EN
 / Главная / Публикации / Онлайн-школа СПбГУ: российское образование для детей соотечественников

Онлайн-школа СПбГУ: российское образование для детей соотечественников

Светлана Сметанина09.11.2023

Фото: пресс-служба Минпросвещения России / edu.gov.ru (CC BY 4.0)###https://edu.gov.ru/press/7385/pervoklassniki-novyh-regionov-poluchat-30-tysyach-shkolnyh-naborov-ot-dvizheniya-pervyh-k-1-sentyabrya/

Онлайн-школа Санкт-Петербургского государственного университета работает уже пять лет. А с этого года появилась возможность получать не только дополнительное образование по субботам, но и пройти полноценную школьную программу. О том, как создавалась онлайн-школа и почему с каждым годом всё больше желающих туда поступить, рассказывает Дмитрий Птюшкин, руководитель проекта «Онлайн-школа СПбГУ».

– Онлайн-школа СПбГУ возникла в 2018 году, когда к вам обратилась группа родителей из Латвии. Почему они обратились именно в Санкт-Петербургский университет? Уже были какие-то связи?

– Санкт-Петербургский университет – это известное в Латвии учебное заведение. Много ребят из этой страны ежегодно приезжают учиться в Россию и поступают в наш университет. Кроме того, университет ведёт активную работу, связанную с продвижением русского языка как иностранного, государственной системы тестирования. И как раз в те годы эта деятельность очень активно разворачивалась. Я думаю, что заинтересованным людям не было сложно нас найти и связаться с нами. Всё-таки СПбГУ – первый университет России. Тогда – в доковидные времена – переход на обучение в онлайне казался какой-то диковинкой. И когда люди думали, куда им обратиться по поводу школьного образования на русском языке для своих детей, они пришли к выводу, что Санкт-Петербургский университет именно та организация, которая может им помочь. Как показало время, они не ошиблись.

Санкт-Петербургский государственный университет. Фото предоставлено СПбГУ

– А со стороны университета были какие-то сложности? Всё же надо было переключиться с высшего образования на школьное, подготовить специальную онлайн-программу для школьников из-за рубежа, подобрать преподавателей… Как это всё происходило?

– Когда мы говорим о Санкт-Петербургском университете, безусловно, все в первую очередь думают о высшем образовании. Но СПбГУ – это в некотором смысле целый мир, в котором есть всё. И если взять указ о создании университета, то в нём одновременно говорится и о создании гимназии. То есть это всегда были взаимосвязанные явления. А буквально недавно состоялось празднование 60-летия Академической гимназии им. Д. К. Фаддеева при СПбГУ. То есть при университете есть школа, которая к тому же входит в топ-30 лучших российских школ.

Что касается программы для онлайн-школы, то мы её разрабатывали в тесном взаимодействии с коллегами из Латвии, а потом и с коллегами из других стран. Потому что всегда есть определённые запросы на конкретные предметы, которых нет в школьной программе этих стран.

У нас очень хороший педагогический коллектив в Академической гимназии. Также у нас работают эксперты из университета. Мы тесно взаимодействуем с Комитетами по образованию и Санкт-Петербурга, и Ленинградской области. У нас работают несколько учителей, которые признавались Учителями года по своим дисциплинам. Поэтому с преподавательским составом у нас всё в порядке.

Первый учебный год мы начали в декабре 2018 года, а обсуждение проекта началось в июле. Таким образом, мы буквально за несколько месяцев провели всю подготовительную работу. Трудность была в том, что мы поработали немного более интенсивно, чем обычно. Но главное, что это была интересная работа, потому что это был запрос, который не просто отвечал нашей основной деятельности, но и помогал поддержать наших соотечественников в другой стране и их детей, которые оказались лишены возможности учиться на родном языке. Поэтому нам было приятно этим заниматься.

– Поскольку занятия в онлайн-школе проводятся раз в неделю по субботам, как удалось выстроить программу, чтобы охватить все необходимые предметы?

– В первый год занятий у нас были русский язык, история России и русская литература – каждую субботу три предмета по часу. Обычно занятия начинаются в октябре и заканчиваются в конце мая. В последующие годы мы начали добавлять предметы. Было два потока: например, какие-то предметы ты слушаешь онлайн – на уроке с преподавателем, а другие три предмета ты потом смотришь в записи в течение недели. Дальше предметов стало ещё больше, записей стало больше, появилась промежуточная итоговая аттестация – контрольные работы. Таким образом, учащийся самостоятельно планирует своё время для учёбы. Мы считаем, что это хорошо, поскольку развивает навык самостоятельного обучения.

Безусловно, мы не покрываем всю школьную программу соответствующего класса. Это примерно 15 – 20 % от ФГОС. Но в этом году у нас уже запустилась полноценная онлайн-школа, в которой занимаются каждый день и представлены все предметы школьной программы – полный объём. По завершении учебного года ученики получают соответствующий документ государственного образца об окончании школы. Сейчас у нас по такой программе занимаются 120 ребят из порядка 30 стран.

Что касается субботней онлайн-школы, то это не полностью вся школьная программа, но те вещи, которые им действительно необходимы. Мы стараемся дать всё нужное и интересное.

– Те дети, которые учатся по полной школьной программе, получат официальный диплом об окончании российской школы?

– Да, конечно. Они начали заниматься 1 сентября 2023 года. У нас было 300 заявок из 45 стран на 120 мест. Занятия начинаются в 10 утра. Конечно, для ребят из Канады, Австралии мы находим дополнительные возможности, связанные с часовыми поясами. Но это полноценная школа. Думаю, что на данный момент Санкт-Петербургский университет – единственный в этом плане из российских вузов, кто имеет такую онлайн-школу. Нас в этом поддержали и Россотрудничество, и Министерство образования и науки, и Министерство просвещения.

Дмитрий Птюшкин. Фото: скриншот

– Получается, что запрос на российское онлайн-образование для школьников из-за рубежа велик?

– Безусловно. Мы это видим по набору этого года. Потому что если в прошлом году у нас было 2700 слушателей из 11 стран, то в этом году уже более 3000 слушателей из 25 стран. То есть рост очень существенный. И в нашей школе появляются учащиеся из новых стран, их достаточно много. У нас учится порядка ста человек из Турции. Присоединились ученики из Австралии, Новой Зеландии, Арабских Эмиратов, Канады, Мексики.

– На что обращают внимание в первую очередь сами дети и их родители, когда сравнивают школьное образование в их странах и российское?

– Российская школьная программа объективно сильнее абсолютного большинства систем школьного образования. Понятно, что есть некоторые вещи, которые в той же Латвии просто не получишь. Это история России, русский язык, русская литература. Но мы также знаем, что ребята во Франции и других странах высоко оценивают блок точных наук – физико-математический. Этот компонент нашей программы гораздо сильнее, чем в других странах.

Мы общаемся с родителями – у нас существует и чат, и родительские собрания. И видим, как у ребят, которые начали у нас заниматься, повышается успеваемость и в их основных школах. Они начинают неплохо выступать на своих внутренних олимпиадах. То есть им это даёт очень мощный дополнительный ресурс знаний, они становятся более конкурентными. Это же очень важная вещь для молодого человека, потому что даёт ощущение лучшего будущего.

– Учёба в онлайн-школе даёт потом преимущества при поступлении в российские вузы? И многие из ваших выпускников выбирают российское образование?

– Абитуриенты поступают в СПбГУ по конкурсу портфолио – они не сдают экзамены, а подают документы, чтобы мы видели их преимущества. Сертификат участника онлайн-школы (он может быть обычный и с отличием) даёт достаточно большое количество баллов при поступлении в Санкт-Петербургский университет. Более ста человек за это время поступили в СПбГУ. Знаю, что и в другие российские вузы они поступают.

Выпускники нашей онлайн-школы лучше подготовлены к поступлению. И даже поступая в вузы в своих странах, наши ребята неплохо учатся, потому что база у них заложена хорошая. Часто бывает, что тот уровень точных наук, который у нас дают в 10-м классе, в какой-то стране проходят только в вузах.

Ну и плюс – наши ребята начинают в целом интересоваться возможностями российского образования. Так что этот проект мы делаем не только для себя, но и для других российских вузов, куда потом приходят наши выпускники.

– Что касается стран Прибалтики, которые и были инициаторами создания онлайн-школы, сегодня у вас много ребят оттуда учится?

– Треть наших слушателей именно из стран Прибалтики – около тысячи человек. И их не становится меньше. На тех, кто продвигает российское образование, в прибалтийских странах оказывается существенное давление. Несмотря на это, люди хотят, чтобы их дети получали образование на русском. Потому что часто бывает так, что русскоязычный ребёнок учится в латвийской школе и для того, чтобы выполнить задание, он должен сначала перевести его на русский, сделать на русском, а потом опять перевести на латышский. Это занимает много времени и сил. Поэтому у детей наших соотечественников должна быть возможность и учиться на родном языке и сохранять свою идентичность.

Читайте также: «Интерес к русскому языку не стал меньше. Он переструктурировался». Дмитрий Птюшкин – о настоящем и будущем системы ТРКИ

Также по теме

Новые публикации

В этом году исполняется пять лет Женскому собранию Парламентского клуба – общественной организации, призванной укреплять неформальные связи между соотечественниками в России и других странах. Председатель Женского собрания Людмила Семилетенко рассказала, как возникла идея объединить соотечественниц.
В российской столице при поддержке фонда «Русский мир» прошёл Международный форум «Память победителей» для организаторов шествия «Бессмертный полк» в странах ближнего и дальнего зарубежья. Москва собрала всех, кому дорога память о своих отцах, дедах и прадедах, спасших мир от нацизма.
27 февраля в Москве прошёл Второй конгресс Международного движения русофилов. Присутствие делегатов из более чем 130 стран мира со всех континентов говорит о том, что об изоляции России или отмене её культуры нужно забыть. А расширение влияния нашей страны в мире только усиливается.
«У матрёшки было сердце» – такое название дал своей новой книге писатель, педагог и профессиональный ветеринар из Коста-Рики Марвин Камачо Сото. Спустя 40 с лишним лет после возвращения домой из СССР он решил передать костариканцам впечатления о жизни и учёбе в сказочной стране, где царила подлинная дружба народов.
Николай Марков создал архитектурный облик Тегерана в 20-е – 30-е годы прошлого века. Один из иранских искусствоведов даже назвал архитектуру Маркова «вратами в XX век для Ирана». Но его имя сегодня практически неизвестно нашим соотечественникам. Чтобы восполнить этот пробел, крымский кинодокументалист Валентин Козубский собирает материалы для документального фильма о русском зодчем.
При употреблении подобных сочетаний возникают вопросы об их правильном отражении на письме: слитно или раздельно, в два или в три слова? Чтобы избавиться от сомнений, нужно определить, что перед нами: наречие или существительное в сопровождении служебных частей речи.
26 февраля в Москве, инновационном кластере «Ломоносов», состоялся Форум многополярности, организованный Международным движением русофилов и собравший представителей из 130 стран мира. «Добрая воля» – это понятие стало ключевым на форуме, так или иначе оно звучало практически во всех выступлениях.
Российский Национальный исследовательский институт развития коммуникаций (НИИРК) представил результаты ежегодного мониторинга и рейтинга дружественности коммуникационных режимов постсоветских стран. В исследовании НИИРК участвовали 16 постсоветских стран, их оценивали по 12 различным показателям.
Цветаева