EN
 / Главная / Публикации / «Смотри, это Россия!»: прививать патриотизм через знакомство с малой родиной

«Смотри, это Россия!»: прививать патриотизм через знакомство с малой родиной

Алла Шеляпина09.01.2023

Фото: стоп-кадр

Накануне Нового года были подведены итоги всероссийского конкурса школьных видеооткрыток «Смотри, это Россия!», который организован Республиканским ресурсным центром «Юные якутяне» Республики Саха (Якутия). В нём приняли участие 27 тысяч школьников – 5528 команд из всех 89 регионов России. Победителями стали три команды из Якутии и три из других регионов: Тамбовской и Нижегородской областей и Чеченской республики. Ребята присылали видеооткрытки на главную тему конкурса «Гордость моего региона» и темы в партнёрских номинациях.

О том, зачем и для кого придуман этот конкурс, в интервью «Русскому миру» рассказала директор центра Ирина Черкашина.

Как родилась идея такого конкурса?

Идея создания проекта «Смотри, это Россия!» была предложена активистами детских движений Якутии на встрече с главой Республики Саха (Якутия) Айсеном Николаевым 16 октября 2020 года.

Благодаря конкурсу дети из разных регионов нашей страны узнают много нового друг о друге, используя понятный и интересный видеоконтент, который они создают сами. Именно в этом и заключается основная задача проекта – прививать чувство патриотизма через интерес и узнавание своей родины, через создание сети дружеских связей между молодёжью из разных регионов страны.

Почему именно школьники?

В последнее время патриотическое воспитание подрастающего поколения приобретает особую актуальность.

«Патриотизм начинается с малого – с умения оценить тот труд, который был вложен предками в процветание родной земли, с трепетного отношения к культурному и историческому наследию. Все эти качества наши ребята проявили в своих работах в полной мере. Но что важнее, через такие инициативы, как конкурс «Смотри, это Россия!», дети делятся со сверстниками из разных концов страны не только знаниями, но и искренними эмоциями. Эти теплые чувства к своей малой родине и стране останутся в их сердцах навсегда», – подчеркнул Николаев.

В 2022 году конкурс был посвящён 100-летию создания Республики Саха (Якутия). Ребята из многих регионов прислали на конкурс открытки-поздравления, открытки-презентации о Якутии. Ваш конкурс поддержали многие федеральные организации, предложив свои номинации. Кто стал главным партнёром конкурса?

Конкурс обладает широкой партнёрской сетью. Проект реализуется Республиканским ресурсным центром «Юные якутяне» при поддержке главы региона, Минпросвещения России, Росмолодёжи, Российского движения школьников и других. В этом сезоне, помимо постоянных партнёров, проект поддерживают: Комитет по науке, образованию и культуре Совета Федерации РФ, АНО «Россия – страна возможностей», Российское общество «Знание», Ассоциация волонтёрских центров, Агентство стратегических инициатив, Мегафон, киберпутеводитель «Это моя земля», Юнармия, проект «Большая перемена», онлайн-платформа «Учи.ру» и другие.

Какой регион стал наиболее активным?

Самыми активными по числу заявок стали ДНР 961 команда (4 805 человек); Якутия 523 команды (2 615 человек); Москва 327 команд (1 635 человек); Нижегородская область 197 команд (985 человек); Ростовская область 155 команд (775 человек).

Всего по итогам отбора на сайте конкурса было опубликовано более 1,5 тысяч видеороликов, 64 команды (а это более 250 человек) стали победителями и призёрами номинаций.

А у вас были какие-то любимые ролики?

Было бы некорректно кого-то выделять, но, если говорить о любимых темах, на которые участники снимали свои видеоролики, команде оргкомитета конкурса больше всего нравилось смотреть на сказочные пейзажи Якутии, красивые якутские наряды и традиции. Что касается других регионов, было интересно послушать истории возникновения поселений, а также про то, какими основными ремёслами занимаются жители региона.

Как в дальнейшем будет строиться взаимодействие команд с кураторами и другими участниками конкурса? Что вы как организаторы хотите получить в итоге?

Всех победивших ребят ждут заслуженные призы, которые отправляются в разные уголки страны, учитывая географию проекта.

Работая над конкурсом, оргкомитет, как и участники, разделяет его идеи и, конечно, хочет, чтобы о проекте в следующие годы узнавало как можно больше детей. Важен не только рост числа зарегистрированных команд, но и увеличение количества видеороликов, которые присылают школьники. Также уже третий год подряд в проекте принимают участие все регионы страны. Сохранение этого показателя в будущем является одной из основных задач организаторов конкурса.

Что касается команд и кураторов, благодаря участию в конкурсе они не только приобрели новые навыки, но и сплотились. Особенно приятно слышать такие отзывы о подготовке роликов, какой сделала мама одного из участников команды из Самарской области:

«С огромным удовольствием посмотрели множество роликов. Многое для себя открыли не только дети, но и мы, родители. Но, а уж как мы свой ролик готовили, это мама не горюй!!! Любопытно было наблюдать за нашими детками, как они выбирали места, спорили, что именно о них сказать, как выстраивали концепцию.... И да, ребята очень сдружились, научились работать в команде, при этом они очень разные!!!» – Алеся Чурсаева, Самарская область.

Не все обладают необходимыми навыками создания видеоконтента. Наверняка вы помогли ребятам получить какие-то знания. Вы проводили для участников конкурса какие-то мастер-классы?

Всего было проведено четыре мастер-класса: три для участников и один для кураторов:

«Лайфхаки по съемке видео. Учитель ОТ БлОГА» от блогера-миллионника, учителя английского языка и обладателя премии «ПРО Образование» за лучший образовательный блог Андрея Федотова. «Гордость моего региона: как найти идею?» от руководителя Бюро семейных экскурсий «Гулёна», финалиста конкурса «Лига лекторов» Российского общества «Знание» Светланы Ильиничны Борисенко. «Мыслим креативно: художественные приёмы в видео» от арт-директора киностудии «Союзмультфильм» Юлии Евдокимовой. «Цифровые компетенции педагога» от муниципального куратора Учи.ру Дарии Сергеевны Лазаревой.

Могут ли школьники из-за рубежа принять участие в вашем конкурсе?

Согласно положению о конкурсе, участвовать могут только российские школьники. Но мы открыты к сотрудничеству. Пока сложно сказать, как именно называлась бы такая номинация, но сама по себе идея конструктивная и, как говорится, витает в воздухе. Одна или несколько номинаций могли бы объединить детей, которым близка Россия и кто хотел бы узнать её ближе, оставаться в русскоязычном информационном и культурном пространстве. Якутия уже имеет опыт проведения отдельного крупного мероприятия форума соотечественников-якутян. Конечно, было бы здорово использовать этот опыт и в рамках объединения русскоязычного сообщества школьников, которых достаточно много в самых разных странах мира. 

Также по теме

Новые публикации

Неверное использование прописных букв является одной из распространённых грамматических ошибок в русском языке. В преддверии значимого для нашей страны праздника и во избежание досадных промахов вспомним о правильном употреблении таких лексем, как родина, отчизна, отечество.
В Москве представили трёхтомную монографию «Россия и Молдова: между наследием прошлого и горизонтами будущего». Авторы изложили историю российско-молдавских отношений с XIV века до настоящего времени, в то время как в самой Молдове любую связь страны и её народа с Россией предпочитают замалчивать.
Медиагруппа «Россия сегодня» запустила цикл экспертных мероприятий, посвящённый обсуждению актуальных вопросов взаимодействия России со странами Глобального Юга. Проект реализуется медиагруппой в партнерстве с Фондом Горчакова и АНО «Центр содействия реализации гуманитарных и образовательных программ».
Уже совсем скоро, с 1 по 7 марта, в российском «Сириусе» пройдёт масштабное событие – Всемирный фестиваль молодёжи. Участниками фестиваля станут 20 тысяч молодых лидеров – 10 тысяч российских граждан, а также 10 тысяч иностранцев из более 180 стран мира.
«Выходные будут тёплыми, но вслед затем в регион вновь придёт похолодание», – информирует одно из сетевых электронных СМИ. Повлиять на прогнозы синоптиков вряд ли получится, но помочь журналистам вспомнить правила можно попытаться.
21 февраля во всём мире отмечается Международный день родного языка. Дата учреждена по инициативе ЮНЕСКО в 2000 году с целью сохранения языкового и культурного разнообразия и многоязычия. Для России этот праздник имеет особое значение. Наша страна стремится к сохранению и продвижению не только русского языка, являющегося государственным, но и языков малых народов России.
Анна Головинская переехала в Грецию в начале нулевых, и сегодня её деятельность по продвижению российской культуры и истории известна и российским соотечественникам, и грекам. Недавно она представила свой новый проект в Московском доме национальностей, подготовленный под эгидой Женского собрания Парламентского клуба, представительством которого в Греции руководит Анна.
В русской речи встречается немало словосочетаний, употребляемых с предлогом или без него: оплатить по счетам – оплатить счета; представлять из себя – представлять собой; полезный для всех – полезный всем и т. п. Какой вариант предпочтителен?