EN
 / Главная / Публикации / Владимир Филиппов: Опыт РУДН сейчас актуален – мы делимся им с ведущими российскими университетами

Владимир Филиппов: Опыт РУДН сейчас актуален – мы делимся им с ведущими российскими университетами

Светлана Сметанина06.02.2020

60 лет назад в Советском Союзе появилось не совсем обычное высшее учебное заведение. В вузе, который получил название Университет дружбы народов, могли получать высшее образование студенты из стран Азии, Африки, Латинской Америки, Ближнего и Среднего Востока. На сегодняшний день 200 тысяч выпускников РУДН работают по всему миру. И все они с благодарностью вспоминают свою alma mater. Об истории уникального вуза «Русскому миру» рассказал ректор РУДН Владимир Филиппов.

– В основе РУДН – идеи интернациональности и многопрофильности, – говорит Владимир Филиппов. – С самых первых дней здесь можно было свободно обучаться и заниматься исследованиями вне политики и в условиях равенства. Университет всегда давал знания студентам из стран Азии, Африки, Латинской Америки, Ближнего и Среднего Востока. Уже на первом выпускном дипломы получили представители 47 стран. Сейчас у нас учатся граждане 158 государств, а 200 000 наших выпускников работают по всему миру. Это профессионалы и лидеры в медицине и политике, строительстве и экономике, агрономии и дипломатии... Они говорят по-русски, продвигают российские технологии, уважают нашу культуру. В начале февраля 2020 года, когда Университет дружбы народов будет праздновать 60-летие, в Москву приедут тысячи гостей – наших выпускников и друзей.

Ректор РУДН вместе со студентами закладывает первый камень общежития, март 2017 г. Фото: Пресс-служба РУДН

– В 90-е годы приезжающих к нам на учёбу иностранных студентов в целом стало заметно меньше. Коснулась ли РУДН эта проблема? И как тогда удалось преодолеть этот кризис?

– В 1993 году, когда я стал ректором, в РУДН всего было 6700 студентов – и российских, и иностранных. А сейчас у нас 33 000 обучающихся. Не могу назвать спад иностранных студентов у нас в университете в 90-е годы кризисным – в пределах нескольких десятков человек в целом по региону. Наиболее ощутимо – из Африки, а из арабских стран студентов стало даже больше. Это было непростое десятилетие, и главные задачи тогда стояли – обеспечить качественный учебный процесс и достойные условия труда для сотрудников. Однако именно этот период научил нас находить новые источники доходов. Именно в эти годы РУДН перешёл на новый уровень развития – университет предпринимательского типа.

– Сегодняшний состав студентов – как его можно оценить по сравнению с советским периодом? Есть ли качественные изменения? Какие страны являются лидерами по числу студентов?

– В советские годы в РУДН не было граждан из государств Западной Европы, Северной Америки. А сейчас количество студентов из Европы и из Латинской Америки одинаково. В топ-10 стран дальнего зарубежья по количеству студентов входят Китай, Иран, Вьетнам, Афганистан, Намибия, ЮАР, Сирия, Монголия, Нигерия, Эквадор. И география расширяется – за последний год к нам впервые приехали граждане Нигера, Нидерландов, Суринама, Тимор-Лешти и Хорватии. Однако для нас сейчас важно не столько количество иностранных студентов, сколько качество их подготовки при поступлении к нам, поэтому мы ищем таланты по всему миру. Мы первые, кто начал проводить олимпиады для иностранных школьников и бакалавров, – в них приняли участие уже 9000 человек из 29 стран. Мы открыли 30 профильных классов и 6 центров русского языка в 22 странах, чтобы абитуриенты там, на местах, могли готовиться к учёбе в РУДН.

В Научно-образовательном центре РУДН. Фото: Пресс-служба РУДН

– Сегодня перед российскими вузами поставлена масштабная задача – увеличить в два раза число иностранных граждан, обучающихся в России. Как РУДН решает эту задачу? На ваш взгляд, что сегодня является определяющим в выборе вуза для иностранного студента?

– Математика, физика, химия, медицина, инженерия – научные школы России известны во всём мире. Высокое качество российского высшего образования гарантировано государственным стандартом. При этом каждый год Россия выделяет 15000 квот для обучения иностранцев, а контракт в российских вузах стоит гораздо меньше, чем высшее образование в большинстве топовых университетов мира.

К 2024 году число иностранных студентов в России действительно должно увеличиться в два раза. Опыт РУДН сейчас актуален – мы делимся им с ведущими российскими университетами. Мы реализуем три направления в приоритетном проекте «Экспорт образования» нацпроекта «Образование». В прошлом году открыли пять ресурсных центров российского образования за рубежом, предложили алгоритмы и принципы проведения олимпиад и летних школ для иностранцев.

На вручении дипломов. Фото: Пресс-служба РУДН

– Какие специальности в университете пользуются особым спросом у иностранцев?

– По общему количеству иностранцев топ-10 программ РУДН выглядит так: «Лечебное дело», «Стоматология», «Международные отношения», «Экономика», «Юриспруденция», «Лингвистика», «Менеджмент», «Филология», «Строительство» и «Нефтегазовое дело». На этих направлениях учатся более 4,5 тысяч иностранцев.

– Какие условия создаются для иностранных учащихся в РУДН? Насколько успешно решается проблема их адаптации в Москве?

– Большинство проблем с адаптацией – это бытовые, бюрократические и психологические вопросы. В РУДН есть система наставничества, тьюторства, студенческих организаций, которые помогают сориентироваться в российской действительности, познакомиться с Москвой и университетом. Иностранных первокурсников в аэропорту встречают земляки, которые помогают заселиться в общежитие, оформить документы. У РУДН свой паспортный стол, свой клинико-диагностический центр, своё отделение банка, поэтому многие вопросы решаются на территории студгородка. Далее студенту помогают адаптироваться к учебной нагрузке, культурным различиям.

Африканские студенты. Фото: Пресс-служба РУДН

– В конце 2019 года в РУДН было объявлено о создании сети ресурсных центров российского образования в других странах. Расскажите, пожалуйста, об этом проекте и его целях.

– Ресурсные центры созданы в рамках приоритетного проекта «Экспорт образования». Первые такие центры появились в Болгарии, Кыргызстане, Монголии, Таджикистане и Турции. Это новый формат довузовской подготовки абитуриентов на базе русскоязычных школ за рубежом. Там будут проводиться дополнительные занятия по химии, физике, математике, биологии, русскому языку. Ведущие российские вузы объединяются в консорциум, чтобы разработать учебные программы в двух вариантах: базовый (на уровне госстандарта РФ) и продвинутый (олимпиадный уровень). Ресурсные центры помогут привлечь внимание иностранных абитуриентов к российскому высшему образованию и выявить одарённых школьников, чтобы пригласить их в университеты России. К 2024 году будет создано 50 подобных ресурсных центров.

– В разных странах мира созданы Ассоциации выпускников РУДН. Чем конкретно они занимаются и насколько успешно помогают в привлечении новых студентов?

– У РУДН сейчас 59 ассоциаций выпускников за рубежом. Через ассоциации университет находит партнёров в странах, заключает новые соглашения, реализует образовательные, научные и индустриальные проекты. РУДН также первый российский университет, который инициировал создание Бизнес-клуба выпускников, Международного клуба работодателей и Международного клуба дипломатов-выпускников и друзей РУДН. Они помогают организовать практики и стажировки для наших студентов, помогают им с трудоустройством.

Также по теме

Новые публикации

В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Судя по результатам голосования на сайте недавно созданной организации «Мы есть русские», с понятием «русский» в подавляющем большинстве случаев респонденты ассоциируют слова «справедливость» и «величие». Оно   красного цвета и связано с символом Родины-матери, наполнено наследием предков и верой в процветающее будущее народа.
Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Несмотря на международную ситуацию, катастрофического падения интереса к русскому языку в странах, которые сегодня мы называем недружественными в силу сложившихся политических обстоятельств, в том числе в Соединённых Штатах, не произошло.
Цветаева