EN
 / Главная / Публикации / Валерий Фальков: «Наши университеты становятся более конкурентоспособными»

Валерий Фальков: «Наши университеты становятся более конкурентоспособными»

Редакция портала «Русский мир»11.02.2020

Валерий Фальков

Развитие международных отношений в сфере науки и образования – один из ключевых государственных приоритетов. Как будет строиться международное научное сотрудничество с участием российских учёных и организаций? Как будет организован приём и работа с иностранными студентами в российских вузах? Продолжится ли развитие сети филиалов российских университетов за рубежом? Об этом рассказал новый министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков.

На встрече с журналистами в МИА «Россия сегодня» министр назвал международное сотрудничество одним из приоритетов в работе ведомства.

По мнению чиновника, важность сотрудничества с ведущими научно-образовательными центрами мира нельзя недооценивать, учитывая, насколько амбициозные цели намечены. Это серьёзное улучшение места российских университетов в международных рейтингах, повышение их конкурентоспособности, почти двукратное увеличение иностранных студентов, обучающихся в российских вузах, к 2024 году и ряд других.

– Наука интернациональна, и научный обмен должен осуществляться. В последние годы в этом направлении делалось много – это и открытие филиалов российских вузов, и взаимодействие по линии ЮНЕСКО, и целая программа повышения конкурентоспособности российских вузов, – отметил Валерий Фальков.

В прошлом году Минобрнауки издало приказ, который вводил сложную процедуру бюрократического согласования всех контактов российских учёных с зарубежными. Научная общественность отреагировала бурно, общее собрание РАН в ноябре 2019 года призвало отменить этот приказ, так как свободный обмен научными идеями является необходимым условием развития науки.

Новый глава министерства был категоричен: российская наука должна развиваться на принципах открытости.

– Приказ отменён..., – заявил Фальков. – безусловно, мы заинтересованы, чтобы сотрудничество развивалось на принципах открытой науки. Россия и российские учёные участвуют во всех крупнейших [международных] научных проектах.

Министр добавил, что специальный порядок взаимодействия с иностранцами всё-таки сохранится в тех отраслях и в отношении тех проектов, которые важны для обеспечения национальной безопасности. «Это мировая практика», – подчеркнул он.

Отдельно Валерий Фальков остановился на взаимодействии с ближайшими соседями России – странами СНГ. «Важно, что нас с соседями связывает общая история и судьба. Мы понимаем, что система высшего образования, образование вообще достались нам по наследству от одной страны», – отметил он.

Кроме того, с большинством этих стран уже налажено тесное взаимодействие в сфере науки и образования. Большое число студентов из стран СНГ учится в российских вузах. Например, в России учится 7,5 тыс. студентов из Киргизии, более 2,5 тыс. – из Армении, И каждый год эти цифры увеличиваются.

Развивается сотрудничество и на уровне вузов. За довольно короткий срок в одном только Узбекистане было открыто четыре филиала российских вузов, всего их там уже девять, и в ближайшее время откроется ещё четыре.

Но не СНГ единым – развиваются контакты и со странами дальнего зарубежья. Особенно активное сотрудничество, по словам министра, в ближайшие годы ожидается с Китаем. В. Фальков напомнил, что 2020-21 годы объявлены Годами российско-китайского научно-технического и инновационного развития. «Это большой проект. У нас огромное количество соглашений – несколько сотен, и уже выстроены отношения, между китайскими и российскими вузами», – отметил глава Минобрнауки.

Вообще, к задаче существенно увеличить количество иностранных студентов в России в министерстве относятся серьёзно. Министр сообщил, что количество бюджетных мест для студентов-иностранцев в российских вузах будет увеличиваться. «Мы ожидаем, что каждый год количество бюджетных мест для иностранцев будет увеличиваться», – заявил он. При этом, признаёт чиновник, пока далеко не каждый вуз, особенно в регионах, предоставляет возможность иностранцам учиться в своих стенах. Соответственно, одна из главных задач министерства, завил его руководитель, – выравнивание уровня столичных и провинциальных вузов в отношении доступности для иностранных студентов.

Это довольно серьёзный и комплексный вопрос – речь идёт и о создании конкурентоспособных образовательных программ, и об улучшении условий проживания студентов, возможностях их адаптации к новым условиям, а также упрощении процедур приезда и пребывания иностранных студентов в России. Кстати, совсем недавно, 6 февраля, Госдума приняла законопроект, разрешающий иностранным студентам-очникам работать во время обучения. Для многих из них легальная возможность заработка стала бы очень хорошим подспорьем к совсем небольшой стипендии.

И ещё один способ привлекать больше студентов – наладить прямой контакт между «потребителями» – иностранными абитуриентами – и собственно вузами. Сейчас большинство иностранных студентов в некоторых странах, как, например, в Индии, вынуждены пользоваться услугами посредников – консалтинговых агентств, даже не подозревая, что поступить в российские университеты можно напрямую, и это обойдётся значительно дешевле. Чтобы сломать эту систему, уверен министр, нужно активнее продвигать наши вузы на международных образовательных ярмарках и фестивалях.

Впрочем, для выстраивания действительно конкурентоспособной системы высшего образования России нужно привлекать не только студентов, но и учёных, компетентных преподавателей международного уровня. В министерстве эту задачу со счетов не сбрасывают. «Наши университеты становятся более конкурентоспособными, появляются масштабные проекты, которые привлекают иностранных учёных, мотивируют их. Таких крупных интересных проектов становится всё больше – создаются математические центры, три центра геномных технологий, будут создаваться научно-технические центры по приоритетным направлениям стратегии научно-технического развития – их будет не меньше девяти», – рассказал министр.

Также по теме

Новые публикации

Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Судя по результатам голосования на сайте недавно созданной организации «Мы есть русские», с понятием «русский» в подавляющем большинстве случаев респонденты ассоциируют слова «справедливость» и «величие». Оно   красного цвета и связано с символом Родины-матери, наполнено наследием предков и верой в процветающее будущее народа.
Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Несмотря на международную ситуацию, катастрофического падения интереса к русскому языку в странах, которые сегодня мы называем недружественными в силу сложившихся политических обстоятельств, в том числе в Соединённых Штатах, не произошло.
В библиотеке Центра православной культуры, который действует при храме Всех Святых в Страсбурге (Франция), открылась выставка «Сказки Пушкина». Инициатива пришла «с низу» – от приходского актива. Экспонаты поступили из собственных фондов православной библиотеки храма и частных собраний прихожан.
Цветаева