EN

Йохан Бекман (Финляндия): «Почти никаких отношений с русскими не осталось»

Владимир Емельяненко 23.11.2023

Йохан Бекман. Фото: Wikimedia Commons###https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Johan_B%C3%A4ckman_2012.jpg

В Финляндии всё больше говорят о том, что «русские не должны гулять по тротуарам Европы, пока страдает Украина». Кто и зачем делает из Финляндии резервацию НАТО в интервью «Русскому миру» объясняет правозащитник и общественный деятель, доцент Хельсинского университета Йохан Бекман.

Ещё вчера у финнов популярными турами выходного дня были поездки в Санкт-Петербург и Карелию, а русским были рады в Финляндии. Отчего теперь финны закрывают границу с нами?

– Все идёт по нарастающей. Сначала наши ограничили выдачу виз россиянам. Теперь идёт закрытие границы. Пока закрыли четыре пункта пропуска из восьми. Дальше будет хуже. Дай Бог, чтобы дело не дошло до военных провокаций или чего похуже.

Даже так? Что может быть хуже?

– Чтобы вы понимали, что сегодня происходит в Финляндии, напомню об актёре Вилле Хаапасало. Он у вас в России много снимался в кино и был большим «другом» русских. Так вот, он закрыл свой советский ресторан в Хельсинки, раскрасил свою пекарню в цвета украинского флага, обещает или уже передаёт выручку от её доходов ВСУ. С многочисленными друзьями из России, по его словам, порвал. «Хаапасало решил хапать сало», – говорят у нас.

«В наших сердцах Украина уже победила», – заявляет премьер Санна Марин. «Российская экономия рухнет в понедельник», – это заголовки финских СМИ. Наши парламентарии выступают с украинскими и американскими флагами на лацканах пиджаков, сносят памятники Ленину, с экспертным видом публикуют карты распада России. Труд американо-британской журналистки Эн Эпплбаум «Российская империя должна умереть» цитируют те, кто согласен с депортацией русских из Карелии и Санкт-Петербурга и передачей этих земель Финляндии. Вот, мол, зачем членство страны в НАТО. Это по умолчанию. А официально власти не скрывают лозунг: «Членство в НАТО – способ наказать Путина». То есть признают, что это не связано с безопасностью Финляндии. Сами себя разоблачают.

Официальный предлог для закрытия границы - «Россия использует гибридную угрозу миграции для ослабления безопасности Финляндии» работает в финском общественном мнении?

– Придуманная причина. Пока внедряется со скрипом. Да, действительно, миграция остаётся гибридной угрозой, что наглядно видно у берегов итальянского острова Лампедуза. Там в сутки из Африки в ЕС на одной лодке нелегально перебираются от 100 до 300 человек. Через восточную границу, как у нас называют границу с Россией, в год легально проходят от 100 до 250 беженцев из Африки. Пока идёт нагнетание, будто ЧВК Вагнер «работает» с Африкой и нелегально везёт беженцев к российско-финской границе.

Сами же финны находятся в недоумении и не до конца понимают: кто и зачем делает их страну резервацией НАТО? Ведь ещё полгода назад у нас были хорошие отношения. Да, проблема безопасности восточной границы для финнов всегда была актуальна, но МИДы и МВД двух наших стран много сделали для установления взаимного доверия. Эти ведомства даже планировали создать совместную финско-российскую пожарную команду на границе.

Читайте также: Йохан Бекман: Теперь фейками можно замещать даже общенациональные референдумы

Тогда почему началось изъятие машин и бытовой техники у россиян на границе, отказ во въезде в Финляндию, где у русских есть недвижимость и родные? Наконец, финнов не пускают к родным в Карелию. Разве это не нарушение прав человека?

– Теперь наши власти в таких категориях не рассуждают. Они четко выполняют инструкции из Вашингтона по усилению антирусских настроений. Дело идёт к полному закрытию границы. Но за последние лет тридцать у нас выросли около 40 тысяч «детей добрососедства» – в совместных российско-финских семьях. Есть старики в Финляндии, которые зависят от своих детей, живущих в России. Есть старики-финны в Петербурге, Мурманске и Карелии, у которых дети в Финляндии. Есть, наконец, разделённые семьи по обе стороны границы.

Но вместо разговоров о соблюдении прав человека или хотя бы выполнения условий Всеобщей декларации прав человека властями насаждаются другие настроения. У нас парламентарии и министры цитируют Урсулу фон дер Ляейен, которая учит тому, что русские не должны гулять по тротуарам Европы, пода страдает Украина. Почти лозунг Гитлера, между прочим. И без последствий такие призывы не остаются. В Лаппеэнранта и Хельсинки, несмотря на протесты родителей, закрываются русские классы, во многих городах вывешиваются вместе с финскими флаги США и Украины.

Это символический ответ на вопрос о том, как будет строиться политика НАТО после ожидаемого поражения Украины. И что будет, когда «агрессивная», по мнению НАТО, Россия, одержит победу на Украине. Мол, это требует от стран-членов альянса «стратегической реакции», поскольку будто бы Финляндия может последовать за Украиной. И Финляндии в этой стратегии отводится роль «потенциала сдерживания». Насколько мне известно, уже готов черновик договора о размещении на нашей территории нескольких военных баз США, где будут действовать только законы США, как на базах НАТО в ФРГ. Идёт агрессивная политика выстраивания стены, когда в понимании стратегов не до простых финнов, каких-то там русских, и тем более не до мигрантов.

Читайте также: «Я не мог спокойно наблюдать, как неонацисты открыто убивают»

Если простые финны не согласны с таким подходом, сохраняется ли надежда на диалог с ними? Он возможен?

– Диалог нужен нам, но он не нужен им – НАТО. У нас в стране даже не было референдума о желании или нежелании вступления страны в альянс. Просто принято волевое решение на основе социологических вопросов. Людей не слушают и не слышат, мы отстранены от принятия решений. Пока ситуация развивается так, что мы – гражданское общество двух стран – потеряны друг для друга. Увы, из Финляндии Вашингтон наступательно готовит гауляйтера резервации НАТО на севере Евросоюза. Пока закрыта часть границы с Россией, потом закроют всю, выстроив стену. Стены нет, а название «стратеги» уже придумали – «Линия Маннергейма от Финляндии до Польши». Ситуация очень опасна и развивается стремительно. Да, говорить об угрозах надо, но связей между странами становится всё меньше.

Но какие-то каналы всё же сохраняются? Если нам вести диалог, то какими должны быть его ключевые посылы?

– Почти никаких отношений с русскими не осталось. Ситуация опасна именно для финнов и Финляндии. У нас начались нападения молодёжи с газовыми пистолетами на мигрантов. Это сигнал, что раскручиваемая гибридная война всё же достигает своих целей. Во всяком случае, на неокрепшие молодые умы она, как показывают нападения на мигрантов, воздействует.

Поэтому, первое – нам нужно подключать молодёжь к осмыслению того, что происходит вокруг.

Второе – ряд общественных сил в стране поднимают крайне острую тему критического осмысления роли «потенциала сдерживания», которая отведена нашей стране. Мы говорим о том, что НАТО лишь декларирует оборону, а на практике давно действует исключительно за пределами своих границ. Показательна в этом смысле та же Украина.

Третье – стараемся критически оценивать вызовы региональной безопасности, каковым стало намерение ЕС поручить Дании (кстати, в противоречие Конвенции ООН по морскому праву) проверять, а возможно, и блокировать транзит через датские проливы танкеров с российской нефтью под предлогом угрозы для окружающей среды. Говорим о том, что для Финляндии, граничащей с Россией, такой подход опасен и непродуктивен.

И наконец, четвёртое тесно связано с третьим – безопасностью наших границ. Почему от «заботы» по укреплению безопасности восточной границы хуже финнам? Ведь, помимо родственных связей с Россией, у финских семей в России есть и чисто экономические интересы – работа, бизнес. Были. Теперь вот на грани закрытия и КПП «Салла» на границе с Мурманской областью, где скопились и не могут попасть в Россию люди из Финляндии.

«Нам надо договариваться, а не выстраивать стены», – ещё один лозунг, который зреет в финском общественном мнении. Однако осознание такого подхода к решению проблемы идёт медленно. Опасность надвигается быстрее. Так, уже прощупывается почва для создания биолабораторий США на территории Финляндии.  

Также по теме

Новые публикации

Сегодня в России насчитывается уже 105 тысяч гектаров виноградников, и более полусотни виноделен на юге страны принимают посетителей. Энотуризм – новое направление для путешественников в нашей стране, однако интерес к нему растёт очень быстро.
Образовательный рынок живёт по общим закономерностям «цена-качество». Екатеринбург не теряет привлекательности на фоне крупных мегаполисов, где тоже развита наука, – Томска, Казани, Новосибирска, Санкт-Петербурга, Москвы. И помогает в этом международное признание уральских вузов в рейтингах, где сопоставляются лучшие университеты мира...
Сталкиваясь на письме со сложными словами, мы нередко задумываемся о том, какой вариант их графического оформления уместен. Для того чтобы сделать правильный выбор между слитным, дефисным или раздельным написанием, следует руководствоваться нехитрыми правилами.
29 июля 2024 года Россия и Индия проведут международный просветительский телемост, посвящённый 225-летию со дня рождения Александра Пушкина. Студенты из десяти штатов Индии, изучающие русский язык как иностранный, получат возможность улучшить свои знания через прямое общение со специалистами в области филологии и лингвокультурологии.
21 июля  Россия и Сирия отметили 80-летие с момента установления дипломатических отношений. Но наша тесная духовная связь появилась задолго до 1944 года. Ещё в начале XX века на родине христианства – в Палестине, Ливане, Сирии – развернуло активную деятельность Императорское православное палестинское общество (ИППО).
Спектакль «Хаджи-Мурат» по повести Льва Толстого в переводе советского и российского востоковеда, историка и лексикографа Виктора Погадаева стал культурным событием в Малайзии. Постановка собрала четыре аншлага подряд, спектакль посетил даже премьер-министр страны.
«Левитан открыл Плёс, Плёс открыл Левитана» – с этой фразы начнётся ваше знакомство с самым маленьким городом на Волге площадью всего 3 квадратных километра и числом жителей чуть более 1800. Но несмотря на свои крохотные размеры, одно веское основание роднит его с мировыми европейскими столицами: как и Москва, Рим или Барселона: он стоит на семи холмах.