EN
 / Главная / Публикации / «Смотри, это Россия!»: прививать патриотизм через знакомство с малой родиной

«Смотри, это Россия!»: прививать патриотизм через знакомство с малой родиной

Алла Шеляпина09.01.2023

Фото: стоп-кадр

Накануне Нового года были подведены итоги всероссийского конкурса школьных видеооткрыток «Смотри, это Россия!», который организован Республиканским ресурсным центром «Юные якутяне» Республики Саха (Якутия). В нём приняли участие 27 тысяч школьников – 5528 команд из всех 89 регионов России. Победителями стали три команды из Якутии и три из других регионов: Тамбовской и Нижегородской областей и Чеченской республики. Ребята присылали видеооткрытки на главную тему конкурса «Гордость моего региона» и темы в партнёрских номинациях.

О том, зачем и для кого придуман этот конкурс, в интервью «Русскому миру» рассказала директор центра Ирина Черкашина.

Как родилась идея такого конкурса?

Идея создания проекта «Смотри, это Россия!» была предложена активистами детских движений Якутии на встрече с главой Республики Саха (Якутия) Айсеном Николаевым 16 октября 2020 года.

Благодаря конкурсу дети из разных регионов нашей страны узнают много нового друг о друге, используя понятный и интересный видеоконтент, который они создают сами. Именно в этом и заключается основная задача проекта – прививать чувство патриотизма через интерес и узнавание своей родины, через создание сети дружеских связей между молодёжью из разных регионов страны.

Почему именно школьники?

В последнее время патриотическое воспитание подрастающего поколения приобретает особую актуальность.

«Патриотизм начинается с малого – с умения оценить тот труд, который был вложен предками в процветание родной земли, с трепетного отношения к культурному и историческому наследию. Все эти качества наши ребята проявили в своих работах в полной мере. Но что важнее, через такие инициативы, как конкурс «Смотри, это Россия!», дети делятся со сверстниками из разных концов страны не только знаниями, но и искренними эмоциями. Эти теплые чувства к своей малой родине и стране останутся в их сердцах навсегда», – подчеркнул Николаев.

В 2022 году конкурс был посвящён 100-летию создания Республики Саха (Якутия). Ребята из многих регионов прислали на конкурс открытки-поздравления, открытки-презентации о Якутии. Ваш конкурс поддержали многие федеральные организации, предложив свои номинации. Кто стал главным партнёром конкурса?

Конкурс обладает широкой партнёрской сетью. Проект реализуется Республиканским ресурсным центром «Юные якутяне» при поддержке главы региона, Минпросвещения России, Росмолодёжи, Российского движения школьников и других. В этом сезоне, помимо постоянных партнёров, проект поддерживают: Комитет по науке, образованию и культуре Совета Федерации РФ, АНО «Россия – страна возможностей», Российское общество «Знание», Ассоциация волонтёрских центров, Агентство стратегических инициатив, Мегафон, киберпутеводитель «Это моя земля», Юнармия, проект «Большая перемена», онлайн-платформа «Учи.ру» и другие.

Какой регион стал наиболее активным?

Самыми активными по числу заявок стали ДНР 961 команда (4 805 человек); Якутия 523 команды (2 615 человек); Москва 327 команд (1 635 человек); Нижегородская область 197 команд (985 человек); Ростовская область 155 команд (775 человек).

Всего по итогам отбора на сайте конкурса было опубликовано более 1,5 тысяч видеороликов, 64 команды (а это более 250 человек) стали победителями и призёрами номинаций.

А у вас были какие-то любимые ролики?

Было бы некорректно кого-то выделять, но, если говорить о любимых темах, на которые участники снимали свои видеоролики, команде оргкомитета конкурса больше всего нравилось смотреть на сказочные пейзажи Якутии, красивые якутские наряды и традиции. Что касается других регионов, было интересно послушать истории возникновения поселений, а также про то, какими основными ремёслами занимаются жители региона.

Как в дальнейшем будет строиться взаимодействие команд с кураторами и другими участниками конкурса? Что вы как организаторы хотите получить в итоге?

Всех победивших ребят ждут заслуженные призы, которые отправляются в разные уголки страны, учитывая географию проекта.

Работая над конкурсом, оргкомитет, как и участники, разделяет его идеи и, конечно, хочет, чтобы о проекте в следующие годы узнавало как можно больше детей. Важен не только рост числа зарегистрированных команд, но и увеличение количества видеороликов, которые присылают школьники. Также уже третий год подряд в проекте принимают участие все регионы страны. Сохранение этого показателя в будущем является одной из основных задач организаторов конкурса.

Что касается команд и кураторов, благодаря участию в конкурсе они не только приобрели новые навыки, но и сплотились. Особенно приятно слышать такие отзывы о подготовке роликов, какой сделала мама одного из участников команды из Самарской области:

«С огромным удовольствием посмотрели множество роликов. Многое для себя открыли не только дети, но и мы, родители. Но, а уж как мы свой ролик готовили, это мама не горюй!!! Любопытно было наблюдать за нашими детками, как они выбирали места, спорили, что именно о них сказать, как выстраивали концепцию.... И да, ребята очень сдружились, научились работать в команде, при этом они очень разные!!!» – Алеся Чурсаева, Самарская область.

Не все обладают необходимыми навыками создания видеоконтента. Наверняка вы помогли ребятам получить какие-то знания. Вы проводили для участников конкурса какие-то мастер-классы?

Всего было проведено четыре мастер-класса: три для участников и один для кураторов:

«Лайфхаки по съемке видео. Учитель ОТ БлОГА» от блогера-миллионника, учителя английского языка и обладателя премии «ПРО Образование» за лучший образовательный блог Андрея Федотова. «Гордость моего региона: как найти идею?» от руководителя Бюро семейных экскурсий «Гулёна», финалиста конкурса «Лига лекторов» Российского общества «Знание» Светланы Ильиничны Борисенко. «Мыслим креативно: художественные приёмы в видео» от арт-директора киностудии «Союзмультфильм» Юлии Евдокимовой. «Цифровые компетенции педагога» от муниципального куратора Учи.ру Дарии Сергеевны Лазаревой.

Могут ли школьники из-за рубежа принять участие в вашем конкурсе?

Согласно положению о конкурсе, участвовать могут только российские школьники. Но мы открыты к сотрудничеству. Пока сложно сказать, как именно называлась бы такая номинация, но сама по себе идея конструктивная и, как говорится, витает в воздухе. Одна или несколько номинаций могли бы объединить детей, которым близка Россия и кто хотел бы узнать её ближе, оставаться в русскоязычном информационном и культурном пространстве. Якутия уже имеет опыт проведения отдельного крупного мероприятия форума соотечественников-якутян. Конечно, было бы здорово использовать этот опыт и в рамках объединения русскоязычного сообщества школьников, которых достаточно много в самых разных странах мира. 

Также по теме

Новые публикации

С начала конфликта на Украине русофобия стала составной частью идеологии Запада, пишет Myśl Polska. Из театров выбрасывали русскую классику, исчезли книги русских авторов, устраивалась травля деятелей искусства. Сейчас так же стали поступать с российскими спортсменами. Очень напоминает мрачные страницы истории.
«Муха по полю пошла, Муха денежку нашла…». С недавних пор дети в Греции знают, что было дальше с Мухой из сказки Корнея Чуковского благодаря переводам, сделанным переводчицей Александрой Никольской. Мы поговорили с ней об отличиях русской и греческой литературы для детей, о том, сложно ли переводить «Евгения Онегина» на греческий, и каких российских писателей знают и читают в Греции.
«Нам не/за/чем спорить», «Наблюдать было не/за/чем» – как правильно писать не/за/чем в подобных конструкциях? В первую очередь необходимо понять, какая перед нами часть речи, поскольку от этого и будет зависеть слитное или раздельное написание.
Журналистка Людмила Ларкина из Брисбена более 20 лет занимается изучением старой  русской эмиграции в Австралии. Свои изыскания публикует в книгах и статьях на русском и английском языках. Много лет назад к ее исследовательской работе добавилась розыскная – Людмила находит по всему миру родственников русских австралийцев, связь с которыми была потеряна в историческом круговороте XX века.
Сезон летних овощей и фруктов в полном разгаре. Выбирая спелые и ароматные плоды, необходимо прислушиваться не только к мнению продавцов, но и к рекомендациям лингвистов. Как корректно произнести окончания в названиях даров природы?
8 июля исполняется 130 лет со дня рождения выдающегося советского физика с мировым именем, создателя русской физической школы Петра Леонидовича Капицы. Он прожил долгую жизнь – 90 лет, в течение которой ему несколько раз приходилось всё начинать с нуля. И всё же его вывод после всех испытаний звучит довольно оптимистично: «Не горюй и не печалься, нет таких тяжёлых положений, из которых жизнь не нашла бы выход – надо только дать ей время».
Испанцы называли Елену Образцову лучшей Кармен в истории оперы, американцы – лучшей Амнерис в «Аиде». Сама она больше всего любила свою роль Марфы из «Хованщины». Но поклонники и любители оперы называли певицу просто: Елена Великая. 7 июля исполняется 85 лет со дня рождения звезды русской и мировой оперы.