Женское лицо войны: Зоя Космодемьянская
Анна Ефремова13.09.2023
Зоя Космодемьянская… Это имя в Советском Союзе знал каждый октябрёнок, каждый пионер и каждый взрослый. Имя девушки, в 18 лет погибшей от рук фашистов, чьё мужество перед лицом смерти произвело такое сильное впечатление на мучителей, что они мстили ей даже мёртвой…13 сентября исполняется 100 лет со дня рождения Зои.
«Высокая, стройная, с большими тёмными глазами…»
27 января 1942 года в газете «Правда» вышел очерк военного корреспондента Петра Лидова. Очерк назывался «Таня»: «В первых числах декабря 1941 года в Петрищеве, близ города Вереи, немцы казнили восемнадцатилетнюю комсомолку-москвичку, назвавшую себя Татьяной.
То было в дни наибольшей опасности для Москвы. Дачные места за Голицыном и Сходней стали местами боев. Москва отбирала добровольцев-смельчаков и посылала их через фронт для помощи партизанским отрядам в их борьбе с противником в тылу.
Вот тогда в Петрищеве кто-то перерезал все провода германского полевого телефона, а вскоре была уничтожена конюшня немецкой воинской части и в ней семнадцать лошадей. На следующий вечер партизан был пойман. (…)Партизан был отведён в избу, где жили офицеры, и тут только разглядели, что это — девушка, совсем юная, высокая, стройная, с большими, темными глазами и темными стрижеными, зачесанными наверх волосами».
На допросах девушка назвалась Таня. Никакой другой информации фашисты от неё так и не смогли добиться. Когда после освобождения деревни Петрищево вместе с войсками Красной Армии туда попал и военный корреспондент Пётр Лидов, местные крестьяне рассказали ему о необыкновенной девушке, которая не сломалась под пытками, не выдала своих, а перед лицом смерти обратилась к местным жителям с призывом бороться с фашистами и верить в неизбежность победы. «Её вешали, а она речь говорила. Её вешали, а она всё грозила им…», – рассказывал Лидову житель деревни. После тщательной проверки выяснилось, что мужественную девушку звали Зоя Космодемьянская. А Таней она назвалась в честь казнённой белогвардейцами во время Гражданской войны на Кубани девушки-революционерки Татьяны Соломахи.
Из семьи священника
Правильно – Козьмодемьянская (в честь святых Козьмы и Дамиана). Такие фамилии давали представителям духовного сословия. Дед Зои был священником Знаменской церкви села Осино-Гай Тамбовской губернии, где и родилась Зоя 13 сентября 1923 года. Революцию он не принял и в 1919 году погиб – был утоплен в пруду за помощь контрреволюционерам.
Родители девушки были учителями. В 1929 году им пришлось уехать в Сибирь – спасались от доноса. Но спустя год семья сумела переехать в Москву, где и обосновалась. В 1933 году Анатолий Космодемьянский скончался после операции, мать осталась с двумя детьми – Зоей и Сашей.
Зоя училась хорошо, увлекалась историей и литературой. Была принципиальной, за что её избрали комсоргом класса. В итоге её принципиальность привела к конфликту: Зоя предложила после уроков заниматься помощью неграмотным. Одноклассники поначалу согласились, но быстро остыли. А когда Зоя начала стыдить их и призывать к ответственности, просто не переизбрали её комсоргом.
Шансов остаться в живых нет
Осень 1941-го была страшным временем для Москвы. По плану «Барбаросса» столица должна была пасть в течение первых 10 – 12 недель войны. К началу сентября направление на Москву оставалось главным для гитлеровских войск – туда шли лучшие силы. 15 октября был принят секретный приказ «Об эвакуации столицы СССР г. Москва». Сразу после этого по столице распространились панические слухи, что её сдают немцам. Трёхдневную панику удалось прекратить только после приказа применять к трусам, мародёрам и паникёрам любые меры вплоть до расстрела. 28 октября был утверждён «План обороны Москвы», согласно которому возводились оборонные рубежи как вокруг столицы, так и внутри неё.
И вот 31 октября Зоя Космодемьянская в числе 2000 комсомольцев явилась к месту сбора в кинотеатре «Колизей». Там набирали добровольцев для диверсионно-разведывательных групп, которые должны были действовать в тылу врага. Сначала высокую, хрупкую девушку не хотели брать – слишком заметная, да и нет спортивной подготовки. Но Зоя настояла и была зачислена в партизанскую часть 9903 штаба Западного фронта.
Всех новобранцев сразу же предупредили, что они, по сути, являются смертниками – шансов вернуться живыми у них не более 5 % из ста. Предупредили и о возможных жесточайших пытках, которыми подвергнут их фашисты в случае попадания в плен. Поэтому тем, кто не готов вынести всё это, предложили покинуть разведшколу. Большинство остались, в том числе и Зоя.
Новобранцев обучали навыкам разведывательной деятельности, сапёрному и минному делу. Поначалу их группа минировала оборонительные сооружения в районе Волоколамска. А 17 ноября вышел приказ Ставки Верховного главнокомандующего, согласно которому партизанам и диверсионным группам необходимо было уничтожать те населённые пункты в прифронтовой полосе, в которых расположились немецкие части. Встретив упорное сопротивление советских частей, немецкие войска вынуждены были занять оборону и расположились в деревнях вдоль основных дорог.
Зоя и Вера
Одной из таких деревень и была Петрищево, где немцы разместили свою базу, конюшню с лошадьми (на ноябрь 1941 в вермахте насчитывался 1 млн. лошадей), а также часть радиоразведки.
18 ноября несколько групп, в одну из которых входила и Зоя Космодемьянская, отправились на задание в тыл врага. С собой у неё были сухой паёк на пять дней, бутылки с зажигательной смесью и пистолет. В районе деревни Головково обе диверсионно-разведывательные группы попали в засаду. Поскольку у них не было с собой серьёзного оружия, группы понесли тяжёлые потери, несколько человек были захвачены в плен. Так, одной из пленных оказалась Вера Волошина – модель для знаменитой скульптуры «Девушка с веслом», установленной перед входом в Парк имени Горького. Она, как и Зоя, записалась добровольцем в разведывательно-диверсионную группу и была самой старшей среди своих товарищей – 22 года. Веру ранили, захватили в плен, пытали, а потом повесили. Но перед смертью она успела выкрикнуть фашистам: «Вы пришли в нашу страну и найдёте здесь свою смерть! Москву вам не взять…Прощай, Родина! Смерть фашизму!». Только в 1957 году благодаря поисковой работе журналистов удалось узнать о последних днях жизни героической девушки. Ей тоже посмертно было присвоено звание Героя Российской Федерации, но лишь в 1994 году.
Судьбы Зои и Веры Волошиной очень похожи, и это лишнее доказательство того факта, что подвиг Зои Космодемьянской не был чем-то исключительным. «Родина или смерть», – так мыслили очень многие из поколения тогдашних девушек и ребят. Возможно, потому, что понимали – в случае победы фашистов никакого будущего ни у Зои, ни у Веры точно нет. Так что отступать действительно было некуда.
«За меня наши товарищи вам отомстят!»
Зоя смогла поджечь три дома, где размещались фашисты. Потом отошла и могла бы возвращаться к своим. Но вернулась, чтобы поджечь хозяйственную постройку, где немцы хранили оружие и снаряжение. Сторож из местных жителей, сотрудничающий с фашистами, заметил партизана и позвал солдат. Девушку схватили.
«Хозяевам дома было приказано выйти в кухню, но все-таки они слышали, как офицер задавал Татьяне вопросы и как та быстро, без запинки отвечала: «нет», «не знаю», «не скажу», «нет»; и как потом в воздухе засвистели ремни, и как стегали они по телу. Хозяева насчитали двести ударов, но Татьяна не издала ни одного звука. А после опять отвечала: «нет», «не скажу», только голос ее звучал глуше, чем прежде.
После допроса Татьяну повели в избу Василия Александровича Кулика. На ней уже не было ни валенок, ни шапки, ни теплой одежды. Она шла под конвоем в одной сорочке и трусиках, ступая по снегу босыми ногами.
Когда ее ввели в дом, хозяева при свете лампы увидели на лбу у нее большое иссиня-черное пятно и ссадины на ногах и руках. Руки девушки были связаны сзади веревкой. Губы ее были искусаны в кровь и вздулись. Наверно, она кусала их, когда побоями от нее хотели добиться признания», - так описывал в своём очерке «Таня» те события Пётр Лидов.
А ночью несколько часов Зою босиком водили по снегу, пока конвоир сам не продрог. На утро повели на казнь. Одна из свидетельниц так впоследствии описывала происходящее: «До самой виселицы вели её под руки. Шла ровно, с поднятой головой, молча, гордо. Довели до виселицы. Вокруг виселицы было много немцев и гражданских. Подвели к виселице, скомандовали расширить круг вокруг виселицы и стали её фотографировать… При ней была сумка с бутылками. Она крикнула: “Граждане! Вы не стойте, не смотрите, а надо помогать воевать! Эта моя смерть — это моё достижение”. После этого один офицер замахнулся, а другие закричали на неё. Затем она сказала: “Товарищи, победа будет за нами. Немецкие солдаты, пока не поздно, сдавайтесь в плен”. Немецкий офицер злобно заорал: “Русь!” Но она продолжала: “Советский Союз непобедим и не будет побеждён”, — всё это она говорила в момент, когда её фотографировали… Потом подставили ящик. Она без всякой команды встала сама на ящик. Подошёл немец и стал надевать петлю. Она в это время крикнула: “Сколько нас ни вешайте, всех не перевешаете, нас 170 миллионов. Но за меня вам наши товарищи отомстят”. Это она сказала уже с петлёй на шее. Она хотела ещё что-то сказать, но в этот момент ящик убрали из-под ног, и она повисла. Она взялась за верёвку рукой, но немец ударил её по рукам. После этого все разошлись».
Тело Зои оставалось висеть ещё целый месяц – гитлеровцы не разрешали местным снять его и похоронить. Наоборот, фашисты как будто хотели ещё больше отомстить мужественной русской девушке за её несгибаемость – тело Зои после смерти резали ножами, издевались над ним. Всю процедуру казни фашисты тщательно фиксировали на фотоплёнку. Эти фотографии потом обнаружат у убитого солдата вермахта под Смоленском. Тогда уже станет известно, что казнённой была Зоя Космодемьянская – это факт установит тщательная экспертиза останков, а история её подвига получит подтверждения во время подробных опросов жителей села.
Зою казнили 29 ноября, а 5 декабря Красная Армия перешла в контрнаступление под Москвой. В конце января 1942 года деревня Петрищево была освобождена. А 16 февраля 1942 вышел указ Президиума Верховного Совета СССР о присуждении Космодемьянской звания Героя Советского Союза – «за отвагу и геройство, проявленные в партизанской борьбе в тылу против немецких захватчиков».
Вторая попытка казни Зои
В 90-е годы предпринимались неоднократные попытки нивелировать подвиг Зои Космодемьянской. Поскольку факты её подвига опровергнуть было невозможно, её попытались представить чуть ли не психически больным человеком. Но и эта клевета потерпела крах. Историк Александр Дюков выложил документы, в которых говорилось, что в 1940 году Зоя лечилась в больнице им. Боткина от острого инфекционного менингита. Никаких документов о нахождении её в психиатрическом стационаре не было обнаружено.
Попытки клеветы на Зою Космодемьянскую напрямую связаны с желанием пересмотреть итоги Второй мировой войны, обесценить вклад советских людей в победу над фашизмом. Зою недаром называли Жанной Д’Арк своего времени: образ молодой хрупкой девушки, не сломавшейся под пытками и входящей на эшафот с словами, наполненными уверенностью в будущей победе, оказал мощнейшее воздействие на бойцов Красной Армии, придал им мужестве в борьбе с захватчиком. А брат Зои Александр после её гибели ушёл добровольцем на фронт, стал танкистом и также получил звание Героя Советского Союза. На его танке была короткая надпись: «За Зою».