EN

Психолог Галина Солдатова: Именно дети и подростки идут в фарватере процесса цифровой трансформации общества

Юлия Горячева11.03.2020

Пользователи IT–технологий стремительно молодеют: в наши дни ими становятся дети четырёх-шести лет. Что ждёт поколение, познающее через компьютер окружающий мир с раннего детства? Как вести себя родителям и педагогам, которые не хотят потерять детей в интернет-пространстве? Об этом «Русскому миру» рассказала директор Фонда Развития Интернет, профессор кафедры психологии личности факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова Галина Солдатова.

Галина Солдатова

– Уважаемая Галина Владимировна, вы являетесь всемирно признанным специалистом в области психологии межкультурных коммуникаций и экспертом в сфере исследований влияния интернета на развитие личности и общества, киберсоциализации детей и подростков… В этой связи проясните, пожалуйста, в чём вы видите принципиальное отличие психологических особенностей детей «цифрового поколения» (т. е. родившихся на рубеже XX–XXI веков) от детей предыдущих поколений?

– Вы спрашиваете про поколение Z, я бы назвала его ещё и смартфонным. В 2001 г. – как раз когда родились первые его представители, появились самые первые смартфоны, которые постепенно вытеснили все другие гаджеты у подростков. Смартфон – главный инструмент познания мира, развития и средство коммуникации детей, с которым они сегодня не расстаются. Такого сложного, многофункционального инструмента с такими колоссальными возможностями в руках у подрастающего поколения никогда раньше не было. Если ещё учесть, что смартфоны в активном распоряжении российских детей в среднем 4,5 часа в сутки, а почти каждого четвёртого подростка 14–17 лет можно назвать гиперподключённым (23 % подростков в среднем проводят 9 часов в сутки в интернете), то наверное логично предположить, что дети другие, чем, например, мы были в их возрасте. И даже другие по сравнению с недалеко от них ушедшими представителями поколения Y – миллениалами, которых тоже относят к цифровому поколению.

Поэтому самое важное отличие этого поколения – они тотально вооружены высокотехнологичными инструментами и поэтому у них есть уникальные возможности. Что и определяет всё остальное. Основные изменения, которые заметны даже невооружённым взглядом, связаны с новыми формами взаимоотношений и новыми культурными практиками – способами действия в окружающем мире. Кроме того, есть изменения, которые не так бросаются в глаза… Но больше всего беспокоят родителей и педагогов особенности личностного и когнитивного развития.

– Расскажите, пожалуйста, подробнее об особенностях когнитивного развития подрастающего поколения.

– Этот вопрос всех очень волнует. Когнитивные функции (память, воображение, внимание, мышление, эмоции и др.) – основа любой нашей деятельности. Их изменения, которые многими воспринимаются как негативные, на самом деле связаны с адаптацией в информационном обществе. Сегодня уже есть определённые доказательства, что меняются механизмы памяти, например, тот самый эффект Гугл – когда мы делегируем гаджету роль резервуара нашей памяти и запоминаем не содержание важного материала, а место, где мы его оставили. Нас это тревожит, некоторые даже называют это цифровым слабоумием! Но ведь сегодня в условиях информационного цунами невозможно всё запомнить и заучить. Важнее учить ребёнка уметь самостоятельно добывать информацию и её критически осмысливать.

Учёные фиксируют снижение концентрации внимания, изменение механизмов переключения и распределения внимания. Но мы видим, что всё это лежит в основе многозадачности, которая начинает развиваться как общая способность и повседневная практика у наших детей. Даже если они от природы не склонны к такому формату деятельности. Поэтому сегодня важно учить правильно распределять ограниченные когнитивные ресурсы, развивать способность действовать в формате многозадачности, который диктуется современным образом жизни.

Напомню также о пресловутом клиповом мышлении. Его все ругают, предпочитают привычные линейные формы мышления, когда всё последовательно, по порядку, не фрагменты, а целостность. Но сегодня уже видно, что клиповое мышление – это форма перехода от линейного мышления к сетевому, которое позволяет действовать в ситуациях неопределённости, в открытых сетевых системах, в рамках широкого диапазона действий и ситуаций.

Таким образом, если посмотреть на всё это по-другому, то все эти изменения – это экспериментирование детей с цифровыми устройствами в многоаспектной и насыщенной информационной среде. Они участники практически неконтролируемого эксперимента по адаптации к стремительно развивающемуся информационному обществу. И они находят свои способы защиты от информационных перегрузок и возможностей компенсации ограниченности когнитивных ресурсов в многозадачной реальности. Поэтому одна из главных особенностей подрастающего поколения – они ищут новые способы управления памятью, вниманием, мышлением. Причём практически самостоятельно. Ведь изменения происходят в ситуации, когда взрослые мало понимают, что происходит, и испытывают большой дефицит информации о собственных детях.

– Каковы главные векторы цифровой трансформации, о которой вы говорите?

– Сегодня в обществе происходят процессы цифровой трансформации не только в бизнесе и в других сферах, они повсюду и кардинально меняют нашу повседневность. И сегодня человечество, преодолевая разделённость реального и виртуального пространств, живёт и действует в новой множественной реальности. Её называют смешанной или совмещённой и ничего подобного раньше не было в этом мире. И это главный вектор цифровой трансформации современного образа жизни. Результаты исследований показывают, что наши дети и подростки одними из первых проходят увлекательный, но непростой и рискованный путь по «минному полю» цифровой трансформации.

Вот два важных момента, свидетельствующие об этом. Во-первых, время, которое дети и подростки проводят в сети, постоянно увеличивается. По сравнению с 2013 г. число гиперподключённых (в среднем 8 часов в сутки проводят в интернете) подростков выросло более чем в два раза.

Во-вторых, каждый второй подросток 12–17 лет считает, что он живёт в равной мере в реальном и виртуальном мирах, не видит между ними разницы и находится, держа в руке свой смартфон, в процессе постоянного переключения между этими мирами.

Взрослых среди тех, кто чувствует себя на пересечении двух миров – в смешанной реальности, намного меньше – только каждый пятый. Поэтому именно дети и подростки не просто идут в фарватере процесса цифровой трансформации – они, скорее, среди тех, кто прокладывает мейнстрим нашей повседневности, формируя его с помощью гаджетов.

– Ряд исследований, проведённых возглавляемым вами Фондом Развития Интернет по теме цифровой компетентности (2013–2015 гг.) среди педагогов, родителей и детей, показал, что в России существуют пробелы в цифровой компетентности педагогов и родителей. Что необходимо сделать, как и чем им можно помочь в её развитии? И какие, в связи с этим, ближайшие планы вашего фонда?

– В наших популяционных исследованиях мы измеряем индекс цифровой грамотности (ИЦГ) в России и получаем рост ИЦГ, но очень медленный. Например, за шесть лет индекс цифровой грамотности у подростков 12–17 лет в среднем вырос на 15 пунктов – с 36 до 51 и у взрослых с 31 до 41. Так как эти цифры из 100 возможных, то мы понимаем, что уровень в целом цифровой грамотности не только медленно растёт, но и остаётся достаточно низким.

Что касается темы цифровой компетентности среди педагогов, родителей и детей, то среди исследовательских проектов Фонда Развития Интернет это специальная тема. Мы сравнивали данные популяционных исследований 2013 и 2019 годов по разработанному нами Индексу цифровой компетентности. И вот что получилось. Цифровой разрыв между детьми и родителями не только не сократился за прошедшее время, но даже вырос. И это произошло несмотря на то, что появились уже молодые родители поколения Y, у которых индекс цифровой грамотности выше, чем у их детей. Они уже могут помочь своим детям справиться с проблемами в сети. Как писал наш классик психологии Лев Семенович Выготский, обучение должно вести за собой развитие. Это значит, что родители, чтобы претендовать на роль экспертов и помощников, должны обладать более высоким уровнем цифровой грамотности, чем их дети. И вот этого никак нельзя сказать о родителях более старшего поколения.

С педагогами ситуация получше. По данным наших исследований, уже в 2015 году они опережали своих учеников и их родителей по уровню цифровой компетентности, особенности в сфере работы с информацией и по техническим навыкам. Они уверенные интернет-пользователи и за этой уверенностью стоят реальные ИКТ-компетенции – и это диктуется их работой. Тем не менее большинство педагогов научились пользоваться интернетом самостоятельно. И чрезвычайно нуждаются в специальных программах повышения квалификации в рамках дополнительного профессионального образования. Их главной целью должно стать повышение их цифровой грамотности и мотивации для самостоятельного освоения новых ИКТ.

Фонд Развития Интернет постоянно работает с этим вопросом. За последние несколько лет нами подготовлен целый ряд учебно-методических пособий для педагогов и школьников. Партнёрами у нас здесь были компании и организации, которые непосредственно занимаются IT-сферой. Например, в 2013 году мы выпустили совместно с Google методическое пособие для работников системы общего образования «Интернет: возможности, компетенции, безопасность» (в двух частях – лекции для педагогов и практикум, который тоже для педагогов, но для их работы со своими учениками). В 2017 году совместно с Роскомнадзором выпущено учебно-методическое пособие по управлению персональными данными в Интернете. Мы продолжаем эту работу и наши исследования становятся надёжной базой для таких разработок. Цифровой грамотности, как одному из главных навыков 21 века, школьников, да и дошкольников, сегодня надо учить одновременно с умениями писать и считать. Школе также неплохо было бы взять на себя часть информационно-просветительской работы по этой теме. Тем более, что родители очень ждут такой поддержки со стороны школы.

Уже 10 лет работает горячая линия «Дети онлайн»

– Специалисты высоко ценят написанную вами в соавторстве с Еленой Рассказовой и Тимофеем Нестиком монографию «Цифровое поколение России: компетентность и безопасность» (Смысл, 2017). Расскажите, пожалуйста, какими вам видятся основные риски и угрозы, связанные с интернетом. Что следует предпринять, чтобы уменьшить эти риски в отношении детей?

– Мы выделяем пять типов онлайн-рисков: контентные (информация), коммуникационные (общение в сети), потребительские (покупки, госуслуги и др.), технические (вирусы, проблемы с аккаунтами и др.), а также интернет-зависимость. Если родителей больше всего беспокоят контентные риски, то детей и подростков волнуют в первую очередь коммуникативные. Среди них на первом месте киберагрессия и её самый травматичный вид – кибербуллинг. Мы уже в течение десяти лет оказываем телефонную и электронную поддержку детям и взрослым по проблемам в интернете на нашей горячей линии «Дети онлайн» (8-800-2500015 – звонок бесплатный на территории РФ). С её помощью на основании прямой обратной связи с «потерпевшими» имеем возможность наблюдать эволюцию онлайн-рисков и отслеживать «свежие» риски. Так летом 2018 г. мы впервые на линию получили от 9-летнего мальчика сообщение об «игре Момо».

В последние годы видим, как растёт число рисков, возникающих на основе совмещения онлайн и офлайн реальностей. Именно к их числу относится киберагрессия. Например, кибербуллинг – риск смешанной реальности; проблемы, связанные с персональными данными, онлайн-груминг (контакты с целью сексуальной эксплуатации) всё более очевидно соединяется со встречами с онлайн-незнакомцами в реальности… Пропаганда наркотиков смыкается с предложениями «выгодной» работы по их распространению («по закладкам»). Безусловно онлайн-риски требуют нашего внимания не в меньшей степени, чем вопросы безопасности в реальной жизни. Не случайно центральной темой проблемы «интернет и дети» становится кибербезопасность (информационная, цифровая, медиабезопасность).

А вопрос повышения у представителей всех поколений цифровой грамотности как одного из ключевых навыков ХХI века, гаранта кибербезопасности и основы успешности в цифровую эпоху становится всё более значимым в образовательной политике. Мы стараемся внести свой вклад. Так, издательство «Русское слово» и Фонд Развития Интернет подготовили и выпустили учебное пособие по курсу «Кибербезопасность» для 5–7 классов для внеурочной деятельности. Курс направлен на повышение цифровой грамотности школьников, тренажёры и рабочие тетради помогают лучше познакомиться и осознать возможности интернета, научиться вовремя распознавать онлайн-риски, успешно разрешать проблемные ситуации в сети, защищать свои персональные данные и управлять ими.

– Киберсоциализация на рубеже XX–XXI веков стала популярным видом социализации современного человека. Сеть стала востребованным пространством неформального просвещения и социального воспитания молодёжи. Какие идеи и перспективы развития теории киберсоциализации человека и киберпедагогики вам близки?

– Мы исследуем как раз вопросы цифровой социализации, которая соседствует, смешивается с традиционной социализацией, а иногда и вытесняет её. Мы опираемся в своих исследованиях на отечественную методологию в области психологии, а именно на культурно-исторический подход, развиваемый не только в нашей стране, но и за рубежом и опирающийся на работы Л. С. Выготского. В этом контексте мы развиваем концепцию цифрового детства и цифровой социализации, исследуем актуальную социальную ситуацию развития современного ребенка, в которой ИКТ становится важнейшей координатой. И рассматривает интернет как значимого посредника между ребёнком и окружающей средой, а цифровые устройства как культурные орудия, способствующие порождению новых форм, культурных практик, феноменов, значений и смыслов.

Вы были своеобразным первопроходцем в международных проектах, связанных с изучением интернета. Как в нынешних новых общественных реалиях складывается ваше сотрудничество с международными экспертами и организациями?

– Наша организация – Фонд Развития Интернет, как исследовательская организация, хорошо известна за рубежом. С 2009 года сотрудничаем с авторитетной международной европейской сетью EU KIDS ONLINE (исследовательская программа «Европейские дети онлайн»), занимающейся изучением детей и подростков в эпоху цифровизации. Это уникальное сообщество, объединяющее наиболее продвинутых исследователей темы «интернет и дети» со всей Европы. Мы считаем за честь представлять там Россию: Фонд Развития Интернет является членом EU KIDS ONLINE с 2010 года. Таким образом, мы активно участвуем в международных европейских исследованиях.

– Какие направления исследований взаимодействия детей с интернет-пространством вы считаете наиболее актуальными в мире и в нашей стране на ближайшие 10 лет?

– На мой взгляд, одной из самых актуальных тем останется тема влияния на человека различных киберсистем и взаимодействия с ними человека: от всё более сложных смартфонов до искусственного интеллекта.

При этом стремительно изменяющийся мир будет требовать постоянной коррекции наших взглядов не только как пользователей, но и как исследователей и практиков. Вообще необходимость такой коррекции была всегда, но всё-таки это было намного медленнее. И это главный момент, который надо обязательно учитывать. Мы всё время будем не успевать. А всё в постоянном движении и изменении.

Например, если мы возьмём выше поднятую тему безопасности, то сегодня уже нет отдельно безопасности жизнедеятельности и отдельно онлайн-безопасности – есть вопросы безопасности в смешанной реальности. А мы продолжаем разделять миры на онлайн и офлайн. Этот момент очень сильно связан с практикой. Это сложный и трудный вопрос, так как стратегии безопасности и правила поведения в реальном мире складывались столетиями. В киберпространстве мы только начинаем формировать цифровую культуру поведения, а про смешанную реальность мы знаем совсем немного. Поэтому нам надо думать не только о том, как обустраивать жизнь наших детей офлайн и онлайн. Важно понимать, как её организовать в смешанной реальности, когда и дети, и взрослые всё чаще пребывают в формате «двойного» онлайн/офлайн гражданства. Такая ситуация требует новых подходов к безопасности и компетентности в офлайн/онлайн пространстве и это должно стать важной задачей формирования современных стратегий образования и воспитания подрастающего поколения.

С 2009 года Фонд Развития Интернет издаёт информационно-аналитический журнал «Дети в информационном обществе»

Известно, что как деятельный и последовательный сторонник точки зрения, что интернет-пространство предоставляет колоссальные возможности для образования, самообразования, развития профессиональных навыков и личностного развития, вы успешно реализуете ряд образовательных проектов для детей для взрослых. Расскажите об этой стороне вашей деятельности.

– По инициативе фонда 2009 год был объявлен Министерством коммуникации и связи РФ Годом безопасного интернета в России. С этого момента фонд осуществляет широкую информационно-просветительскую работу. В частности, уже десять лет издаёт единственный научно-популярный журнал по освещению проблем, связанных с цифровой социализацией детей и подростков – «Дети в информационном обществе». Целевой аудиторией которого являются педагоги, родители, исследователи и все те, кто интересуется вопросами кибербезопасности и цифровой грамотности детей и подростков. Информационную поддержку журналу оказывало Минобрнауки. Журнал распространяется в школах Москвы и Московской области, через Российскую государственную детскую библиотеку передаётся в библиотеки разных регионов РФ, все номера доступны в электронном формате.

Помимо этого, фонд активно занимается практической работой по помощи детям и взрослым в трудных ситуациях в сети и в первую очередь по вопросам кибербезопасности. Уже 10 лет благодаря фонду и его партнёрам – МТС и МГТС – функционирует уникальная профессиональная служба телефонного и онлайн-консультирования для детей и взрослых по проблемам, возникающим в интернете – горячая линия помощи «Дети онлайн». Непосредственная профессиональная поддержка в трудных ситуациях в сети была оказана сотрудниками фонда не менее, чем 30 000 человек (как детям, так и взрослым).

Долгие годы фонд остаётся единственной и уникальной организацией, занимающейся комплексной работой по перечисленным направлениям не только с детьми и подростками, но также методической и практической помощью детям, родителям и педагогам по широкому кругу вопросов, связанных с использованием интернета. За последние 10 лет фонд в качестве самостоятельного организатора и партнёра таких компаний как МТС, МГТС, Лаборатория Касперского, Политехнический музей, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Федеральный Институт развития образования, Координационный центр национальных доменов RU/РФ, РОЦИТ, Google и другие провёл свыше 200 образовательных, методических и научных мероприятий (конференций, круглых столов, конкурсов, выставок, вебинаров), которыми было охвачено не менее 800 000 детей, подростков, родителей, педагогов, исследователей и всех, кто интересовался данными вопросами. Также же за прошедшие годы сотрудники фонда подготовили и опубликовали 7 учебно-методических пособий для педагогов (одно пособие по защите персональных данных совместно с Роскомнадзором). 

Также по теме

Новые публикации

Министерство образования Украины продвигает законопроект № 12086 о полном запрете использования русского языка в школах даже во внеурочное время. За невыполнение учителям и родителям грозят штрафы.
Твёрдый знак, как известно, звуков не даёт, поэтому некоторым он кажется настолько лишним, что его даже предлагают упразднить или на крайний случай заменить на мягкий знак. Есть ли для этого основания?
Что объединяет почти двести народов, живущих в России, с самой разной историей, принадлежащих к различным религиозным направлениям? Ответы давались разные, но в одном выступающие были единодушны: Россия – уникальная страна, в которой накоплен огромный опыт сосуществования народов.
Анна Верная, руководитель Русского культурного центра на Аляске, живёт в Анкоридже с 2001 года. На протяжении 90-х и 2000-х она активно строила мосты дружбы между Россией и США, но и сейчас не опускает руки. Главное в работе центра – сохранение истории русской Аляски.
«Праобраз матрёшки – японская игрушка», «Фанаты нашли праобраз героя…» В этих новостных заголовках допущена одна и та же орфографическая ошибка, причиной которой является незнание авторами различий в семантике приставок пра- и про-.
Родители жительницы Мельбурна Наталии Николаевой-Заика, родившись в Харбине, за всю жизнь  ни разу не посетили родины предков, но передали дочери любовь к русской культуре. Живя в Китае и Австралии и посещая Россию, Наталия Николаевна собрала несколько уникальных коллекций русского искусства, ремесёл и русского народного костюма.
В суффиксах таких глаголов, как исслед(о/ы)вать, затм(и/е)вать, загляд(ы/о)вать и т. п., гласные находятся в слабой позиции, что приводит к ошибкам в написании. Повторим алгоритмы, позволяющие выбрать верную букву.
Русские военно-исторические реконструкторы возвращаются на большие фестивали, в том числе недружественных стран. Военные историки, воскрешающие подразделения русской и советской армий Первой и Второй мировых войн, уверяют, что наши мундиры и флаги можно снова увидеть на самых престижных исторических площадках.