Директор Музея Победы: «Мы конкурируем с Голливудом и интернетом»
Светлана Сметанина02.11.2020
Открытие XIV Ассамблеи Русского мира пройдёт в необычном месте – Музее Победы. Этот комплекс уникален не только своими масштабами. В его экспозициях сочетаются музей, кино и театр с мультимедийными комплексами, интерактивными панорамами, голографическими проекциями и фильмами-реконструкциями. О работе Музея Победы рассказывает его директор Александр Школьник.
– Музей Победы – уникальный культурный и мемориальный комплекс – и по своей архитектуре, и, главное, по своему наполнению. Поскольку наша аудитория – соотечественники за рубежом, многие из которых никогда не были в Музее Победы на Поклонной горе, расскажите, в чём его особенность и отличие от других исторических и военных музеев?
– Да, Музей Победы действительно уникальный. Это крупнейший в нашей стране музейный комплекс, посвящённый Великой Отечественной войне. Его экспозиционные площади составляют 110 тысяч квадратных метров. Помимо главного здания, это и открытые площадки, где размещено свыше 400 образцов военной техники. Всего в фондах музея хранится около 300 тысяч музейных предметов.
Но дело, конечно, не в масштабах. Мы сегодня не просто музей. Открытый 25 лет назад (9 мая 1995 года) как мемориальный комплекс, сегодня он стал мощным выставочным, культурно-просветительским и образовательным центром. Нам важно, чтобы люди приходили сюда не только 9 мая и в другие праздники, но чтобы наш музей был местом постоянного притяжения людей – семей с детьми, школьников, молодёжи, патриотических движений, да и вообще всех, кто неравнодушен к истории. А для этого здесь всегда должно быть интересно.
Хочется думать, что именно в этом и состоит уникальность Музея Победы – здесь всегда кипит жизнь. Фактически, он стал реальным центром патриотики, где проводится более 500 мероприятий в год, и куда ежегодно приходит около миллиона посетителей.
– В этом году на празднование 75-летия Победы свой отпечаток наложила пандемия и карантин. Как Музей Победы пережил переход в виртуальное пространство?
– Конечно, для нас, как и для всех музеев, это был сложный период. Особенно учитывая, что он пришёлся на 75-летие Победы, к которому мы готовились очень серьёзно. Но перестроились очень быстро. По некоторым направлениям мы даже увеличили активность и одними из первых смогли перевести нашу аудиторию в виртуальное пространство.
Мы стали два раза в неделю размещать на YouTube-канале экскурсии-викторины по экспозициям и залам, программы о самых интересных экспонатах. Позднее на интернет-площадке музея появились мастер-классы и аудиосказки для самых маленьких.
Очень важно было сохранить тесную взаимосвязь с нашими посетителями. Пожалуй, мы стали единственным на то время музеем, который готовил видеоэкскурсии именно по заказу своей аудитории. Сначала выясняли, что наиболее интересно, через голосование у нас на сайте – и выпускали новые видеоэкскурсии, даже такие, каких не было раньше. Кроме того, мы поддерживали интерактивное онлайн-общение с аудиторией через многочисленные и разнообразные конкурсы, викторины, квесты, циклы видеолекций.
Всего за прошедшие месяцы (с середины марта по середину июля) мы подготовили более 50 экскурсий, 25 мастер-классов, 15 аудиопостановок, которые посмотрели более 150 тысяч человек. Кстати, благодаря этому существенно выросла посещаемость нашего сайта и YouTube-канала. Главное, что нам удалось, я считаю, – это сохранить доступ людей к музейным ценностям даже в таких непростых обстоятельствах. Как показывает анализ ресурсов музея, наши экскурсии смотрят не только в Москве, но и по всей стране – от Архангельска до Якутска. Есть запрос на то, чтобы мы продолжили наши онлайн-программы и в будущем.
Ни на один день не прекращал музей и выставочную деятельность. За время пандемии на сайте музея было размещено около 20 виртуальных экспозиций. Наиболее для нас значимые – онлайн-выставка «Моя Победа», открытая к 9 мая, «Парад Победителей», подготовленная к юбилею Парада Победы, «Дальневосточный финал» – к 75-летию окончания Второй мировой войны.
– Ко Дню Победы в музее было создано несколько уникальных проектов, один из них – «Лица Победы», в котором могли принять участие потомки солдат и тружеников тыла. Расскажите о нём.
– Память о войне хранится не только в мемориалах, музеях и архивах. Главное, я считаю, – это народная память, которая сохраняется в каждой семье и передаётся из поколения в поколение. Прошло 75 лет, военное поколение уходит, и если раньше мы говорили о воевавших отцах и дедах, то теперь мы рассказываем молодёжи об их прадедушках и прабабушках. Память о войне и, главное, семейная память стираются.
Проект «Лица Победы» и является ответом на этот, в принципе, естественный процесс. Мы принимаем фотографии и рассказы о людях, переживших войну, внёсших, каждый на своём месте, свой вклад в Победу. Речь идёт не только о тех, кто надел солдатскую шинель, но и тех, кто работал в тылу, был в партизанских отрядах, сопротивлялся оккупантам. Фактически, мы хотим создать коллективный портрет всего военного поколения, собранный из реальных фотографий (и историй) этих людей.
Как это работает? Присылаемые или передаваемые нам материалы обрабатываются и загружаются в базу данных специально созданного программно-технологического комплекса. А на экспозиции музея «Лица Победы» каждый посетитель с помощью интерактивных панелей сможет найти информацию о своём предке и увидеть его фотографию на большом экране. Уже сотни тысяч жителей нашей страны прислали фотографии и истории военных судеб своих родственников и близких.
В первую очередь, мы задумывали этот проект как семейную историю, чтобы в одном месте собрать в единую базу данных эти личные воспоминания и сохранить их так, как они хранятся в наших семейных альбомах и преданиях. По сути, это и есть всенародная память.
– Также у вас появилась новая экспозиция «Подвиг народа». В чём её новизна для музейной практики?
– Это действительно уникальная работа. Она стала самым масштабным и, на мой взгляд, интересным творческим проектом музея за последние годы. Если говорить цифрами, то это 3 тысяч кв. метров интерактивного музейного пространства, включающего 17 тематических разделов, где размещено 7 тысяч подлинных экспонатов, 8 тысяч архивных, кино- и фотодокументов.
Экспозиция показывает, как жила воюющая страна за пределами фронта, охватывает такие малоизвестные для широкой аудитории стороны войны, как не знавшую аналогов в мировой истории эвакуацию промышленности и населения, оккупацию, жизнь в прифронтовой зоне, сопротивление и партизанское движение. Особое внимание уделено подвигу «трудового фронта» – тому, что делалось в это время в науке, культуре и многому другому. Такого всеохватывающего подхода раньше не было. Для нас война – это, прежде всего, фронт. Но не менее судьбоносные вещи происходили и в тылу.
Самым важным для нас было не загрузить посетителя обилием информации и экспонатов, а создать подлинную атмосферу того времени, погрузить его в пространство, максимально приближенное к исторической реальности. И это не только исторический интерьер, панорамы и декорации, но, прежде всего, настроение, дух эпохи, ощущение людей, что они чувствовали, переживали, чем жертвовали ради Победы.
Мне кажется, нам это удалось сделать. Прежде всего, с помощью органичного объединения совершенно разных жанров и современных технологий подачи материала. Здесь музей, кино, театр объединены с мультимедийными комплексами, трёхмерными интерактивными панорамами, голографическими проекциями, фильмами-реконструкциями…
Это – самое настоящее погружение в реальность 1941 – 1945 годов, которое достигается с помощью исторических документов, спецэффектов, уникальных аудио- и визуальных решений, интерактивов.
Здесь вы оказываетесь в оккупированной смоленской деревне, в Брестской крепости лета 1941 года – и становитесь очевидцами первых часов и дней войны, в библиотеке блокадного Ленинграда, в кабинете Сталина или в студии Левитана, где можно самому прочитать сводки Совинформбюро.
На мой взгляд, наша экспозиция не только честно и впечатляюще рассказывает о войне и о людях, которые всё отдавали для Победы. Она важна ещё и для противостояния современным попыткам фальсификации истории войны. Потому что каждый её раздел, даже каждая деталь – всё подтверждено тысячами документальных свидетельств, статистикой, хроникой, артефактами. Это, если хотите, наш (я имею в виду музеи) ответ фальсификаторам истории, тем, кто пытается умалить роль Советского Союза в разгроме нацизма.
– В музее проводится много мероприятий с участием молодёжи. На ваш взгляд, как сегодня нужно рассказывать о Великой Отечественной войне, чтобы молодые люди проникались гордостью за свою страну и народ?
– Прежде всего, избегать формализма, может быть, чрезмерного пафоса. Чтобы заинтересовать, захватить молодых людей, важны, на мой взгляд, две вещи: говорить правду и говорить интересно. Нужно учиться рассказывать о серьёзных вещах на их языке и в увлекательных для них форматах. Ведь сегодня идёт информационная, идеологическая война, где нас атакуют – и, прежде всего, борьба идёт за детские души.
Дети всегда безошибочно реагируют на неискренность. Прошлое нужно показывать честно, раскрывая как славные, так и горькие, трагические страницы. Это как в семье, где знание проблем и недостатков не преуменьшает любовь к своему дому и гордость за предков.
А чтобы всерьёз увлечь ребенка, подростка, ему должно быть интересно. Иначе говоря, правда должна увлекать, вызывать эмоцию, сопереживание и, как следствие, – гордость у подрастающего поколения за нашу историю. Фактически мы сегодня конкурируем с Голливудом и интернетом, с компьютерными играми, которые часто несут в себе очень мощный пропагандистский заряд. И я убеждён, что мы здесь абсолютно конкурентоспособны. Потому что история Великой Отечественной войны настолько грандиозная и захватывающая сама по себе, что тут не надо ничего приукрашивать, она просто не может оставить никого равнодушным.