EN
 / Главная / Публикации / Динамичный конструктор, или Как устроен детский мир Чуковского

Динамичный конструктор, или Как устроен детский мир Чуковского

Тамара Скок01.06.2020

1 июня отмечается День защиты детей, и сегодня обратимся к творчеству Корнея Ивановича Чуковского – одного из самых популярных детских авторов. Посмотрим, как он создавал свои знаменитые произведения, находя верный путь к сердцу ребёнка.

Кирпичики-глаголы

Глагол передаёт движение, заставляет образы оживать. Если из сказки про Муху-цокотуху извлечь глаголы, можно увидеть какой мощный смысловой каркас они из себя представляют. Зачин, затем праздничное чаепитие, нападение Паука, паника и страх гостей, Муха на волосок от гибели, появление Комарика, спасение, танцы – всё это передано за счет динамичности глаголов.

Судите сами: пошла, нашла, купила, приходите, угощу; прибегали, выпивали, приходили, приносили, приходила, принесла, кушайте, не нравится; поволок, убить, погубить, помогите, зарубите, кормила, поила, не покиньте; испугалися, разбежалися, не желают воевать, не сдвинется, пропадай-погибай; не шутит, крутит, вонзает, выпивает, кричит, надрывается, молчит, ухмыляется; летит, горит, не боюсь, подлетает, вынимает, срубает, берёт, ведёт, зарубил, освободил, хочу жениться; выползают, прибегали, зажигали, бегите, зовите, будем танцевать, прибежали, застучали, машут, пляшут, веселится, не жалеет, попрыгивает, подмигивает, скрипят, стучат, будет веселиться.

По такому же принципу созданы и другие сказки Чуковского. «Айболит»: сидит, приходи лечиться, излечит, исцелит, приезжайте, спасите…

Очень динамичен «Мойдодыр»: убежало, улетела, ускакала, помчался, подскочило, вцепилось, кусало, пустился бежать… «Путаница»: замяукали, захрюкали, закрякали, заквакали, лежал, лопотал, уговаривал, пошли, зажгли… В любой сказке так. Очень кинематографично.

Диафильм «Муха-Цокотуха». Художник Б. Степанцев. Фото: malenkii-genii.ru

Танцующие ритмы

Дети очень подвижны, поэтому и тексты для них не должны быть монотонными, вязкими. Сюжет обязан находиться в движении, и у каждого героя в нём должен быть свой темпо-ритмический рисунок. Вот, к примеру, в строчках «Приходила к мухе бабушка-пчела/ Мухе-цокотухе мёду принесла» слышно, как нетороплива и тяжела поступь бабушки-пчелы, которая, наверное, очень щедра: так много мёду принесла, что даже взлететь не может, приходится идти пешком. Или сцена финального танца, где у каждого своя манера двигаться: радостно прыгают новобрачные – «Бом! бом! бом! бом!/ Пляшет Муха с Комаром»; сам с собою «Клоп, Клоп/ Сапогами топ, топ!»; мельтешат и бьют дробушки «Козявочки с червяками,/ Букашечки с мотыльками», солидно и неторопливо, не теряя достоинства двигаются «жуки рогатые, мужики богатые», которые «шапочками машут,/ С бабочками пляшут», и тут же простоватый трудяга Муравей, не жалея лаптей, «с Муравьихою попрыгивает/ И букашечкам подмигивает:/ Вы букашечки,/ Вы милашечки,/ Тара-тара-тара-тара/ таракашечки…»

Конструктор имён

По части создания необычных имён Чуковский настоящий мастер-изобретатель. Можно заметить, каким способом эти имена рождаются. Например, путём сложения нескольких слов: Ай+болит, Мой+до+дыр, Тяни+толкай. Немало и звукоподражательных вариантов: собака Авва, обезьянка Чичи, индюк Брундуляк. Есть зарифмованные наименования, например, акула Каракула, или передающие характер, как Муха-Цокотуха. Прозвище Мухи по смыслу соотносится с такими существительными, как трындычиха (от просторечного глагола «трындеть» – болтать без умолку), перепилиха (от глагола «пилить» – злословить) и им подобными. На Украине цокотуха – это болтливая и шумная «цокотлива жінка, дівчина; щебетуха». Вот и муха, несмотря на небольшие размеры, довольно мощный шумовой раздражитель, особенно когда мечется в замкнутом пространстве или бьётся в стекло.

Между прочим, сам писатель себе имя тоже сконструировал. Николай Васильевич Корнейчуков превратился в Корнея Ивановича Чуковского. Дочь его носила отчество Корнеевна, а фамилию сохранили даже внучки.

К. И. Чуковский с детьми. Фото: moiarussia.ru

Я тоже играю

Еще один приём вовлечения – повествование от собственного имени и вкрапление в текст имён существующих, а не вымышленных. «У меня зазвонил телефон», «Как пустился я по улице бежать», «Вдруг навстречу мой хороший, мой любимый Крокодил»…

Многие сюжеты связаны с дочерью Мурочкой, а внучки Лена и Тата – активные персонажи в «Приключениях Бибигона». Они смастерили для отважного лилипута дом, мебель, сшили ему одежду. Многие дети, прослушавшие по радио сказку о крошечном мальчике, прилетевшем с Луны, стали слать Корнею Чуковскому письма с вложенными подарками для Бибигона.

Корней Иванович хотел даже выставку сделать из этих трогательных поделок, но, к сожалению, не получилось. Писатель рассказывал о некоторых примерах детского труда: «Нина Мельникова прислала ему (Бибигону) вязаный теплый костюм – очень нарядную куртку и отлично сшитые штаны, которые не без труда я мог натянуть на два пальца», «Восьмилетняя Наташа Орловская сшила для его сестры платье из белого шелка. А Боря Сальников прислал ему в самодельном конверте меч из конфетной бумаги».

Чуковский, вовлёкший детей в сказочное действо, был очень рад их откликам и отмечал: «Бибигон нарасхват. И если бы он действительно существовал на земле, дети всюду встречали бы его как лучшего друга и угощали бы, и ласкали бы его, и всюду он получал бы подарки. Впрочем, немало подарков он получил и сейчас – в этих же конвертах, по почте».

Дети как соавторы

Чуковский очень любил беседовать с детьми, слушать их рассуждения. У себя на даче в Переделкине он создал детскую библиотеку, в которой сам подбирал и выдавал ребятишкам книги, а ещё использовал её как читальный зал и творческую мастерскую. Он всегда старался привлекать детей к творчеству.

Рассказывают, что знаменитый «Бибигон» был создан при непосредственном участии переделкинских детей: Корней Иванович сначала читал им то, что уже сочинил, а потом предлагал пофантазировать, что же было дальше. Такая игра развивала детское воображение и помогала автору с опорой на детские подсказки создавать увлекательные сюжетные линии.

В книге «От двух до пяти» Чуковский с любовью собрал удивительно яркие примеры детского словотворчества: пальчатки (перчатки), копатка (лопатка), рукти (ногти на руках), шишенята (маленькие шишки)... — Какой ты страшный спун! Чтобы сейчас же было встато! Детские рассуждения имеют свою логику, ведь «неутомимые исследователи» буквально каждую минуту постигают окружающий мир:

– Море – это с одним берегом, а река с двумя.

– Под кроватью живут мышкины птенчики.

– А если оторвать голову и я её в руки возьму, будет она разговаривать?

– Страус – это жираф. Только птица она.

– Индюк – это утка с бантиком. 

                                                                             Иллюстрация М. Добужинского к книге К. Чуковского «Бармалей». Фото: raruss.ru

Поймать Бармалея на улице

Надо уметь находить «сказочные подсказки» в реальном мире. Вот, например, Бармалей появился во время прогулки Корнея Чуковского по Петрограду в компании художника Мстислава Добужинского. Одна из улиц, по которой они проходили, называлась «Бармалеева». Некто Бармалеев имел на этой улице то ли склады, то ли дом, но в подаче Добужинского превратился в разбойника с рычащим именем. Художник предложил Чуковскому сочинить о злодее Бармалее сказку и даже пообещал проиллюстрировать её. Слово своё он сдержал.

Полезные стихи

Даже длинные тексты Чуковского хорошо запоминаются, их легко учить наизусть. Наверное, все ребятишки в возрасте от двух до пяти смогут продекламировать если не всю сказку Чуковского целиком, то уж несколько стихов из неё точно. Да и у взрослых в ответ на вопрос «Что вам надо?» то и дело вырывается «Шоколада!», «Откуда?» и тут же «От верблюда!». Намечается чаепитие в кругу друзей? Вот заготовочка: «Приходите, тараканы, я вас чаем угощу!». Предостеречь хотите? Пожалуйста: «Не ходите, дети, в Африку гулять!». А тот, кто возомнил себя боссом без особых на то оснований, рискует получить ироничный статус «Умывальников начальник и мочалок командир».

Педагоги, работающие с дошколятами, на Чуковского буквально молятся и считают его гениальным логопедом: рифмы легко запоминаются, ритм чёткий, звукоряд богатый и яркий, лексические темы разнообразны. По текстам Корнея Ивановича изучают, кто из зверей как «говорит», какая посуда как выглядит, разбирают глаголы движения, постигают слоговую структуру, разрабатывают артикуляцию, тренируют память, учатся с выражением декламировать, читать по ролям, инсценировать... От каждой детали в этом динамичном стихотворном конструкторе сплошная польза!

Также по теме

Новые публикации

Историки стран СНГ напишут общий учебник по истории Великой Отечественной войны. Такое решение – в первый раз в 2018-м в Минске, второй раз в 2019-м Москве и в третий раз в 2020-м году в Киеве – принято Ассоциацией директоров институтов истории стран СНГ. Какой это будет учебник, и кто по нему будет учиться – вопрос остаётся открытым.
С 19 сентября по 4 октября в Лейпциге проходит Межкультурная неделя под девизом «Вместе жить, вместе расти» (Zusammen leben, zusammen wachsen), программа которой включает более 100 мероприятий: лекции, спектакли, концерты, кинопрограммы, дискуссии, консультации, встречи, ток-шоу, литературные чтения, фестивали.
Всемирный день туризма в этом году омрачён пандемией, но «охота к перемене мест» у людей неистребима. Об этом свидетельствуют письма, дневники, заметки отважных и наблюдательных людей, в разное время и с разными целями рискнувших отправиться в далёкое путешествие.
В Херсоне местное управление СБУ призвало городские власти отказаться от проведения музыкального фестиваля-конкурса «Бархатный сезон». Ситуацию прокомментировал организатор фестиваля Александр Кондряков  – руководитель украинской общественной организации «Русская школа» и президент Международного педагогического клуба.  
120 лет со дня рождения выдающегося лингвиста Сергея Ожегова исполнилось 22 сентября. Главным научным достижением Ожегова стал всем известный «Словаря русского языка», который только при жизни лингвиста выдержал шесть переизданий, и продолжал совершенствоваться и пополняться даже после смерти учёного.
В истории открытия Антарктиды, 200-летие которого отмечается в 2020 – 2021 годах, ещё остались неизвестные страницы. Например, мало кто знает о человеке, без которого и экспедиция, и само открытие ледового материка могли бы не состояться. Речь о морском министре Иване Ивановиче де Траверсе.
В Эстонии, по разным причинам, с каждым годом увеличивается количество русскоязычных детей, поступающих в школы с эстонским языком обучения. Родители всё чаще встают перед проблемой – как сохранить идентичность ребёнка, дать ему хороший русский язык, знания по родной литературе и культуре. На эти вопросы отвечает директор Таллинской школы русского языка Института Пушкина Инга Мангус.