EN
 / Главная / Публикации / Директор Музея Победы: «Мы конкурируем с Голливудом и интернетом»

Директор Музея Победы: «Мы конкурируем с Голливудом и интернетом»

Светлана Сметанина02.11.2020

Музей Победы, Зал Славы. Фото: victorymuseum.ru

Открытие XIV Ассамблеи Русского мира пройдёт в необычном месте – Музее Победы. Этот комплекс уникален не только своими масштабами. В его экспозициях сочетаются музей, кино и театр с мультимедийными комплексами, интерактивными панорамами, голографическими проекциями и фильмами-реконструкциями. О работе Музея Победы рассказывает его директор Александр Школьник.

– Музей Победы – уникальный культурный и мемориальный комплекс – и по своей архитектуре, и, главное, по своему наполнению. Поскольку наша аудитория – соотечественники за рубежом, многие из которых никогда не были в Музее Победы на Поклонной горе, расскажите, в чём его особенность и отличие от других исторических и военных музеев?

Да, Музей Победы действительно уникальный. Это крупнейший в нашей стране музейный комплекс, посвящённый Великой Отечественной войне. Его экспозиционные площади составляют 110 тысяч квадратных метров. Помимо главного здания, это и открытые площадки, где размещено свыше 400 образцов военной техники. Всего в фондах музея хранится около 300 тысяч музейных предметов.

Но дело, конечно, не в масштабах. Мы сегодня не просто музей. Открытый 25 лет назад (9 мая 1995 года) как мемориальный комплекс, сегодня он стал мощным выставочным, культурно-просветительским и образовательным центром. Нам важно, чтобы люди приходили сюда не только 9 мая и в другие праздники, но чтобы наш музей был местом постоянного притяжения людей – семей с детьми, школьников, молодёжи, патриотических движений, да и вообще всех, кто неравнодушен к истории. А для этого здесь всегда должно быть интересно.

Хочется думать, что именно в этом и состоит уникальность Музея Победы – здесь всегда кипит жизнь. Фактически, он стал реальным центром патриотики, где проводится более 500 мероприятий в год, и куда ежегодно приходит около миллиона посетителей.

– В этом году на празднование 75-летия Победы свой отпечаток наложила пандемия и карантин. Как Музей Победы пережил переход в виртуальное пространство?

Конечно, для нас, как и для всех музеев, это был сложный период. Особенно учитывая, что он пришёлся на 75-летие Победы, к которому мы готовились очень серьёзно. Но перестроились очень быстро. По некоторым направлениям мы даже увеличили активность и одними из первых смогли перевести нашу аудиторию в виртуальное пространство.

Александр Школьник. Фото: victorymuseum.ru

Мы стали два раза в неделю размещать на YouTube-канале экскурсии-викторины по экспозициям и залам, программы о самых интересных экспонатах. Позднее на интернет-площадке музея появились мастер-классы и аудиосказки для самых маленьких.

Очень важно было сохранить тесную взаимосвязь с нашими посетителями. Пожалуй, мы стали единственным на то время музеем, который готовил видеоэкскурсии именно по заказу своей аудитории. Сначала выясняли, что наиболее интересно, через голосование у нас на сайте – и выпускали новые видеоэкскурсии, даже такие, каких не было раньше. Кроме того, мы поддерживали интерактивное онлайн-общение с аудиторией через многочисленные и разнообразные конкурсы, викторины, квесты, циклы видеолекций.

Всего за прошедшие месяцы (с середины марта по середину июля) мы подготовили более 50 экскурсий, 25 мастер-классов, 15 аудиопостановок, которые посмотрели более 150 тысяч человек. Кстати, благодаря этому существенно выросла посещаемость нашего сайта и YouTube-канала. Главное, что нам удалось, я считаю, – это сохранить доступ людей к музейным ценностям даже в таких непростых обстоятельствах. Как показывает анализ ресурсов музея, наши экскурсии смотрят не только в Москве, но и по всей стране – от Архангельска до Якутска. Есть запрос на то, чтобы мы продолжили наши онлайн-программы и в будущем.

Ни на один день не прекращал музей и выставочную деятельность. За время пандемии на сайте музея было размещено около 20 виртуальных экспозиций. Наиболее для нас значимые – онлайн-выставка «Моя Победа», открытая к 9 мая, «Парад Победителей», подготовленная к юбилею Парада Победы, «Дальневосточный финал» – к 75-летию окончания Второй мировой войны.

3D-инсталляция «Дорога к Победе». Фото: victorymuseum.ru

– Ко Дню Победы в музее было создано несколько уникальных проектов, один из них – «Лица Победы», в котором могли принять участие потомки солдат и тружеников тыла. Расскажите о нём.

Память о войне хранится не только в мемориалах, музеях и архивах. Главное, я считаю, – это народная память, которая сохраняется в каждой семье и передаётся из поколения в поколение. Прошло 75 лет, военное поколение уходит, и если раньше мы говорили о воевавших отцах и дедах, то теперь мы рассказываем молодёжи об их прадедушках и прабабушках. Память о войне и, главное, семейная память стираются.

Проект «Лица Победы» и является ответом на этот, в принципе, естественный процесс. Мы принимаем фотографии и рассказы о людях, переживших войну, внёсших, каждый на своём месте, свой вклад в Победу. Речь идёт не только о тех, кто надел солдатскую шинель, но и тех, кто работал в тылу, был в партизанских отрядах, сопротивлялся оккупантам. Фактически, мы хотим создать коллективный портрет всего военного поколения, собранный из реальных фотографий (и историй) этих людей.

Как это работает? Присылаемые или передаваемые нам материалы обрабатываются и загружаются в базу данных специально созданного программно-технологического комплекса. А на экспозиции музея «Лица Победы» каждый посетитель с помощью интерактивных панелей сможет найти информацию о своём предке и увидеть его фотографию на большом экране. Уже сотни тысяч жителей нашей страны прислали фотографии и истории военных судеб своих родственников и близких.

В первую очередь, мы задумывали этот проект как семейную историю, чтобы в одном месте собрать в единую базу данных эти личные воспоминания и сохранить их так, как они хранятся в наших семейных альбомах и преданиях. По сути, это и есть всенародная память.

Зал «Лица Победы». Фото: victorymuseum.ru

– Также у вас появилась новая экспозиция «Подвиг народа». В чём её новизна для музейной практики?

Это действительно уникальная работа. Она стала самым масштабным и, на мой взгляд, интересным творческим проектом музея за последние годы. Если говорить цифрами, то это 3 тысяч кв. метров интерактивного музейного пространства, включающего 17 тематических разделов, где размещено 7 тысяч подлинных экспонатов, 8 тысяч архивных, кино- и фотодокументов.

Экспозиция показывает, как жила воюющая страна за пределами фронта, охватывает такие малоизвестные для широкой аудитории стороны войны, как не знавшую аналогов в мировой истории эвакуацию промышленности и населения, оккупацию, жизнь в прифронтовой зоне, сопротивление и партизанское движение. Особое внимание уделено подвигу «трудового фронта» тому, что делалось в это время в науке, культуре и многому другому. Такого всеохватывающего подхода раньше не было. Для нас война – это, прежде всего, фронт. Но не менее судьбоносные вещи происходили и в тылу.

Самым важным для нас было не загрузить посетителя обилием информации и экспонатов, а создать подлинную атмосферу того времени, погрузить его в пространство, максимально приближенное к исторической реальности. И это не только исторический интерьер, панорамы и декорации, но, прежде всего, настроение, дух эпохи, ощущение людей, что они чувствовали, переживали, чем жертвовали ради Победы.

Экспозиция «Подвиг народа». Фото: victorymuseum.ru

Мне кажется, нам это удалось сделать. Прежде всего, с помощью органичного объединения совершенно разных жанров и современных технологий подачи материала. Здесь музей, кино, театр объединены с мультимедийными комплексами, трёхмерными интерактивными панорамами, голографическими проекциями, фильмами-реконструкциями…

Это – самое настоящее погружение в реальность 1941 – 1945 годов, которое достигается с помощью исторических документов, спецэффектов, уникальных аудио- и визуальных решений, интерактивов.

Здесь вы оказываетесь в оккупированной смоленской деревне, в Брестской крепости лета 1941 года – и становитесь очевидцами первых часов и дней войны, в библиотеке блокадного Ленинграда, в кабинете Сталина или в студии Левитана, где можно самому прочитать сводки Совинформбюро.

Экспозиция «Подвиг народа». Фото: victorymuseum.ru

На мой взгляд, наша экспозиция не только честно и впечатляюще рассказывает о войне и о людях, которые всё отдавали для Победы. Она важна ещё и для противостояния современным попыткам фальсификации истории войны. Потому что каждый её раздел, даже каждая деталь – всё подтверждено тысячами документальных свидетельств, статистикой, хроникой, артефактами. Это, если хотите, наш (я имею в виду музеи) ответ фальсификаторам истории, тем, кто пытается умалить роль Советского Союза в разгроме нацизма.

– В музее проводится много мероприятий с участием молодёжи. На ваш взгляд, как сегодня нужно рассказывать о Великой Отечественной войне, чтобы молодые люди проникались гордостью за свою страну и народ?

– Прежде всего, избегать формализма, может быть, чрезмерного пафоса. Чтобы заинтересовать, захватить молодых людей, важны, на мой взгляд, две вещи: говорить правду и говорить интересно. Нужно учиться рассказывать о серьёзных вещах на их языке и в увлекательных для них форматах. Ведь сегодня идёт информационная, идеологическая война, где нас атакуют – и, прежде всего, борьба идёт за детские души.

Юные посетители Музея Победы. Фото: victorymuseum.ru

Дети всегда безошибочно реагируют на неискренность. Прошлое нужно показывать честно, раскрывая как славные, так и горькие, трагические страницы. Это как в семье, где знание проблем и недостатков не преуменьшает любовь к своему дому и гордость за предков.

А чтобы всерьёз увлечь ребенка, подростка, ему должно быть интересно. Иначе говоря, правда должна увлекать, вызывать эмоцию, сопереживание и, как следствие, – гордость у подрастающего поколения за нашу историю. Фактически мы сегодня конкурируем с Голливудом и интернетом, с компьютерными играми, которые часто несут в себе очень мощный пропагандистский заряд. И я убеждён, что мы здесь абсолютно конкурентоспособны. Потому что история Великой Отечественной войны настолько грандиозная и захватывающая сама по себе, что тут не надо ничего приукрашивать, она просто не может оставить никого равнодушным.

Также по теме

Новые публикации

23 января отмечается День ручного письма. Этот международный праздник способствует сохранению навыков письма от руки и напоминает о его пользе и даже необходимости.
Группа исследователей из Всемирного банка и Университета Джорджтауна (Вашингтон) выявила странную закономерность Covid-19: существует обратная зависимость смертности от коронавируса и количества людских потерь, понесённых страной во Второй мировой войне.
Русский литературный театр «Диалог», один из наиболее признанных театров современного Русского зарубежья, был создан в Центральной публичной библиотеке Бруклина (Нью-Йорк), и до сих пор его спектакли идут с аншлагами. «Наши актёры влюблены в русскую литературу», – рассказывает «Русскому миру» основатель и руководитель театра Ирина Волкович.
Музыкальные и художественные школы получат особый статус, который не позволит приравнять их к обычным кружкам. Президентская инициатива позволит сохранить традиционную трёхуровневую систему образования, воспитавшую не одно поколение выдающихся музыкантов, художников, танцоров, и возвращает балльную оценку абитуриентов при поступлении.
В России открылся первый «Музей самоизоляции» – совместный интерактивный проект Музея Москвы и галереи «Триумф», и эта инициатива уже заинтересовала музейных профессионалов Берлина, Лондона и Нью-Йорка. О том, какие экспонаты эпохи коронавируса есть в его коллекции и как музей стал архивом эмоций и привычек человека-онлайн, в интервью «Русскому миру» рассказывает генеральный директор Музея Москвы Анна Трапкова.
200-летний юбилей Фёдора Михайловича Достоевского будет широко отмечаться не только в России, но и в Германии. Немецко-русский институт культуры в Дрездене выступил с инициативой проекта «Год Достоевского в Германии».
19 января православные христиане отмечают один из главных христианских праздников – Крещение Господне, который также носит название праздник Светов. Именно так – во множественном числе – от древнего обычая совершать накануне крещение новообращённых. По традиции многие верующие в эту ночь окунутся в прорубь – в «иордань».
Крещение – праздник православной церкви, который по новому стилю отмечается 19 января и соотносится с крещением Иисуса Христа Иоанном Предтечей (Крестителем) в реке Иордан. Праздник Крещения в православии также называется Богоявлением: согласно Священному Писанию в этот день Бог явился миру в трёх лицах (Отца, Сына и Святого Духа).