RUS
EN
 / Главная / Публикации / Владимир Филиппов: Опыт РУДН сейчас актуален – мы делимся им с ведущими российскими университетами

Владимир Филиппов: Опыт РУДН сейчас актуален – мы делимся им с ведущими российскими университетами

Светлана Сметанина06.02.2020

60 лет назад в Советском Союзе появилось не совсем обычное высшее учебное заведение. В вузе, который получил название Университет дружбы народов, могли получать высшее образование студенты из стран Азии, Африки, Латинской Америки, Ближнего и Среднего Востока. На сегодняшний день 200 тысяч выпускников РУДН работают по всему миру. И все они с благодарностью вспоминают свою alma mater. Об истории уникального вуза «Русскому миру» рассказал ректор РУДН Владимир Филиппов.

– В основе РУДН – идеи интернациональности и многопрофильности, – говорит Владимир Филиппов. – С самых первых дней здесь можно было свободно обучаться и заниматься исследованиями вне политики и в условиях равенства. Университет всегда давал знания студентам из стран Азии, Африки, Латинской Америки, Ближнего и Среднего Востока. Уже на первом выпускном дипломы получили представители 47 стран. Сейчас у нас учатся граждане 158 государств, а 200 000 наших выпускников работают по всему миру. Это профессионалы и лидеры в медицине и политике, строительстве и экономике, агрономии и дипломатии... Они говорят по-русски, продвигают российские технологии, уважают нашу культуру. В начале февраля 2020 года, когда Университет дружбы народов будет праздновать 60-летие, в Москву приедут тысячи гостей – наших выпускников и друзей.

Ректор РУДН вместе со студентами закладывает первый камень общежития, март 2017 г. Фото: Пресс-служба РУДН

– В 90-е годы приезжающих к нам на учёбу иностранных студентов в целом стало заметно меньше. Коснулась ли РУДН эта проблема? И как тогда удалось преодолеть этот кризис?

– В 1993 году, когда я стал ректором, в РУДН всего было 6700 студентов – и российских, и иностранных. А сейчас у нас 33 000 обучающихся. Не могу назвать спад иностранных студентов у нас в университете в 90-е годы кризисным – в пределах нескольких десятков человек в целом по региону. Наиболее ощутимо – из Африки, а из арабских стран студентов стало даже больше. Это было непростое десятилетие, и главные задачи тогда стояли – обеспечить качественный учебный процесс и достойные условия труда для сотрудников. Однако именно этот период научил нас находить новые источники доходов. Именно в эти годы РУДН перешёл на новый уровень развития – университет предпринимательского типа.

– Сегодняшний состав студентов – как его можно оценить по сравнению с советским периодом? Есть ли качественные изменения? Какие страны являются лидерами по числу студентов?

– В советские годы в РУДН не было граждан из государств Западной Европы, Северной Америки. А сейчас количество студентов из Европы и из Латинской Америки одинаково. В топ-10 стран дальнего зарубежья по количеству студентов входят Китай, Иран, Вьетнам, Афганистан, Намибия, ЮАР, Сирия, Монголия, Нигерия, Эквадор. И география расширяется – за последний год к нам впервые приехали граждане Нигера, Нидерландов, Суринама, Тимор-Лешти и Хорватии. Однако для нас сейчас важно не столько количество иностранных студентов, сколько качество их подготовки при поступлении к нам, поэтому мы ищем таланты по всему миру. Мы первые, кто начал проводить олимпиады для иностранных школьников и бакалавров, – в них приняли участие уже 9000 человек из 29 стран. Мы открыли 30 профильных классов и 6 центров русского языка в 22 странах, чтобы абитуриенты там, на местах, могли готовиться к учёбе в РУДН.

В Научно-образовательном центре РУДН. Фото: Пресс-служба РУДН

– Сегодня перед российскими вузами поставлена масштабная задача – увеличить в два раза число иностранных граждан, обучающихся в России. Как РУДН решает эту задачу? На ваш взгляд, что сегодня является определяющим в выборе вуза для иностранного студента?

– Математика, физика, химия, медицина, инженерия – научные школы России известны во всём мире. Высокое качество российского высшего образования гарантировано государственным стандартом. При этом каждый год Россия выделяет 15000 квот для обучения иностранцев, а контракт в российских вузах стоит гораздо меньше, чем высшее образование в большинстве топовых университетов мира.

К 2024 году число иностранных студентов в России действительно должно увеличиться в два раза. Опыт РУДН сейчас актуален – мы делимся им с ведущими российскими университетами. Мы реализуем три направления в приоритетном проекте «Экспорт образования» нацпроекта «Образование». В прошлом году открыли пять ресурсных центров российского образования за рубежом, предложили алгоритмы и принципы проведения олимпиад и летних школ для иностранцев.

На вручении дипломов. Фото: Пресс-служба РУДН

– Какие специальности в университете пользуются особым спросом у иностранцев?

– По общему количеству иностранцев топ-10 программ РУДН выглядит так: «Лечебное дело», «Стоматология», «Международные отношения», «Экономика», «Юриспруденция», «Лингвистика», «Менеджмент», «Филология», «Строительство» и «Нефтегазовое дело». На этих направлениях учатся более 4,5 тысяч иностранцев.

– Какие условия создаются для иностранных учащихся в РУДН? Насколько успешно решается проблема их адаптации в Москве?

– Большинство проблем с адаптацией – это бытовые, бюрократические и психологические вопросы. В РУДН есть система наставничества, тьюторства, студенческих организаций, которые помогают сориентироваться в российской действительности, познакомиться с Москвой и университетом. Иностранных первокурсников в аэропорту встречают земляки, которые помогают заселиться в общежитие, оформить документы. У РУДН свой паспортный стол, свой клинико-диагностический центр, своё отделение банка, поэтому многие вопросы решаются на территории студгородка. Далее студенту помогают адаптироваться к учебной нагрузке, культурным различиям.

Африканские студенты. Фото: Пресс-служба РУДН

– В конце 2019 года в РУДН было объявлено о создании сети ресурсных центров российского образования в других странах. Расскажите, пожалуйста, об этом проекте и его целях.

– Ресурсные центры созданы в рамках приоритетного проекта «Экспорт образования». Первые такие центры появились в Болгарии, Кыргызстане, Монголии, Таджикистане и Турции. Это новый формат довузовской подготовки абитуриентов на базе русскоязычных школ за рубежом. Там будут проводиться дополнительные занятия по химии, физике, математике, биологии, русскому языку. Ведущие российские вузы объединяются в консорциум, чтобы разработать учебные программы в двух вариантах: базовый (на уровне госстандарта РФ) и продвинутый (олимпиадный уровень). Ресурсные центры помогут привлечь внимание иностранных абитуриентов к российскому высшему образованию и выявить одарённых школьников, чтобы пригласить их в университеты России. К 2024 году будет создано 50 подобных ресурсных центров.

– В разных странах мира созданы Ассоциации выпускников РУДН. Чем конкретно они занимаются и насколько успешно помогают в привлечении новых студентов?

– У РУДН сейчас 59 ассоциаций выпускников за рубежом. Через ассоциации университет находит партнёров в странах, заключает новые соглашения, реализует образовательные, научные и индустриальные проекты. РУДН также первый российский университет, который инициировал создание Бизнес-клуба выпускников, Международного клуба работодателей и Международного клуба дипломатов-выпускников и друзей РУДН. Они помогают организовать практики и стажировки для наших студентов, помогают им с трудоустройством.

Также по теме

Новые публикации

«Русский мир» уже писал о том, как русскоязычные жители Сиэтла включились в борьбу с коронавирусом. Теперь расскажем, как русские в Нью-Йорке помогают соотечественникам в связи с осложняющейся эпидемиологической обстановкой. Об этом мы поговорили с Игорем Кочаном, руководителем общества «Русская молодёжь Америки».
Пензенское областное отделение Русского географического общества  продолжает подготовку к реализации нового проекта «Современный этномир. Новые горизонты», в ходе которого изучается положение русских, живущих в Средней Азии. Из-за пандемии коронавируса старт проекта перенесён на более поздний срок. Однако члены экспедиции поддерживают контакты с русскими, живущими в регионе.
«Если Россия открыла двери для наших абитуриентов и даёт им возможность получить достойное образование, то почему бы нам – диаспорам и общинам – не помочь и не встать рядом, чтобы быть полезными», – так считает глава таджикской диаспоры «Памир», представитель Федерации мигрантов России в Республике Северная Осетия Арсен Худододов. Сегодня по его инициативе реализуется важный проект «Русские книги – детям Таджикистана».
«Колокольчики мои, цветики степные», – от этих строк Алексея Толстого русское сердце охватывает светлая грусть. А китайский читатель удивится – зачем сочинять стихи о сорняках? Чтобы уяснить подобные различия, мало разговорного и толкового словарей. В Российском государственном педагогическом университете имени Герцена выпускают серию словарей для китайских студентов-филологов «Вербальные коды русской культуры в лексике языка».
Члены русскоязычного сообщества в Сиэтле (США) участвуют в борьбе с коронавирусом, включившись в работу по пошиву медицинских масок для городских больниц. Об этой инициативе наших соотечественников мы поговорили с членом правления Русского культурного центра в Сиэтле и владелицей швейного бизнеса Людмилой Соколовой.
Эти книги мы читали в советском детстве, но сейчас их уже не переиздают. Вспомнить любимые истории хочется сегодня, 2 апреля, в Международный день детской книги. Этот праздник отмечают в мире уже больше полувека.
1 апреля мы отмечаем годовщину Николая Васильевича Гоголя. Яркое образное мышление находило воплощение не только в гоголевских текстах. Писатель проявлял интерес к разным сферам жизни и смело пробовал себя в роли то зодчего, то кулинара, то дизайнера. Причём не без успеха.
«Все мы вышли из бондаревских "Батальонов…"», – сказал когда-то Василь Быков от имени всех писателей-фронтовиков. 29 марта в Москве скончался Юрий Василий Бондарев. За две недели до этого, 15 марта, ему исполнилось 96 лет.