EN
 / Главная / Публикации / Владимир Филиппов: Опыт РУДН сейчас актуален – мы делимся им с ведущими российскими университетами

Владимир Филиппов: Опыт РУДН сейчас актуален – мы делимся им с ведущими российскими университетами

Светлана Сметанина06.02.2020

60 лет назад в Советском Союзе появилось не совсем обычное высшее учебное заведение. В вузе, который получил название Университет дружбы народов, могли получать высшее образование студенты из стран Азии, Африки, Латинской Америки, Ближнего и Среднего Востока. На сегодняшний день 200 тысяч выпускников РУДН работают по всему миру. И все они с благодарностью вспоминают свою alma mater. Об истории уникального вуза «Русскому миру» рассказал ректор РУДН Владимир Филиппов.

– В основе РУДН – идеи интернациональности и многопрофильности, – говорит Владимир Филиппов. – С самых первых дней здесь можно было свободно обучаться и заниматься исследованиями вне политики и в условиях равенства. Университет всегда давал знания студентам из стран Азии, Африки, Латинской Америки, Ближнего и Среднего Востока. Уже на первом выпускном дипломы получили представители 47 стран. Сейчас у нас учатся граждане 158 государств, а 200 000 наших выпускников работают по всему миру. Это профессионалы и лидеры в медицине и политике, строительстве и экономике, агрономии и дипломатии... Они говорят по-русски, продвигают российские технологии, уважают нашу культуру. В начале февраля 2020 года, когда Университет дружбы народов будет праздновать 60-летие, в Москву приедут тысячи гостей – наших выпускников и друзей.

Ректор РУДН вместе со студентами закладывает первый камень общежития, март 2017 г. Фото: Пресс-служба РУДН

– В 90-е годы приезжающих к нам на учёбу иностранных студентов в целом стало заметно меньше. Коснулась ли РУДН эта проблема? И как тогда удалось преодолеть этот кризис?

– В 1993 году, когда я стал ректором, в РУДН всего было 6700 студентов – и российских, и иностранных. А сейчас у нас 33 000 обучающихся. Не могу назвать спад иностранных студентов у нас в университете в 90-е годы кризисным – в пределах нескольких десятков человек в целом по региону. Наиболее ощутимо – из Африки, а из арабских стран студентов стало даже больше. Это было непростое десятилетие, и главные задачи тогда стояли – обеспечить качественный учебный процесс и достойные условия труда для сотрудников. Однако именно этот период научил нас находить новые источники доходов. Именно в эти годы РУДН перешёл на новый уровень развития – университет предпринимательского типа.

– Сегодняшний состав студентов – как его можно оценить по сравнению с советским периодом? Есть ли качественные изменения? Какие страны являются лидерами по числу студентов?

– В советские годы в РУДН не было граждан из государств Западной Европы, Северной Америки. А сейчас количество студентов из Европы и из Латинской Америки одинаково. В топ-10 стран дальнего зарубежья по количеству студентов входят Китай, Иран, Вьетнам, Афганистан, Намибия, ЮАР, Сирия, Монголия, Нигерия, Эквадор. И география расширяется – за последний год к нам впервые приехали граждане Нигера, Нидерландов, Суринама, Тимор-Лешти и Хорватии. Однако для нас сейчас важно не столько количество иностранных студентов, сколько качество их подготовки при поступлении к нам, поэтому мы ищем таланты по всему миру. Мы первые, кто начал проводить олимпиады для иностранных школьников и бакалавров, – в них приняли участие уже 9000 человек из 29 стран. Мы открыли 30 профильных классов и 6 центров русского языка в 22 странах, чтобы абитуриенты там, на местах, могли готовиться к учёбе в РУДН.

В Научно-образовательном центре РУДН. Фото: Пресс-служба РУДН

– Сегодня перед российскими вузами поставлена масштабная задача – увеличить в два раза число иностранных граждан, обучающихся в России. Как РУДН решает эту задачу? На ваш взгляд, что сегодня является определяющим в выборе вуза для иностранного студента?

– Математика, физика, химия, медицина, инженерия – научные школы России известны во всём мире. Высокое качество российского высшего образования гарантировано государственным стандартом. При этом каждый год Россия выделяет 15000 квот для обучения иностранцев, а контракт в российских вузах стоит гораздо меньше, чем высшее образование в большинстве топовых университетов мира.

К 2024 году число иностранных студентов в России действительно должно увеличиться в два раза. Опыт РУДН сейчас актуален – мы делимся им с ведущими российскими университетами. Мы реализуем три направления в приоритетном проекте «Экспорт образования» нацпроекта «Образование». В прошлом году открыли пять ресурсных центров российского образования за рубежом, предложили алгоритмы и принципы проведения олимпиад и летних школ для иностранцев.

На вручении дипломов. Фото: Пресс-служба РУДН

– Какие специальности в университете пользуются особым спросом у иностранцев?

– По общему количеству иностранцев топ-10 программ РУДН выглядит так: «Лечебное дело», «Стоматология», «Международные отношения», «Экономика», «Юриспруденция», «Лингвистика», «Менеджмент», «Филология», «Строительство» и «Нефтегазовое дело». На этих направлениях учатся более 4,5 тысяч иностранцев.

– Какие условия создаются для иностранных учащихся в РУДН? Насколько успешно решается проблема их адаптации в Москве?

– Большинство проблем с адаптацией – это бытовые, бюрократические и психологические вопросы. В РУДН есть система наставничества, тьюторства, студенческих организаций, которые помогают сориентироваться в российской действительности, познакомиться с Москвой и университетом. Иностранных первокурсников в аэропорту встречают земляки, которые помогают заселиться в общежитие, оформить документы. У РУДН свой паспортный стол, свой клинико-диагностический центр, своё отделение банка, поэтому многие вопросы решаются на территории студгородка. Далее студенту помогают адаптироваться к учебной нагрузке, культурным различиям.

Африканские студенты. Фото: Пресс-служба РУДН

– В конце 2019 года в РУДН было объявлено о создании сети ресурсных центров российского образования в других странах. Расскажите, пожалуйста, об этом проекте и его целях.

– Ресурсные центры созданы в рамках приоритетного проекта «Экспорт образования». Первые такие центры появились в Болгарии, Кыргызстане, Монголии, Таджикистане и Турции. Это новый формат довузовской подготовки абитуриентов на базе русскоязычных школ за рубежом. Там будут проводиться дополнительные занятия по химии, физике, математике, биологии, русскому языку. Ведущие российские вузы объединяются в консорциум, чтобы разработать учебные программы в двух вариантах: базовый (на уровне госстандарта РФ) и продвинутый (олимпиадный уровень). Ресурсные центры помогут привлечь внимание иностранных абитуриентов к российскому высшему образованию и выявить одарённых школьников, чтобы пригласить их в университеты России. К 2024 году будет создано 50 подобных ресурсных центров.

– В разных странах мира созданы Ассоциации выпускников РУДН. Чем конкретно они занимаются и насколько успешно помогают в привлечении новых студентов?

– У РУДН сейчас 59 ассоциаций выпускников за рубежом. Через ассоциации университет находит партнёров в странах, заключает новые соглашения, реализует образовательные, научные и индустриальные проекты. РУДН также первый российский университет, который инициировал создание Бизнес-клуба выпускников, Международного клуба работодателей и Международного клуба дипломатов-выпускников и друзей РУДН. Они помогают организовать практики и стажировки для наших студентов, помогают им с трудоустройством.

Также по теме

Новые публикации

В Херсоне местное управление СБУ призвало городские власти отказаться от проведения музыкального фестиваля-конкурса «Бархатный сезон». Ситуацию прокомментировал организатор фестиваля Александр Кондряков  – руководитель украинской общественной организации «Русская школа» и президент Международного педагогического клуба.  
120 лет со дня рождения выдающегося лингвиста Сергея Ожегова исполнилось 22 сентября. Главным научным достижением Ожегова стал всем известный «Словаря русского языка», который только при жизни лингвиста выдержал шесть переизданий, и продолжал совершенствоваться и пополняться даже после смерти учёного.
В истории открытия Антарктиды, 200-летие которого отмечается в 2020 – 2021 годах, ещё остались неизвестные страницы. Например, мало кто знает о человеке, без которого и экспедиция, и само открытие ледового материка могли бы не состояться. Речь о морском министре Иване Ивановиче де Траверсе.
В Эстонии, по разным причинам, с каждым годом увеличивается количество русскоязычных детей, поступающих в школы с эстонским языком обучения. Родители всё чаще встают перед проблемой – как сохранить идентичность ребёнка, дать ему хороший русский язык, знания по родной литературе и культуре. На эти вопросы отвечает директор Таллинской школы русского языка Института Пушкина Инга Мангус.
На территории Русского центра им. Н. И. Бородиной в городе Мерано провинции Альто-Адидже (Италия) прошла премьера литературно-театрального спектакля «Калейдоскоп» по рассказам Михаила Зощенко. Зрителями стали наши соотечественники и итальянцы, изучающие русский язык.
275 лет назад, 16 сентября (по старому стилю – 5 сентября) 1745 года, родился выдающийся российский военачальник и дипломат Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов. О военном таланте Кутузова, его заслугах в войнах с турками и Наполеоном знают все. Обратимся к чуть менее известным, но весьма примечательным фактам из жизни нашего великого соотечественника.
Сентябрь подтвердил опасения и тревоги учащихся бывших русских школ и их родителей в Латвии. На головы наших соотечественников в новом учебном году одновременно свалилось сразу три беды – компетентностная реформа, серьёзные языковые ограничения и перемены, связанные с эпидемиологической ситуацией.