EN

Владимир Пахомов: «Мы говорим не о деградации, порче, а о развитии, обогащении языка»

Редакция портала «Русский мир»30.11.2023

Чудовищная неграмотность молодёжи, разрушение речевой культуры и деградация русского языка – лишь немногое из ряда проблем, волнующих педагогическое сообщество. Это подтвердили учителя русского языка и литературы Белоруссии на встрече с коллегами из России. В ходе трёхдневных интенсивов, организованных при поддержке Россотрудничества, педагоги Гомеля, Бреста и Минска обсуждали эти и другие насущные вопросы. От команды российских специалистов выступил научный руководитель портала «Грамота.ру» Владимир Пахомов. Его занятия были посвящены электронным ресурсам по русскому языку и развитию речи. Пользуясь случаем, мы задали несколько вопросов известному популяризатору лингвистических знаний.

– Ваши лекции в Белоруссии показали разнообразие электронных ресурсов, которые могут использовать учителя русского языка. Назовите три, к которым лучше всего обращаться.

Это очень актуальный вопрос: его мне задавали белорусские учителя, российские коллеги тоже порой спрашивают об этом. В первую очередь, конечно, хочется посоветовать «Грамота.ру» (gramota.ru). Сейчас она обновляется: там будет много новых разделов, адресованных школьникам, студентам, преподавателям. Во-вторых, Академос (orfo.ruslang.ru) – академический орфографический ресурс Института русского языка РАН. В этот словарь лингвисты регулярно вносят изменения и добавления. В-третьих, фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» (feb-web.ru). Упоминаю этот ресурс, потому что здесь в хорошем качестве выложены не только словари, но и полные собрания сочинений русских классиков. Это ресурс даже не столько по языку, сколько вообще по словесности и будет многим полезен.

– Вы – популяризатор лингвистических знаний. Как оцениваете освещение этой темы в СМИ обеих стран?

– Я не мониторил положение дел в этой сфере в Республики Беларусь, скажу про Россию. К сожалению, информация о русском языке переполнена фейками. СМИ транслируют такую картину: грамотность постоянно падает, затеваются языковые реформы. Журналисты многое додумывают. Мол, лингвисты издают новые словари, чтобы денег заработать. Тащат в словари всякие иностранные слова, ударения переставляют, ошибки превращают в норму. Идут на поводу безграмотных людей и ничего не делают, чтобы спасти русский язык и т.д. Насколько я убедился при общении с белорусскими коллегами, они так же, как и мы, озабочены этой проблемой. Ведь на самом деле всё совершенно не так. Мы говорим не о деградации, порче, а о развитии, обогащении языка. Лингвисты не спешат признавать что-то нормой, не спешат фиксировать новые варианты в качестве уже вполне правильных. На самом деле, словари не опережают развитие языка, а, наоборот, даже немножко отстают.

– Как выбрать словарь для школьника? Какие рекомендации вы дали белорусским коллегам?

– Это вечный вопрос, который показывает: российских и белорусских учителей волнуют общие проблемы. Словарь Ожегова или Ушакова не может быть надёжным справочником по современному (!) русскому языку: Ушакова не стало в 1942 году, Ожегова – в 1964. Эти перепечатки старых изданий или современные подделки, где на обложке стоят известные всем фамилии. Признаки хорошего печатного словаря: на обложке гриф академического института, Института русского языка им. Виноградова, РАН и Институт лингвистических исследований РАН. Если этого грифа нет, то откройте словарь после титульной страницы на обороте, посмотрите рецензентов словаря. Если в рецензентах указаны сотрудники ранее перечисленных академических институтов, это значит, что словарь видели люди, которые профессионально занимаются русским языком.

Дальше ищите логотип книжной серии: до 2023 года нужно искать гриф «Словари 21 века». Эта книжная серия, в которой на протяжении последних 10 лет, собирались самые качественные словари. С 2023 года ищите логотип «Грамота». Почти все словари, которые выходят в этой серии, либо создаются в стенах Института русского языка РАН, либо рецензируются сотрудниками института.

Отметим, что в рамках программы повышения квалификации прошли обучение 120 учителей Республики Беларусь.

2023 год объявлен в Республики Беларусь Годом русского языка, что свидетельствует о том, что важность этой темы осознаётся на государственном уровне.

Рубрика:
Тема:

Также по теме

Новые публикации

Составные лексемы с дефисным написанием двух или более элементов часто вызывают затруднения при склонении и определении рода. Умение правильно их употреблять в речи – важный показатель грамотности. Предлагаем разобраться в грамматических тонкостях конструкций типа музей-усадьба, прайс-лист, счет-фактура и др.
Уже три месяца Полина Квитных, уроженка Красноярска, преподаёт русский язык детям и подросткам в Нигере. Её ученики уже не представляют своей жизни без знакомства с новыми русскими словами, играми с матрёшками и весёлых песенок из советских мультфильмов, которые включают в Русском доме на переменах.
В недавнем исследовании ВЦИОМ матрёшка как символ России значительно опередила другие растиражированные образы. Но с историей происхождения этой народной игрушки долгое время было связано немало мифов. Игорь Блюм, эксперт по истории матрёшки, провёл целое расследование, чтобы аргументированно доказать: всем известная матрёшка родилась именно в России и конкретно – в Москве.
3 июля в пресс-центре газеты «Московский комсомолец» состоялся круглый стол «Курс на грамотность! Как сохранить русский язык в эпоху цифровизации», организованный Союзом журналистов Москвы. Участники круглого стола – представители государственных структур, отраслевых объединений, академического сообщества, преподаватели и студенты журналистских и гуманитарных факультетов – обсудили важнейшие аспекты современной языковой ситуации.
Привычные слова часто хранят в себе удивительные истории, стоит только обратить внимание на их древние корни. Сегодня мы проследим за увлекательной эволюцией одного из таких корней и обнаружим неожиданную связь между словами «опекун», «печень», «беспечный» и др. Если открыть «Словообразовательный словарь…» А. Н. Тихонова, то можно увидеть, что слова «обеспечение», «печень», «беспечный» и «опекун» не являются однокоренными. Однако исторически в этих лексемах выделяется корень печ-/пек-, который делает данные слова родственными.
«Лучшие спектакли Эфроса невозможно пересказать, как симфоническую музыку или, вернее, хороший джаз, который он обожал», — говорил о нём критик Анатолий Смелянский. Последователь Станиславского был одним из самых значительных театральных режиссёров XX века, которому суждено было изменить саму природу сценического языка.
С 1 по 5 июля на базе Паломнического центра Свято-Успенского Псково-Печерского мужского монастыря в городе Печоры проходит заезд «Русское слово» Всероссийского проекта «Истоки.Школа», который реализуется в рамках национального проекта «Молодёжь и дети» по инициативе Президента России. Он объединил 155 преподавателей русского языка и литературы, словесников, поэтов и писателей из разных регионов России.
C 17 по 30 июня 2025 года в Горно-Алтайске прошла очередная, уникальная по масштабу и содержанию смена языкового лагеря для школьников Монголии – часть межгосударственного образовательного мегапроекта «Языковой мост Россия – Монголия 2025», который проходит при поддержке фонда «Русский мир».