EN

«Мы смогли победить только вместе»

Алла Шеляпина24.04.2023

Школьники России, Киргизии и Казахстана стали участниками международной акции «Побратимство памяти», посвящённой общему подвигу народов, отстоявших Москву в 1941 году. Школьники Привокзальной средней школы Волоколамска приняли у себя гостей из гимназии № 24 имени Аалы Токомбаева (Бишкек) и российско-казахстанской школы-лицея № 54 имени И. В. Панфилова из Алма-Аты.

Ребята этих школ занимаются восстановлением списков и боевым путём Панфиловской дивизии, формировавшейся в Алма-Ате, и 40-й отдельной стрелковой бригады, сформированной в Бишкеке. Обе они сражались под Волоколамском.

Путь киргизских и казахстанских поисковиков в Москву и Волоколамск начался с обращения одного человека. Одиннадцатиклассник гимназии № 24 Султан Султанов обратился к Ассамблее народов Евразии с просьбой помочь ему и его друзьям побывать на месте подвига предков и передать хранителям волоколамской Книги Памяти уточнённые сведения о 12 погибших на Лудиной Горе, сверку которых он сделал со своими одноклассниками, работая в архивах. К реализации идеи присоединилась председатель Совета Ассамблеи народов Евразии по сохранению исторической памяти, историк профессор Казахского национального университета имени аль-Фараби Лайла Ахметова, подключив к подготовке акции ребят из Казахстана.

Дочь фронтовика-панфиловца, сражавшегося под Москвой, Лайла Ахметова большую часть жизни посвятила восстановлению полного списочного состава и фронтового пути легендарной дивизии. Специалистам хорошо известны её книги «Яростный 1941. Размышления историков», «Панфиловцы: 60 дней подвига, ставшие легендой». В 2020 году вышел её очередной труд «Панфиловцы: наша гордость, наша слава», переизданный недавно уже в третьем дополненном варианте. В нём на основе архивных данных описаны основные события 1941 года, формирование 316 стрелковой (Панфиловской) дивизии и начало боевых действий, показан дальнейший боевой путь соединения, даны некоторые списки рядового и командного состава.

Лайла Ахметова стала инициатором создания Ассоциации потомков бойцов Панфиловской дивизии, которые живут сегодня в 12 странах мира. Однако, считает историк, откликнулись ещё далеко не все. И когда будет открыта для свободного доступа создаваемая база данных списочного состава соединения, ещё сотни и тысячи людей смогут найти там имена своих родственников.

На сегодняшний день удалось установить имена и судьбы более 14 тысяч человек, но в базу данных пока внесены около 1100. Это очень трудоёмкая работа, которая требует не только архивного поиска, но и усидчивости и точности в занесении данных в общую базу. На помощь в этой работе Лайла Ахметова надеется на своего племянника Айтуара Капишова, ученика той самой школы № 54, которая стала участницей международной акции «Побратимство памяти», и его юных соратников из Казахстана и Киргизии.

За неделю пребывания в Волоколамске и Москве ребята успели посетить несколько памятных мест, братские захоронения на ул. Советской в Волоколамске, в деревнях Нелидово и Лудина Гора, музей 28-ми героев-панфиловцев, разъезд Дубосеково, интерактивный музей «Бункер». Школьники побывали также в Населённом пункте воинской доблести Осташево – место встречи Панфиловской дивизии и 40-й отдельной стрелковой бригады – воинских соединений, историей которых они занимаются. Москва удивила юных гостей красотой обновлённого ВДНХ и расписных куполов Храма Василия Блаженного на Красной площади, экскурсиями в Музей Победы и Музей обороны Москвы.

На месте братского захоронения бойцов 40-й стрелковой дивизии на Лудиной Горе под Волоколамском ребята заложили капсулу с киргизской землей и высадили деревья в память о погибших здесь бойцах. В будущем сюда смогут прийти почтить память их потомки. «Наша задача – не просто увековечить память павшего героя на месте его гибели, но и найти родственников, чтобы они могли прийти поклониться своим предкам», – поясняет задачу поискового движения Привокзальной средней школы Дина Каримова, учитель русского языка и литературы.

В процессе поиска имён фронтовиков ребята делают удивительные открытия, связывающие их самих с ушедшими героями прошлого. Айтуар Капишов начал искать потомков обнаруженного им рядового Панфиловской дивизии Романа Катаева, и оказалось, что он в течение 10 лет учится в одной школе с правнуком погибшего солдата.

Томирис Еренкаип, ученица 9 класса школы-лицея № 54, выступая 20 апреля на встрече с организаторами акции в Ассамблее народов Евразии, очень искренне сказала: «Панфиловцы – это не только те, кто геройски сражался под Москвой и отстоял столицу. Панфиловцы – это все мы, кто хранит память и несёт знамя Победы и правду о ней. Поэтому панфиловцев не 28, нас миллионы».

Мы не будем растаскивать нашу общую победу по национальным квартирам, – отметил Валерий Рузин, заместитель генерального секретаря Ассамблеи народов Евразии, на встрече со школьниками. – Мы смогли победить только вместе. К сожалению, сегодня в Казахстане некоторые общественные деятели, журналисты подвергают сомнению сам факт подвига героев-панфиловцев. Это недопустимо, и все мы вместе обязаны противостоять таким нападкам на нашу общую историю.

Валерия Рузина поддержала Алина Мавлянова, ученица школы № 24 из Бишкека, вспомнив Чингиза Айтматова: «В знаменитом романе “И дольше века длится день” есть герой, который не помнил своей истории, забыл себя и не узнал свою мать. Мы никогда не станем манкуртами, не помнящими своё прошлое». В первом романе знаменитого киргизского советского писателя Чингиза Айтматова «И дольше века длится день» есть легенда о манкурте. Потерявший память юноша по приказу своего хозяина убивает собственную мать, пытавшуюся вернуть сына домой. Ребята из киргизкой делегации, вспоминая эту легенду, говорили о том, что, стирая из памяти свою историю, человек убивает собственную мать, всех своих предков, подаривших ему жизнь. А значит, сам не имеет будущего.

Рассказывая о своей Вахте Памяти 22 июня в Волоколамске, российские школьники, в свою очередь, вспоминали слова знаменитого «Реквиема» Роберта Рождественского, который каждый год звучит на их мероприятии в ночь начала Великой Отечественной войны: «Это нужно не мёртвым, это нужно живым». И вместе с пронзительно точными словами стихотворения в душу каждый раз врезаются яркие образы тех боёв, ощущается запах пороха в морозном зимнем воздухе над солдатскими окопами. В эту ночь война сходит со страниц романов и с экранов телевизоров и встаёт прямо перед тобой реальной жизненной драмой целого поколения, говорили юные российские поисковики.

А чтобы любой человек из любой точки мира смог прочитать о судьбах героев той войны, найти своего предка или родственника, создаётся информационный портал – медиаплатформа «Вспомнить каждого». Это база данных списочного состава воинских соединений времён Великой Отечественной войны с историей каждого человека.

О работе над платформой рассказал участникам акции «Побратимство памяти» руководитель проекта Игорь Городничий: «Мы создаём нашу платформу из биографий конкретных людей, основываясь на архивных данных, собраниях музеев, семейных документах, письмах и фотографиях. И стараемся дополнять историю человека именно семейными документами и воспоминаниями родственников. Ведь и архивы, и музеи не могут хранить личные письма, воспоминания семьи каждого бойца Красной Армии. Любая ныне существующая база ограничивается именами, воинской частью и краткими фразами о воинском пути человека, если об этом известно. В наших данных столько подробностей, совмещенных по графам и запросам, они так связаны между собой структурно, что переврать или изменить их невозможно. Мы недавно начали свою работу, но уже есть, что представить. Орловские поисковики собрали и внесли данные почти всех бойцов 16-й Литовской дивизии, сражавшейся под Орлом и потерявшей там почти весь первый состав. И, удивительно, как извилиста порой человеческая судьба! Мы нашли одного человека, который служил и в Литовской дивизии, и в Панфиловской». Он пригласил юных участников акции памяти включиться в работу медиаплатформы и занести имена и истории найденных ими солдат в базу данных.

В конце встречи с организаторами акции в Ассамблее народов Евразии ребята рассказали о том, что вместе решили начать работу над восстановлением истории 35 стрелковой дивизии, формировавшейся в Казахстане и Киргизии. Это будет их совместный вклад в сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне.

Акция «Побратимство памяти» длилась с 16 по 21 апреля. Соорганизаторами её выступили Ассамблея народов Евразии, Россотрудничество и Департамент внешнеэкономических и международных связей г. Москвы.

Также по теме

Новые публикации

В недавнем исследовании ВЦИОМ матрёшка как символ России значительно опередила другие растиражированные образы. Но с историей происхождения этой народной игрушки долгое время было связано немало мифов. Игорь Блюм, эксперт по истории матрёшки, провёл целое расследование, чтобы аргументированно доказать: всем известная матрёшка родилась именно в России и конкретно – в Москве.
3 июля в пресс-центре газеты «Московский комсомолец» состоялся круглый стол «Курс на грамотность! Как сохранить русский язык в эпоху цифровизации», организованный Союзом журналистов Москвы. Участники круглого стола – представители государственных структур, отраслевых объединений, академического сообщества, преподаватели и студенты журналистских и гуманитарных факультетов – обсудили важнейшие аспекты современной языковой ситуации.
Привычные слова часто хранят в себе удивительные истории, стоит только обратить внимание на их древние корни. Сегодня мы проследим за увлекательной эволюцией одного из таких корней и обнаружим неожиданную связь между словами «опекун», «печень», «беспечный» и др. Если открыть «Словообразовательный словарь…» А. Н. Тихонова, то можно увидеть, что слова «обеспечение», «печень», «беспечный» и «опекун» не являются однокоренными. Однако исторически в этих лексемах выделяется корень печ-/пек-, который делает данные слова родственными.
«Лучшие спектакли Эфроса невозможно пересказать, как симфоническую музыку или, вернее, хороший джаз, который он обожал», — говорил о нём критик Анатолий Смелянский. Последователь Станиславского был одним из самых значительных театральных режиссёров XX века, которому суждено было изменить саму природу сценического языка.
С 1 по 5 июля на базе Паломнического центра Свято-Успенского Псково-Печерского мужского монастыря в городе Печоры проходит заезд «Русское слово» Всероссийского проекта «Истоки.Школа», который реализуется в рамках национального проекта «Молодёжь и дети» по инициативе Президента России. Он объединил 155 преподавателей русского языка и литературы, словесников, поэтов и писателей из разных регионов России.
C 17 по 30 июня 2025 года в Горно-Алтайске прошла очередная, уникальная по масштабу и содержанию смена языкового лагеря для школьников Монголии – часть межгосударственного образовательного мегапроекта «Языковой мост Россия – Монголия 2025», который проходит при поддержке фонда «Русский мир».
Выбор правильного прилагательного для описания чего-то, что относится к мальчикам, может вызвать затруднения. В русской речи существует несколько вариантов: мальчиковый, мальчуковый, мальчишечий, мальчиший и мальчишеский. Каждый из них имеет свой стилистический оттенок, который важно учитывать.
30 июня 1914 года родился выдающийся русский учёный и авиаконструктор, один из главных создателей советского «ядерного щита», разработчик орбитальных станций и самой мощной советской ракеты-носителя «Протон» Владимир Николаевич Челомей.