Даниил Крамер: Началась война цивилизаций
Алла Шеляпина31.03.2022
Даниил Крамер – уникальная фигура в российском джазе. Он сочетает в своём творчестве дар пианиста, опытного аранжировщика, яркого композитора, талантливого педагога, телеведущего. Музыкант много гастролирует и в России, и за рубежом, но сегодня он, как и большинство российских деятелей искусства, попал в жернова «культуры отмены» всего русского.
Музыкант много гастролирует за рубежом – и в исключительно джазовом амплуа, и как солист в концертах симфонических оркестров. Играет со многими европейскими исполнителями и ансамблями, принимает участие в джазовых и академических фестивалях. Вернее сказать, гастролировал, играл и принимал – в прошедшем времени. Потому что сегодня он, как и большинство российских деятелей искусства, попал в жернова «культуры отмены» всего русского. Конфликт на его родине – Украине, острым ножом прошел не только по сердцу великого джазмена, но и по его привычному образу жизни, дружеским связям, гастрольным планам.
Читайте также: Михаил Митропольский: «Джаз навсегда останется музыкой XX века»
– Даниил Борисович, Вы когда-нибудь могли ожидать такого поворота событий?
– Такого я не ожидал. Думаю, что такого не ожидал никто. Но уже полгода назад я сказал своей жене, что будет война. Уже тогда я начал проводить логические цепочки и анализировать не только ситуации, но и тенденции. И уже тогда мне стало казаться, что ружьё повесили на стенку, и оно уже не сможет не выстрелить.
Степени расцивилизованности я не ожидал. Началась не просто война, началась война цивилизаций. А мой друг, декан философского факультета МГУ А. П. Козырев, в нашем разговоре меня поправил: цивилизация во главе с англосаксами ведёт войну с варварами – варвары это мы с вами. Цивилизационный мир борется с варварством. Правда, это варварство Чайковского, Тютчева. Достоевского.
Кроме того, идёт процесс имперского становления мира. Ещё Данте был за это: чтобы в мире существовала единая империя, за которой все будут радостно следовать. Империя жестоко поступает с восставшими рабами. Победа или смерть! – это то положение, в котором мы сейчас очутились. Мы не Спартаки, и нам не противостоит Марк Красс. Но надо помнить, что восстание Спартака погибло, когда они разделились. Одни ушли, решив, что идут по правильному пути: погибли и те, и эти. Сегодня наша сила – в единстве.
Отмена русской культуры понятна так же, как и понятно, что в Европе русские начинают превращаться в новых евреев. Меня никогда слова ни в чём не убеждают, я основываюсь лишь на фактах. А факты таковы. Мой брат сообщает о разгроме русского ресторана на юге Германии, и ни в чём не повинный избитый владелец ресторана попадает в больницу. А до этого немцы очень даже любили этот ресторан и с удовольствием его посещали. Вот видите, как быстро спадает цивилизация.
– К Вашему примеру можно добавить теперь уже сотни случаев дискриминации, а зачастую и прямой сегрегации русских за рубежом. Многочисленные сообщения о ярых проявлениях русофобии в Европе опубликованы во множестве телеграм-каналов, других мессенджеров и соцсетей.
– Нас наказали, нас отрезали от западного мира. Особенно меня поразило, когда в Швейцарии отменили концерт одной девочки – виолончелистки по причине её национальности. Это называется сегрегация.
Читайте также: Запрещают музыку Чайковского, травят русских детей
– Что может остановить стремительное скатывание в пропасть быть может последней на Земле войны – ядерной?
– Мы нанимаем наших политиков за наши налоги, для того чтобы они выполнили свою главную задачу – сумели договориться. Война – это неспособность политиков выполнить свою главную задачу. Я не думаю, что все закончится ядерной войной. Хотя я не ощущаю в этих словах прежней уверенности. Но шанс на ядерную войну мал. Выход только один – придётся договориться.
– По последним данным количество беженцев с Украины уже превысило 4 миллиона человек. В своих страданиях многие обвиняют Россию. Что мы можем им ответить?
– Мы забыли удивительную фразу царя Соломона: «Между посевом и всходом проходит время, поэтому сыны человеческие не понимают причины наказания».
Вот между посевом Украины на Донбассе и всходами прошло время, и люди получают то, что заслужили. Самые жаркие места в аду приготовлены для тех, кто остается равнодушным в момент великого морального кризиса. Вторя Данте, я хочу спросить сегодняшних беженцев, как вы боролись против войны на Донбассе? Против убийства детей и женщин, стариков? Не спрашивай, по ком звонит колокол, он звонит по тебе.
«Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе, каждый человек есть часть Материка, часть Суши; и если волной снесёт в море береговой Утёс, меньше станет Европа, и так же, если смоет край мыса или разрушит Замок твой или друга твоего; смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством, а потому не спрашивай, по ком звонит колокол: он звонит по Тебе», – эпиграф к роману Эрнеста Хэмингуэя «По ком звонит колокол».
На меня сейчас идет атака: Почему ты не уехал? А я написал в своём фейсбуке, что я буду продолжать играть. Мне стали писать жуткие угрозы и оскорбления и как бы в укор пригласили сыграть в моём родном осаждённом Харькове. Они думают, что я испугаюсь? Они не знают, что я уже играл, не совсем под пулями – под охраной системы ПВО Донецкой республики я играл концерт. Перед двумя тысячами зрителей, которые – под страхом быть убитыми во время концерта бомбёжкой со стороны украинской армии – пришли на мой концерт на открытой сцене. И мне не было страшно, я сейчас не бравирую и не вру – мне не было страшно.
Даниил Крамер дал концерт в Донецке 24 августа 2019 года в рамках джазового фестиваля «Донецкий джаз». На фестиваль были приглашены как жители ДНР, так и жители той части Донецкой области, которая находилась под контролем Украины.
Перед концертом меня повозили по городу. Показали разрушенный детский садик, Дом журналиста, в который стреляли утром специально, когда все пришли на работу.
– Но сейчас в Европе тоже происходит посев. Каковы будут всходы?
– Сегодня в Европе существует две глобальных системы реагирования на происходящее. Это я по своему опыту общения знаю и могу рассказать. Первая: «всё, что у вас, – враньё, всё, что у нас, – правда». Порой доходит до чудовищного отношения к реальности. Когда в Донецке разорвалась «Точка У», и я увидел видео с последствиями этого удара, я отослал это видео в Бельгию своему знакомому, известному уважаемому человеку. И получил от него ответ: «У меня есть более важные дела, чем смотреть на вашу грязь». Идёт война с цивилизацией варваров, и варварам нет пощады. Это одна точка зрения.
Но совсем недавно я столкнулся с ещё одной великолепной точкой зрения. Другое видео – с женщинами, привязанными с голой попой к столбам – я послал своему знакомому, очень хорошему музыканту и человеку в Голландию. И получил следующий ответ: «Да, это бардак. Вот за это мы ненавидим войну. Но я перестал смотреть телевизор, я больше не читаю газет. Я молюсь за мир и буду ждать, когда это всё закончится». Ничего не вижу, ничего не слышу, никому ничего не скажу. И это рождено там, где работает европейский постулат: «Зло выигрывает там, где хорошие люди ничего не делают».
Читайте также: «Люди в Донбассе уже восемь лет живут под обстрелом»
Но я не только с такой позицией столкнулся. Я столкнулся и с полным пониманием. Многие музыканты в Нью-Йорке, в Париже мне звонят и говорят слова поддержки. Мы – музыканты, люди искусства – должны налаживать контакт. И сегодня искусство становится последней возможностью наладить связи. Но что получается? Мы теперь не можем ездить в Европу, не можем выступать в Европе.
Канцлер Германии Олаф Шольц заявляет, что теперь они сняли с себя комплекс вины. Теперь у них есть другой виноватый – это русские. Уже в Польше появились объявления на дверях магазинов и кафе: «Собакам и русским вход запрещён». Я рассказал об этом своему приятелю – афроамериканцу. Он так многозначительно хмыкнул мне в трубку – в этом звуке была вся горечь и боль пережитого когда-то унижения.
– Европа безнадёжна или есть ещё надежда?
– Я не пессимист. Я ощущаю себя не пессимистом – я ощущаю себя доктором. Прежде чем лечить болезнь, её надо диагностировать. А диагноз не терпит доброты: он должен быть точным и беспощадным. И пациент должен понимать, что он болен. Но даже у самоубийцы срабатывает механизм самосохранения. Он сработает и у Европы – я в этом абсолютно убежден. Не может не сработать. Вопрос в цене и во времени. Очень не хотелось бы, чтобы Европа и Украина заплатили слишком высокую цену за пробуждение этого инстинкта.
– Как Вы считаете, есть ли рецепт для выздоровления современного западного мира?
– Я не так давно читал сборник мудростей разных народов. Меня поразила мудрость одного индейского племени Северной Америки. «Не иди впереди меня – может быть, я не захочу пойти за тобой. Не иди позади меня – может быть, я не захочу тебя вести. Иди рядом со мной – и мы можем стать единым целым».