как самой Молдовы, так и соседней Украины. Это означает, что около 1,5 млн граждан Молдовы и около 328 тыс. граждан соседней Украины просто лишены теперь своей идентичности». По его словам, огромная молдавская кириллическая православная цивилизация исчезает прямо на наших глазах. Как человек, выросший в Одессе, Пригарин задался вопросом: «что будет теперь с моей любимой Молдаванкой? Как её теперь будут именовать – Румынка?».

Доцент Приднестровского государственного университета имени Т. Г. Шевченко (г. Тирасполь) Пётр Шорников уверен: ещё с конца XIXвека существует политический проект, целью которого служит замена самоназвания и самосознания молдаван на румынское, извращение их исторической памяти. Теперь, по словам учёного, больше не изучают историю Молдавии – но только историю Румынии; ведётся языковое строительство с целью отдаления молдавского от русского языка и вообще от славянского мира в сторону румынизации.

По словам Шорникова, ещё в 90-е годы XX века в республике были закрыты научные учреждения, которые разрабатывали историю Молдавии, устроена чистка в академическом институте истории, половина научных сотрудников которого была уволена по чисто политическим основаниям. Однако уволенные сотрудники не исчезли, они продолжили свою работу, разрабатывая историю Молдавии с точки зрения исторического суверенитета, при этом освещая историю этого региона как полиэтничного.

Последнее важно. Заведующий отделом истории и этнографии Научно-исследовательского центра им. М. Маруневич (АТО Гагаузия, Комрат) Степан Булгар добавил, что в румынской историографии нет ни слова о гагаузах. Напротив, отметил учёный, в представляемого книге учтена история гагаузов как отдельного народа. По его мнению, авторы смогли создать целостную картину истории Молдавии.

С ним согласен директор Центра научно-методического обеспечения государственной культурной политики и политики укрепления российских традиционных духовно-нравственных ценностей, политик и общественный деятель Рамазан Абдулатипов. Для него несомненным достоинством книги является то, что авторы рассказывают не только о молдаванах, не только о русских, но и, например, о евреях и цыганах, издавна проживавших на этой территории. По мнению экс-главы Дагестана, все народы бывшего СССР являются частью «российской, русской, православной цивилизации». Это их «родовое начало», заявил он, от которого не уйти. 

Рубрика:
Тема:
Метки:

Также по теме

Новые публикации

Городок Нерехта Костромской губернии стоит в стороне от главных дорог Золотого кольца России. Туристические автобусы пролетают его небрежно, лишь изредка высаживая шумную толпу путешественников для обзорной экскурсии. Между тем этот старинный городок, основанный в 1214 году, поверьте, достоин более пристального внимания.  
С начала конфликта на Украине русофобия стала составной частью идеологии Запада, пишет Myśl Polska. Из театров выбрасывали русскую классику, исчезли книги русских авторов, устраивалась травля деятелей искусства. Сейчас так же стали поступать с российскими спортсменами. Очень напоминает мрачные страницы истории.
«Муха по полю пошла, Муха денежку нашла…». С недавних пор дети в Греции знают, что было дальше с Мухой из сказки Корнея Чуковского благодаря переводам, сделанным переводчицей Александрой Никольской. Мы поговорили с ней об отличиях русской и греческой литературы для детей, о том, сложно ли переводить «Евгения Онегина» на греческий, и каких российских писателей знают и читают в Греции.
«Нам не/за/чем спорить», «Наблюдать было не/за/чем» – как правильно писать не/за/чем в подобных конструкциях? В первую очередь необходимо понять, какая перед нами часть речи, поскольку от этого и будет зависеть слитное или раздельное написание.
Журналистка Людмила Ларкина из Брисбена более 20 лет занимается изучением старой  русской эмиграции в Австралии. Свои изыскания публикует в книгах и статьях на русском и английском языках. Много лет назад к ее исследовательской работе добавилась розыскная – Людмила находит по всему миру родственников русских австралийцев, связь с которыми была потеряна в историческом круговороте XX века.
Сезон летних овощей и фруктов в полном разгаре. Выбирая спелые и ароматные плоды, необходимо прислушиваться не только к мнению продавцов, но и к рекомендациям лингвистов. Как корректно произнести окончания в названиях даров природы?
8 июля исполняется 130 лет со дня рождения выдающегося советского физика с мировым именем, создателя русской физической школы Петра Леонидовича Капицы. Он прожил долгую жизнь – 90 лет, в течение которой ему несколько раз приходилось всё начинать с нуля. И всё же его вывод после всех испытаний звучит довольно оптимистично: «Не горюй и не печалься, нет таких тяжёлых положений, из которых жизнь не нашла бы выход – надо только дать ей время».