EN

Раскинулась МОРЯ широко: страны СНГ создали Международную организацию по русскому языку

Елена Сердечнова16.11.2023

Фото: function.mil.ru / фрагмент (CC BY 4.0)###https://function.mil.ru/news_page/country/more.htm?id=12330471@egNews&_print=true

В октябре лидеры семи стран – Азербайджана, Белоруссии, Казахстана, России, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана подписали договор об учреждении Международной организации по русскому языку (МОРЯ).

На русском языке в мире говорят около 258 млн. человек, он второй после английского по числу сайтов в сети Интернет и на пятом месте по количеству публикаций в международных научных изданиях. Русский обладает статусом официального или рабочего языка в 15 крупнейших международных межправительственных организациях, например в ООН, ЮНЕСКО, МАГАТЭ, а для органов СНГ, ОДКБ, ЕАЭС является официальным языком, для стран же на постсоветском пространстве – основным средством межнационального общения. Неудивительно, что на заседании Совета глав государств СНГ, которое прошло в Бишкеке 13 октября, были подписаны документы о создании организации, которая будет заниматься продвижением «великого и могучего».

МОРЯ появилась не спонтанно, ещё в октябре 2022 года на неформальном саммите глав государств в Санкт-Петербурге президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев предложил сформировать под эгидой СНГ организацию по поддержке и продвижению русского языка. По мнению Токаева, которое приводит сайт nur.kz, идея состояла в том, чтобы создать международную организацию по образу и подобию ООН с использованием положительного опыта Франкофонии (международная организация франкоязычных стран. – «Культура»), штаб-квартира которой находится в Париже.

В комментарии департамента информации и печати МИД России говорится, что создание МОРЯ, безусловно, значимое событие для государств, где русский используется в качестве средства межнационального общения, и для людей, говорящих на русском языке, изучающих его, тянущихся к русской культуре во всех уголках мира: «Ключевая цель новой структуры –всестороннее взаимовыгодное сотрудничество между странами в поддержании и продвижении русского языка, в том числе как средства коммуникации, доступа к мировым базам знаний в области науки, культуры, литературы и истории». Учредителями выступили государства-участники СНГ. При этом принципиально важно, что новый формат открыт для присоединения любых стран, разделяющих закрепленные в Уставе МОРЯ цели и принципы.

Интересно, что инициатором создания новой организации выступил Казахстан. Конечно, в республике, как и в других странах СНГ, русский язык используется наряду с государственным. К тому же Астана является вдохновителем целого ряда крупных проектов на постсоветском пространстве – так, когда-то именно Казахстан предложил идею евразийской интеграции как более глубокой формы экономического взаимодействия. Существует в Казахстане известная во всем мире школа русистики, а также в стране работает Казахстанская ассоциация преподавателей русского языка и литературы (КазПРЯЛ), которую возглавляет выдающийся ученый Элеонора Сулейменова.

Кандидат педагогических наук, доцент, директор Русского центра Казахско-Русского международного университета Елена Емельянова рассказывает, что инициатива связана с тем, что Казахстан имеет исторически сложившиеся дружеские отношения с Россией и считает важным их упрочение и развитие.

Из всех республик среднеазиатского региона Казахстан является самой многонациональной, что стимулирует изучение русского языка и русской культуры. Основы школы русистики заложены очень давно, и можно говорить о том, что в ее развитии участвовали виднейшие ученые филологи, – подчёркивает она.

Ей вторит экс-руководитель центра «Русский язык и культура» в Казахском национальном университете имени аль-Фараби Жанна Уматова:

Россия – страна, с которой Казахстан имеет самую большую сухопутную границу. Русский язык в Казахстане сохраняет свои позиции в качестве объединяющего фактора на постсоветском пространстве. Поэтому казахстанскую инициативу по МОРЯ активно поддержали другие страны СНГ, достаточно оперативно согласовав и подписав необходимые для её реализации документы, По её мнению, говорит она.

Однако она отмечает, что ситуация с преподаванием русского языка меняется. Раньше русский язык для жителей Казахстана преподавался как неродной, а для жителей зарубежных стран – как иностранный. Сейчас же русский как иностранный всё чаще изучают и жители республики, тенденции таковы, что так будет, вероятно, на всём постсоветском пространстве. Это означает, что уровень владения русским языком снизится.

Сейчас власти ряда государств пытаются запретить русскую культуру, в том числе русский язык. Например, в странах Прибалтики ведётся целенаправленный процесс его искоренения из всех сфер общественной жизни, систематически ущемляются права русскоязычного населения.

Понятно, что в таких условиях задача по сохранению интереса к русскому языку и общероссийской культурной идентичности соотечественников, живущих за пределами России, становится как никогда актуальной. Специалист департамента информации и печати МИД России рассказал, что задачей Международной организации по русскому языку является выработка подходов и направлений, которые будут поддерживать распространение русского языка и культуры.

Новая межправительственная структура в своей работе будет взаимодействовать с органами и организациями различных государств и координировать их усилия в целях рационального использования ресурсов. Как уже отмечалось, основная задача МОРЯ всестороннее взаимовыгодное сотрудничество между странами в поддержке и продвижении русского языка как языка межгосударственного общения, развитие отношений дружбы, добрососедства, взаимопонимания, – подчеркнул он.

Кроме того, среди функций МОРЯ – содействие укреплению статуса русского языка как официального для межправительственных организаций, распространение качественного образования на русском языке, а значит, подготовка педагогических и научных кадров по специальностям «русский язык и литература» и «русский язык как иностранный». Конечно, это потребует создания материально-технической базы для образовательного процесса и новых разработок в области русского языка. Займутся в новой структуре и переводами произведений авторов из стран-членов МОРЯ на русский язык и с русского на языки народов членов организации. Ну и, конечно, будут проводиться совместные конференции, выставки, конкурсы и другие мероприятия, которые помогут решить главные задачи.

Ректор Государственного института русского языка имени А. С. Пушкина Наталья Трухановская отметила, что создание новой международной организации по русскому языку можно только приветствовать.

О высокой важности данного вопроса говорит то, что это событие произошло на встрече глав государств СНГ. Институт Пушкина, как базовая организация по преподаванию русского языка в странах СНГ, поддерживает эту инициативу. Мы с нетерпением ждем решений о функционале, сферах деятельности новой структуры и готовы выступить партнёром во всех вопросах, связанных с популяризацией русского языка в мире, поддержкой качественного образования на русском, подготовкой научных и педагогических кадров в области русистики, – сказала она.

Как видим, уже существуют организации, «отвечающие» за русский язык, и Институт Пушкина – вовсе не единственная. Так, много лет работает Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ).

По мнению директора секретариата МАПРЯЛ, кандидата педагогических наук Александра Коротышева, ключевое отличие новой организации от ассоциации состоит в том, что МОРЯ – межправительственная структура, она будет осуществлять задачи, связанные с популяризацией русского языка. МАПРЯЛ же – международная неправительственная организация, профессиональное объединение.

Безусловно, мы с радостью будем взаимодействовать с новой организацией в той мере, в какой она сочтёт для себя возможным. В настоящий момент органы новой структуры находятся в стадии формирования, как и повестка деятельности, поэтому говорить о совместных направлениях пока рано, но, безусловно, они возникнут, поскольку предмет нашего интереса – общий, – говорит директор секретариата.

Александр Коротышев рассказал об особенностях преподавания русского языка в различных странах. Первое, что он отметил, – это законодательная специфика, например, наличие межправительственных соглашений о взаимном признании дипломов и ученых степеней. Важно и присутствие школ и вузов, где он изучается. Еще один фактор – работа в стране российских бизнес-структур, которые создают запрос на рынке труда. Есть и внутренние причины, по которым изучается язык. Например, в славянских странах, для которых русский язык является близкородственным, молодёжь выбирает русский, чтобы получить более высокие образовательные баллы, кредиты для обучения при поступлении вместе с другими европейскими студентами.

В то же время студентам из Юго-Восточной Азии изучать русский язык сложнее, поскольку у них другая структура языка с другими фонетическими законами. Именно поэтому существует порядка 60 национальных объединений преподавателей русского языка, которые в своих странах изучают особенности его преподавания. Крупное подразделение МАПРЯЛ действует в Китае, есть Казахстанская ассоциация преподавателей — КазПРЯЛ.

Что касается проблем, с которыми сталкивается ассоциация в процессе преподавания русского языка, то самая главная – старение кадров. Средний возраст членов МАПРЯЛ составляет около 50 лет, а где-то ещё выше. Поэтому сейчас важная задача – привлечение молодёжи в профессию. Вторая проблема – нехватка учебной литературы, даже не столько той, которая издаётся у нас в России, сколько учебной литературы зарубежной, учитывающей особенности освоения русского языка представителями разных языковых групп. В МАПРЯЛ разрабатывается такая литература, но всё упирается в финансирование. Требуются отдельные грантовые программы и субсидии. Ещё один блок проблем – это стереотипы о том, что русский язык сложен в изучении.

Конечно, осложняет продвижение русского языка чрезмерная политизированность, связанная с Россией и русским языком.

Мы не можем говорить о том, что есть серьёзный обвал в его изучении. В сентябре этого года в Санкт-Петербурге прошёл XV Конгресс МАПРЯЛ «Русский язык и литература в меняющемся мире», в котором приняли участие представители 63 стран мира – преимущественно из стран Африки, Азии, Латинской Америки. Немного меньше, чем обычно, была представлена Европа, но здесь причины не только политические, но и логистические, добраться до России стало гораздо сложнее. В целом, если говорить о странах западного блока, где-то интерес к русскому языку только возрос. Так произошло в США. По данным компании SRAS, на осень прошлого года был зарегистрирован 20-летний пик записей на курсы русского языка в колледжах и университетах Америки. Высок интерес к русскому языку в Китае, сейчас там порядка 70 000 человек в год его изучают. Более активно интересуются русским языком жители государств, где представлены российские компании и создаётся спрос на рынке труда. Это страны арабского Востока, Юго-Восточной Азии. Где-то растёт интерес к русскому языку через русскую литературу, например, в Латинской Америке, являющейся литературоцентричным континентом. Там знают Толстого, Достоевского, Чехова и активно переводят их книги на испанский язык, – рассказал Коротышев.

Занимается продвижением русского языка и МИД России. Он является ответственным исполнителем Госпрограммы по популяризации русского языка. По словам представителя департамента информации и печати МИД России, в рамках Госпрограммы проводятся мероприятия, федеральные и ведомственные проекты, связанные с поддержкой и продвижением русского языка, русскоязычного общего, высшего и дополнительного образования. Занимается МИД и развитием научного сотрудничества в сфере русистики, укреплением статуса русского языка в международных организациях, проведением культурно-гуманитарных мероприятий для повышения интереса к русскому языку и культуре. А помогают ведомству в этом Минкультуры России, Минобрнауки России, Минпросвещения России, Минцифры России и Россотрудничество.

Кстати, МИД России до формирования Секретариата МОРЯ будет выполнять его функции. Это объясняется в том числе и тем, что Министерство иностранных дел курирует упомянутую Госпрограмму. На повестке дня – решение организационных и технических, но от этого не менее важных вопросов, определение первоочередных задач, подготовка первой министерской конференции.

Работы предстоит много, тем более что недавно в БРИКС вошли ещё шесть стран, это открывает новые возможности для культурно-гуманитарных контактов, в том числе в плане продвижения русского языка. Представители неправительственных общественных организаций этих стран уже выступили с предложением интересных проектов, активизируются научные гуманитарные исследования. У молодых жителей стран-участниц БРИКС возрастает спрос на получение российского высшего образования. Не исключено, что государства БРИКС, в том числе и недавно приглашённые в объединение, внимательно присмотрятся к работе МОРЯ и станут её членами.

Закончить рассказ о новой организации хочется словами руководителя ИАЦ «Институт Евразийской политики» (Казахстан) Максима Крамаренко, который считает, что создание МОРЯ под эгидой Содружества независимых государств – важный шаг по перезагрузке процессов гуманитарной интеграции постсоветского пространства:

Главы государств, проголосовавшие за её создание, подтвердили, что русский язык для их стран остается востребованным и является не только языком межнационального общения между народами бывших советских республик. Русский язык продолжает быть коммуникативным посредником, с помощью которого подавляющая часть населения стран СНГ познает остальной мир, передовые научные и культурные достижения. Меня как гражданина Казахстана радует тот факт, что идею создания такой организации высказал наш президент Касым-Жомарт Токаев, подтвердивший тем самым курс на долгосрочное партнёрство с Россией и на поддержку постсоветской интеграции в формате ЕАЭС и СНГ.

Источник: газета «Культура» 

Также по теме

Новые публикации

В русском языке управление подразумевает подчинение одного компонента словосочетания другому, причем в определённом падеже. Но тут возникают трудности: достигнуть желаемого или желаемое? Жаждать власти или власть? Просить денег или деньги?
16 июня 2025 года исполнится 100 лет самому известному международному детскому центру на южном берегу Крыма – «Артеку». В него мечтали попасть дети со всего Советского Союза, а потом и России, а также из других стран мира.
Владислав Краус обучает русскому языку детей в сельской школе Узбекистана, построенной его дедом, и руководит местным ансамблем русского танца. В этом году педагог стал победителем III Международного конкурса цифровой журналистики «РуМирОнлайн» и принял участие в XVI Ассамблее Русского мира.
«Лингвистика без границ» – под таким девизом с 9 по 13 декабря в Москве проходит Первый Евразийский конгресс лингвистов. Масштабное международное научное событие объединило свыше 500 учёных из 46 стран. В рамках конгресса были представлены ключевые направления развития современной лингвистики и ведущие мировые научные школы.
8 декабря на площадке Русского дома в Дубае при поддержке фонда «Русский мир» прошёл Международный фестиваль культуры, искусства и спорта «Русская душа», посвящённый Дню установления дипломатических отношений между Российской Федерацией и Объединёнными Арабскими Эмиратами.
Сегодня в Сенегале более 7000 школьников изучают русский язык. Проблема в том, что многие учебные пособия устарели, а новых нет. Тем не менее изучать русский язык в стране хотят многие, и причиной тому - независимая политика России и личная популярность президента Владимира Путина.
Людмила Семаан – студентка Ливанского университета, член Молодёжного крыла Координационного совета организаций российских соотечественников Ливана. Мы поговорили о ситуации в стране и о жизни русской диаспоры в это непростое время.
Как известно, навык безошибочного письма приобретается в тесной связи теории и практики, т. е. усвоении правил и выполнении упражнений, способствующих запоминанию. Сегодня вспомним правописание букв ы/и после приставок, поскольку промахи, связанные с этой орфограммой, выявляются постоянно.