Психолог Галина Солдатова: Именно дети и подростки идут в фарватере процесса цифровой трансформации общества
Юлия Горячева11.03.2020
Пользователи IT–технологий стремительно молодеют: в наши дни ими становятся дети четырёх-шести лет. Что ждёт поколение, познающее через компьютер окружающий мир с раннего детства? Как вести себя родителям и педагогам, которые не хотят потерять детей в интернет-пространстве? Об этом «Русскому миру» рассказала директор Фонда Развития Интернет, профессор кафедры психологии личности факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова Галина Солдатова.
– Уважаемая Галина Владимировна, вы являетесь всемирно признанным специалистом в области психологии межкультурных коммуникаций и экспертом в сфере исследований влияния интернета на развитие личности и общества, киберсоциализации детей и подростков… В этой связи проясните, пожалуйста, в чём вы видите принципиальное отличие психологических особенностей детей «цифрового поколения» (т. е. родившихся на рубеже XX–XXI веков) от детей предыдущих поколений?
– Вы спрашиваете про поколение Z, я бы назвала его ещё и смартфонным. В 2001 г. – как раз когда родились первые его представители, появились самые первые смартфоны, которые постепенно вытеснили все другие гаджеты у подростков. Смартфон – главный инструмент познания мира, развития и средство коммуникации детей, с которым они сегодня не расстаются. Такого сложного, многофункционального инструмента с такими колоссальными возможностями в руках у подрастающего поколения никогда раньше не было. Если ещё учесть, что смартфоны в активном распоряжении российских детей в среднем 4,5 часа в сутки, а почти каждого четвёртого подростка 14–17 лет можно назвать гиперподключённым (23 % подростков в среднем проводят 9 часов в сутки в интернете), то наверное логично предположить, что дети другие, чем, например, мы были в их возрасте. И даже другие по сравнению с недалеко от них ушедшими представителями поколения Y – миллениалами, которых тоже относят к цифровому поколению.
Поэтому самое важное отличие этого поколения – они тотально вооружены высокотехнологичными инструментами и поэтому у них есть уникальные возможности. Что и определяет всё остальное. Основные изменения, которые заметны даже невооружённым взглядом, связаны с новыми формами взаимоотношений и новыми культурными практиками – способами действия в окружающем мире. Кроме того, есть изменения, которые не так бросаются в глаза… Но больше всего беспокоят родителей и педагогов особенности личностного и когнитивного развития.
– Расскажите, пожалуйста, подробнее об особенностях когнитивного развития подрастающего поколения.
– Этот вопрос всех очень волнует. Когнитивные функции (память, воображение, внимание, мышление, эмоции и др.) – основа любой нашей деятельности. Их изменения, которые многими воспринимаются как негативные, на самом деле связаны с адаптацией в информационном обществе. Сегодня уже есть определённые доказательства, что меняются механизмы памяти, например, тот самый эффект Гугл – когда мы делегируем гаджету роль резервуара нашей памяти и запоминаем не содержание важного материала, а место, где мы его оставили. Нас это тревожит, некоторые даже называют это цифровым слабоумием! Но ведь сегодня в условиях информационного цунами невозможно всё запомнить и заучить. Важнее учить ребёнка уметь самостоятельно добывать информацию и её критически осмысливать.
Учёные фиксируют снижение концентрации внимания, изменение механизмов переключения и распределения внимания. Но мы видим, что всё это лежит в основе многозадачности, которая начинает развиваться как общая способность и повседневная практика у наших детей. Даже если они от природы не склонны к такому формату деятельности. Поэтому сегодня важно учить правильно распределять ограниченные когнитивные ресурсы, развивать способность действовать в формате многозадачности, который диктуется современным образом жизни.
Напомню также о пресловутом клиповом мышлении. Его все ругают, предпочитают привычные линейные формы мышления, когда всё последовательно, по порядку, не фрагменты, а целостность. Но сегодня уже видно, что клиповое мышление – это форма перехода от линейного мышления к сетевому, которое позволяет действовать в ситуациях неопределённости, в открытых сетевых системах, в рамках широкого диапазона действий и ситуаций.
Таким образом, если посмотреть на всё это по-другому, то все эти изменения – это экспериментирование детей с цифровыми устройствами в многоаспектной и насыщенной информационной среде. Они участники практически неконтролируемого эксперимента по адаптации к стремительно развивающемуся информационному обществу. И они находят свои способы защиты от информационных перегрузок и возможностей компенсации ограниченности когнитивных ресурсов в многозадачной реальности. Поэтому одна из главных особенностей подрастающего поколения – они ищут новые способы управления памятью, вниманием, мышлением. Причём практически самостоятельно. Ведь изменения происходят в ситуации, когда взрослые мало понимают, что происходит, и испытывают большой дефицит информации о собственных детях.
– Каковы главные векторы цифровой трансформации, о которой вы говорите?
– Сегодня в обществе происходят процессы цифровой трансформации не только в бизнесе и в других сферах, они повсюду и кардинально меняют нашу повседневность. И сегодня человечество, преодолевая разделённость реального и виртуального пространств, живёт и действует в новой множественной реальности. Её называют смешанной или совмещённой и ничего подобного раньше не было в этом мире. И это главный вектор цифровой трансформации современного образа жизни. Результаты исследований показывают, что наши дети и подростки одними из первых проходят увлекательный, но непростой и рискованный путь по «минному полю» цифровой трансформации.
Вот два важных момента, свидетельствующие об этом. Во-первых, время, которое дети и подростки проводят в сети, постоянно увеличивается. По сравнению с 2013 г. число гиперподключённых (в среднем 8 часов в сутки проводят в интернете) подростков выросло более чем в два раза.
Во-вторых, каждый второй подросток 12–17 лет считает, что он живёт в равной мере в реальном и виртуальном мирах, не видит между ними разницы и находится, держа в руке свой смартфон, в процессе постоянного переключения между этими мирами.
Взрослых среди тех, кто чувствует себя на пересечении двух миров – в смешанной реальности, намного меньше – только каждый пятый. Поэтому именно дети и подростки не просто идут в фарватере процесса цифровой трансформации – они, скорее, среди тех, кто прокладывает мейнстрим нашей повседневности, формируя его с помощью гаджетов.
– Ряд исследований, проведённых возглавляемым вами Фондом Развития Интернет по теме цифровой компетентности (2013–2015 гг.) среди педагогов, родителей и детей, показал, что в России существуют пробелы в цифровой компетентности педагогов и родителей. Что необходимо сделать, как и чем им можно помочь в её развитии? И какие, в связи с этим, ближайшие планы вашего фонда?
– В наших популяционных исследованиях мы измеряем индекс цифровой грамотности (ИЦГ) в России и получаем рост ИЦГ, но очень медленный. Например, за шесть лет индекс цифровой грамотности у подростков 12–17 лет в среднем вырос на 15 пунктов – с 36 до 51 и у взрослых с 31 до 41. Так как эти цифры из 100 возможных, то мы понимаем, что уровень в целом цифровой грамотности не только медленно растёт, но и остаётся достаточно низким.
Что касается темы цифровой компетентности среди педагогов, родителей и детей, то среди исследовательских проектов Фонда Развития Интернет это специальная тема. Мы сравнивали данные популяционных исследований 2013 и 2019 годов по разработанному нами Индексу цифровой компетентности. И вот что получилось. Цифровой разрыв между детьми и родителями не только не сократился за прошедшее время, но даже вырос. И это произошло несмотря на то, что появились уже молодые родители поколения Y, у которых индекс цифровой грамотности выше, чем у их детей. Они уже могут помочь своим детям справиться с проблемами в сети. Как писал наш классик психологии Лев Семенович Выготский, обучение должно вести за собой развитие. Это значит, что родители, чтобы претендовать на роль экспертов и помощников, должны обладать более высоким уровнем цифровой грамотности, чем их дети. И вот этого никак нельзя сказать о родителях более старшего поколения.
С педагогами ситуация получше. По данным наших исследований, уже в 2015 году они опережали своих учеников и их родителей по уровню цифровой компетентности, особенности в сфере работы с информацией и по техническим навыкам. Они уверенные интернет-пользователи и за этой уверенностью стоят реальные ИКТ-компетенции – и это диктуется их работой. Тем не менее большинство педагогов научились пользоваться интернетом самостоятельно. И чрезвычайно нуждаются в специальных программах повышения квалификации в рамках дополнительного профессионального образования. Их главной целью должно стать повышение их цифровой грамотности и мотивации для самостоятельного освоения новых ИКТ.
Фонд Развития Интернет постоянно работает с этим вопросом. За последние несколько лет нами подготовлен целый ряд учебно-методических пособий для педагогов и школьников. Партнёрами у нас здесь были компании и организации, которые непосредственно занимаются IT-сферой. Например, в 2013 году мы выпустили совместно с Google методическое пособие для работников системы общего образования «Интернет: возможности, компетенции, безопасность» (в двух частях – лекции для педагогов и практикум, который тоже для педагогов, но для их работы со своими учениками). В 2017 году совместно с Роскомнадзором выпущено учебно-методическое пособие по управлению персональными данными в Интернете. Мы продолжаем эту работу и наши исследования становятся надёжной базой для таких разработок. Цифровой грамотности, как одному из главных навыков 21 века, школьников, да и дошкольников, сегодня надо учить одновременно с умениями писать и считать. Школе также неплохо было бы взять на себя часть информационно-просветительской работы по этой теме. Тем более, что родители очень ждут такой поддержки со стороны школы.
Уже 10 лет работает горячая линия «Дети онлайн»
– Специалисты высоко ценят написанную вами в соавторстве с Еленой Рассказовой и Тимофеем Нестиком монографию «Цифровое поколение России: компетентность и безопасность» (Смысл, 2017). Расскажите, пожалуйста, какими вам видятся основные риски и угрозы, связанные с интернетом. Что следует предпринять, чтобы уменьшить эти риски в отношении детей?
– Мы выделяем пять типов онлайн-рисков: контентные (информация), коммуникационные (общение в сети), потребительские (покупки, госуслуги и др.), технические (вирусы, проблемы с аккаунтами и др.), а также интернет-зависимость. Если родителей больше всего беспокоят контентные риски, то детей и подростков волнуют в первую очередь коммуникативные. Среди них на первом месте киберагрессия и её самый травматичный вид – кибербуллинг. Мы уже в течение десяти лет оказываем телефонную и электронную поддержку детям и взрослым по проблемам в интернете на нашей горячей линии «Дети онлайн» (8-800-2500015 – звонок бесплатный на территории РФ). С её помощью на основании прямой обратной связи с «потерпевшими» имеем возможность наблюдать эволюцию онлайн-рисков и отслеживать «свежие» риски. Так летом 2018 г. мы впервые на линию получили от 9-летнего мальчика сообщение об «игре Момо».
В последние годы видим, как растёт число рисков, возникающих на основе совмещения онлайн и офлайн реальностей. Именно к их числу относится киберагрессия. Например, кибербуллинг – риск смешанной реальности; проблемы, связанные с персональными данными, онлайн-груминг (контакты с целью сексуальной эксплуатации) всё более очевидно соединяется со встречами с онлайн-незнакомцами в реальности… Пропаганда наркотиков смыкается с предложениями «выгодной» работы по их распространению («по закладкам»). Безусловно онлайн-риски требуют нашего внимания не в меньшей степени, чем вопросы безопасности в реальной жизни. Не случайно центральной темой проблемы «интернет и дети» становится кибербезопасность (информационная, цифровая, медиабезопасность).
А вопрос повышения у представителей всех поколений цифровой грамотности как одного из ключевых навыков ХХI века, гаранта кибербезопасности и основы успешности в цифровую эпоху становится всё более значимым в образовательной политике. Мы стараемся внести свой вклад. Так, издательство «Русское слово» и Фонд Развития Интернет подготовили и выпустили учебное пособие по курсу «Кибербезопасность» для 5–7 классов для внеурочной деятельности. Курс направлен на повышение цифровой грамотности школьников, тренажёры и рабочие тетради помогают лучше познакомиться и осознать возможности интернета, научиться вовремя распознавать онлайн-риски, успешно разрешать проблемные ситуации в сети, защищать свои персональные данные и управлять ими.
– Киберсоциализация на рубеже XX–XXI веков стала популярным видом социализации современного человека. Сеть стала востребованным пространством неформального просвещения и социального воспитания молодёжи. Какие идеи и перспективы развития теории киберсоциализации человека и киберпедагогики вам близки?
– Мы исследуем как раз вопросы цифровой социализации, которая соседствует, смешивается с традиционной социализацией, а иногда и вытесняет её. Мы опираемся в своих исследованиях на отечественную методологию в области психологии, а именно на культурно-исторический подход, развиваемый не только в нашей стране, но и за рубежом и опирающийся на работы Л. С. Выготского. В этом контексте мы развиваем концепцию цифрового детства и цифровой социализации, исследуем актуальную социальную ситуацию развития современного ребенка, в которой ИКТ становится важнейшей координатой. И рассматривает интернет как значимого посредника между ребёнком и окружающей средой, а цифровые устройства как культурные орудия, способствующие порождению новых форм, культурных практик, феноменов, значений и смыслов.
– Вы были своеобразным первопроходцем в международных проектах, связанных с изучением интернета. Как в нынешних новых общественных реалиях складывается ваше сотрудничество с международными экспертами и организациями?
– Наша организация – Фонд Развития Интернет, как исследовательская организация, хорошо известна за рубежом. С 2009 года сотрудничаем с авторитетной международной европейской сетью EU KIDS ONLINE (исследовательская программа «Европейские дети онлайн»), занимающейся изучением детей и подростков в эпоху цифровизации. Это уникальное сообщество, объединяющее наиболее продвинутых исследователей темы «интернет и дети» со всей Европы. Мы считаем за честь представлять там Россию: Фонд Развития Интернет является членом EU KIDS ONLINE с 2010 года. Таким образом, мы активно участвуем в международных европейских исследованиях.
– Какие направления исследований взаимодействия детей с интернет-пространством вы считаете наиболее актуальными в мире и в нашей стране на ближайшие 10 лет?
– На мой взгляд, одной из самых актуальных тем останется тема влияния на человека различных киберсистем и взаимодействия с ними человека: от всё более сложных смартфонов до искусственного интеллекта.
При этом стремительно изменяющийся мир будет требовать постоянной коррекции наших взглядов не только как пользователей, но и как исследователей и практиков. Вообще необходимость такой коррекции была всегда, но всё-таки это было намного медленнее. И это главный момент, который надо обязательно учитывать. Мы всё время будем не успевать. А всё в постоянном движении и изменении.
Например, если мы возьмём выше поднятую тему безопасности, то сегодня уже нет отдельно безопасности жизнедеятельности и отдельно онлайн-безопасности – есть вопросы безопасности в смешанной реальности. А мы продолжаем разделять миры на онлайн и офлайн. Этот момент очень сильно связан с практикой. Это сложный и трудный вопрос, так как стратегии безопасности и правила поведения в реальном мире складывались столетиями. В киберпространстве мы только начинаем формировать цифровую культуру поведения, а про смешанную реальность мы знаем совсем немного. Поэтому нам надо думать не только о том, как обустраивать жизнь наших детей офлайн и онлайн. Важно понимать, как её организовать в смешанной реальности, когда и дети, и взрослые всё чаще пребывают в формате «двойного» онлайн/офлайн гражданства. Такая ситуация требует новых подходов к безопасности и компетентности в офлайн/онлайн пространстве и это должно стать важной задачей формирования современных стратегий образования и воспитания подрастающего поколения.
– Известно, что как деятельный и последовательный сторонник точки зрения, что интернет-пространство предоставляет колоссальные возможности для образования, самообразования, развития профессиональных навыков и личностного развития, вы успешно реализуете ряд образовательных проектов для детей для взрослых. Расскажите об этой стороне вашей деятельности.
– По инициативе фонда 2009 год был объявлен Министерством коммуникации и связи РФ Годом безопасного интернета в России. С этого момента фонд осуществляет широкую информационно-просветительскую работу. В частности, уже десять лет издаёт единственный научно-популярный журнал по освещению проблем, связанных с цифровой социализацией детей и подростков – «Дети в информационном обществе». Целевой аудиторией которого являются педагоги, родители, исследователи и все те, кто интересуется вопросами кибербезопасности и цифровой грамотности детей и подростков. Информационную поддержку журналу оказывало Минобрнауки. Журнал распространяется в школах Москвы и Московской области, через Российскую государственную детскую библиотеку передаётся в библиотеки разных регионов РФ, все номера доступны в электронном формате.
Помимо этого, фонд активно занимается практической работой по помощи детям и взрослым в трудных ситуациях в сети и в первую очередь по вопросам кибербезопасности. Уже 10 лет благодаря фонду и его партнёрам – МТС и МГТС – функционирует уникальная профессиональная служба телефонного и онлайн-консультирования для детей и взрослых по проблемам, возникающим в интернете – горячая линия помощи «Дети онлайн». Непосредственная профессиональная поддержка в трудных ситуациях в сети была оказана сотрудниками фонда не менее, чем 30 000 человек (как детям, так и взрослым).
Долгие годы фонд остаётся единственной и уникальной организацией, занимающейся комплексной работой по перечисленным направлениям не только с детьми и подростками, но также методической и практической помощью детям, родителям и педагогам по широкому кругу вопросов, связанных с использованием интернета. За последние 10 лет фонд в качестве самостоятельного организатора и партнёра таких компаний как МТС, МГТС, Лаборатория Касперского, Политехнический музей, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Федеральный Институт развития образования, Координационный центр национальных доменов RU/РФ, РОЦИТ, Google и другие провёл свыше 200 образовательных, методических и научных мероприятий (конференций, круглых столов, конкурсов, выставок, вебинаров), которыми было охвачено не менее 800 000 детей, подростков, родителей, педагогов, исследователей и всех, кто интересовался данными вопросами. Также же за прошедшие годы сотрудники фонда подготовили и опубликовали 7 учебно-методических пособий для педагогов (одно пособие по защите персональных данных совместно с Роскомнадзором).