EN
 / Главная / Публикации / Под российским триколором. Исторический корабль «Штандарт» отмечает 20-летие

Под российским триколором. Исторический корабль «Штандарт» отмечает 20-летие

Сергей Виноградов19.09.2019

Историческое судно «Штандарт», построенное по чертежам 300-летней давности, отметило 20-летие. Копия первого военного фрегата, построенного Петром I в 1703 году на Балтике, была торжественно спущена на воду в сентябре 1999 года на Орловской набережной Санкт-Петербурга при стечении более чем 40 тысяч человек. За 20 лет «Штандарт» прошёл 167 тысяч морских миль, посетил 127 портов в 17 странах, снялся в десятке фильмов и наряжался в алые паруса для знаменитого петербургского фестиваля выпускников.

«Русский мир» побеседовал с капитаном корабля и автором проекта Владимиром Мартусем об итогах 20-летнего плавания, морских волках и юнгах (за эти годы в команду судна входили более восьми тысяч человек из 27 стран), интересу к истории русского флота в иностранных портах и встречах с российскими соотечественниками, которые считают «Штандарт» кусочком родины.

Живое дерево в мире пластика

– Владимир, где вы сейчас находитесь?

– Стоим в Великобритании, в Саутгемптоне. Тут проходит выставка катеров, яхт и различного оборудования. Всё белое, красивое, дорогое. Организаторы пригласили нас для привлечения публики – взрослых и детей. И у нас каждый день очереди на трап, все хотят посмотреть, изумляются – неужели такое ещё бывает? Этот контраст бездушного пластика и живого дерева бросается в глаза. Рассказываем про корабль, показываем – всё, как и везде. Интерес большой, что не может не радовать.

Владимир Мартусь

– Как отметили 20-летие спуска «Штандарта» на воду?

– К сожалению, мы в день юбилея даже толком остановиться не могли, вышли из Стокгольма, торопились в Саутгемптон – было всего 10 дней, чтобы пройти почти полтора тысячи миль. На берегу ребята хорошо отметили – те, кто участвовали в постройке корабля и кто имеет к нему прямое отношение. А мы были на ходу, остановились на полчаса и побежали дальше. Тортик в честь 20-летия у нас был припасён. Рюмочку не поднимали – на судне алкоголь строжайше запрещён. Многие моряки и яхтсмены старой школы, которые бывают у нас в гостях, удивляются этому правилу, но оно на «Штандарте» соблюдается с самых первых дней.

Создание "Штандарта"

– Вам вообще удаётся останавливаться больше, чем на полчаса?

– Удаётся, но нечасто. Помните, как у героя в фильме «Пираты Карибского моря» – десять лет в море, один день на берегу. У нас примерно так же. Фактически живу на борту корабля, это мой дом. За 20 лет мы побывали во всех странах Европы и по километражу около восьми раз обошли вокруг земного шара. Ходим по Европе, в том числе на парусах, через Атлантику не ходили. Максимум, куда добирались – на Канарские острова.

«О, пиратский корабль!»

– Судя по тому, что пишут о вашем корабле, «Штандарт» выступает в роли живого музея с экскурсиями, обучает практикантов и волонтёров и участвует в регатах. Ничего не упустил?

– Да, из этого складывается наша повседневная деятельность. Все это сферы очень важны для нас. Но всё же особо отмечу экскурсии для посетителей, которые проходят в портах, и обучение практикантов. К «Штандарту» почти повсюду большое внимание, потому что кораблей такого рода в Европе очень мало. Особенно тех, которые на ходу. Их буквально по пальцам можно пересчитать – шведский «Гётеборг», французская «Гермиона» и «Штандарт». Есть в Испании корабли, которые называют репликами исторических судов, но на самом деле это «пластик-фантастик». Интерес к историческим судам в Европе большой. Для нас экскурсанты на борту – это шанс показать не только историю России, но и простых русских людей, которые пришли в иностранный порт с хорошими намерениями и положительными эмоциями. Наши 20 лет плаваний – это история про сближение людей из разных стран.

– Петра I в Европе не забыли?

– В Англии и Голландии Петра I знают очень хорошо. И это неудивительно, он бывал в этих странах. В особенности в Голландии интересуются Петром I и относятся к России с большой симпатией именно благодаря сотрудничеству в петровские времена. Голландцы вспоминают демократичность Петра, который сам работал руками, а это в стране очень ценят. В Норвегии и Дании к нам уважительно относятся, потому что капитан петровского «Штандарта» был братом их очень известного адмирала, сравнимого по значимости с нашим Ушаковым. В этих странах нас знают и часто приглашают на фестивали и исторические реконструкции.

В других государствах с Петром Великим знакомы меньше. Нередко приходится слышать возглас при взгляде на «Штандарт» – «о, пиратский корабль!». Иногда начинаем сразу объяснять, откуда корабль и почему так выглядит, а иногда проще сказать – «да, это пиратский корабль, заходите, пообщаемся» – и уже на борту открыть истину.

– Почти в каждом порту вы встречаетесь с российскими соотечественниками, устраиваете экскурсии и исторические игры для детей. Насколько эта деятельность важна для вас?

– Отвечу просто: мне приятно, когда русским людям приятно. Иногда становится больно, что столько россиян уехали и живут за пределами родины. Но когда видишь, как приятно людям увидеть частичку родины, испытываешь сильные эмоции. Стараемся, чтобы соотечественники знали о нашем приходе, сообщаем загодя, приглашаем на борт.

История живая, корабль настоящий

– Когда водите экскурсии по судну, что пытаетесь донести до слушателей в первую очередь?

– Рассказываю историю создания петровского «Штандарта» и делаю акцент на том, что Пётр I создавал Санкт-Петербург и флот не для того, чтобы воевать, а для того, чтобы торговать. Также стараюсь показать, что история – живая, а корабль – настоящий. Настолько, что любой желающий может стать участником морского похода. В какой-то степени мы избрали для себя петровскую миссию – собираем молодых людей из России и других стран, чтобы они общались, обменивались опытом, и Россия приобщалась к Европе.

– Что больше всего удивляет посетителей в разных странах?

– Например, то, что на судне всё деревянное. И то, что наши матросы спят в гамаках. А они, действительно, в них спят. На самом деле, это очень удобно, когда море штормит и корабль качает. Удивляются «настоящести» всего, что видят.

– Членом экипажа может стать любой человек?

– Специальной подготовки не нужно, главное, чтобы здоровье позволяло. Практиканты выплачивают определённую сумму, компенсируя наши расходы на морские переходы. Если человек приехал 2 – 3 раза и проявил себя хорошо, как толковый матрос, он может перейти в статус волонтёра и путешествовать с нами бесплатно. Они помогают нам управлять кораблём и организовывать практикантов. На нашем борту всегда международная многоязыкая команда, и английский язык звучит наравне с русским. Сейчас у нас английский боцман, волонтёры из Франции и Германии. Кстати, некоторые, оказавшись на российском судне, ощущают желание выучить русский язык и преуспевают в этом.

– Я читал отзывы ваших посетителей в Швеции, они сравнивают «Штандарт» со знаменитым шведским кораблём «Ваза», который выставлен в Стокгольме для музейного посещения. Как полагаете, сравнение оправдано?

– Надеюсь, сравнение не касается судьбы «Вазы» и «Штандарта» («Ваза» затонул при выходе из Стокгольмской гавани – авт.). Шведский корабль постарше нашего – он построен в 1628 году, а наш – в 1703-м. Приблизительно одна и та же эпоха. Некоторая схожесть есть, для обывателей разница в 85 лет несущественна.

Штандарт 12.JPG

– Что вы поняли о петровском флоте за 20 лет управления «Штандартом»?

– Это очень долгий профессиональный разговор, наблюдений очень много. Если говорить по-простому, думаю, мне удалось по-настоящему вжиться в состояние человека петровского времени, который управляет кораблём, который тогда был лишён мотора и навигации. Когда погода позволяет, подход к причалу и отход от него мы делаем парусами, без использования техники. Вместе с тем, спутниковую навигацию всегда задействуем, хотя секстантом владеем – там слишком большая погрешность. Я понимаю, что опыт, который мы набрали за 20 лет эксплуатации исторического деревянного судна, уникален и вряд ли у кого-то есть.

– Книгу нет желания написать?

– Ещё до спуска корабля мы с историком Виктором Крайнюковым выпустили книгу «Фрегат «Штандарт» об истории судна. Хочется издать красивые рассказы о том, как корабль ходит. Мне кажется, это нужно сделать. Планы такие есть, но работа пока не запущена.

Большому кораблю – большой экран

– «Штандарт» снимался в большем количестве фильмов, чем многие успешные актёры. Расскажите о наиболее крупных проектах.

– Фильмов, действительно, было немало. Кинематографистов привлекает то, что корабль на ходу, и здесь ничего не нужно менять – камера может работать на 360 градусов. Голландцы снимали на судне фильмы про Виллема Баренца и адмирала Рюйтера, которые шли на больших экранах. Англичане снимали про Петра I и династию Романовых, а также про Питера Пэна. Норвежцы сняли на нашем корабле несколько фильмов о пиратах. Кинематографисты из Германии делали фильм о немце, который ходил вместе с Джеймсом Куком. Испанцы снимали исторический фильм о путешествии парусника с вакциной против чумы на тот берег Атлантики. Даже «Улицу Сезам» снимали на нашем борту.

– Моряки со встречных судов, торговых, пассажирских или военных, как реагируют на «Штандарт»?

– Моряки – люди, которые видели всё, и удивить их непросто. Русские моряки почти всегда нас приветствуют, говорят по радио, что им приятно нас встретить. Русских моряков на флотах много, поэтому не реже, чем раз в неделю, кто-нибудь радостно вызывает нас по рации – говорим об общих знакомых и о прежних встречах. Это приятно.

– Какое современное оборудование вы используете во время плавания?

– У нас полный комплект современной аппаратуры почти с самого спуска – навигационный компьютер, радар, радиоаппаратуры, мощные двигатели и генераторы. Но мы всё спрятали так, что посетители всего этого не видят.

– Много было ремонтов за 20 лет?

– Каждый год делаем профилактический ремонт, проверяем, всё ли в порядке, – днище, винты. А два года назад мы сделали капитальный ремонт, заменили порядка 40 % конструкций корабля. Всё, что подгнило и не внушало доверие, поменяли – доски обшивки, палубу, корму сменили полностью. Ремонт занял 5 месяцев, мы проделали очень большую работу – трудились по 12 часов почти без выходных.

– «Штандарт» ходит под Андреевским флагом?

– Андреевский флаг – флаг военно-морского флота. Если мы его поднимем, то, как военное судно, должны будем согласовывать заход в любую страну по дипломатическим каналам за полгода. Андреевский флаг мы поднимаем церемониально, по праздникам. Ходим под российским триколором.

Снимки предоставлены Владимиром Мартусем

Также по теме

Новые публикации

Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Несмотря на международную ситуацию, катастрофического падения интереса к русскому языку в странах, которые сегодня мы называем недружественными в силу сложившихся политических обстоятельств, в том числе в Соединённых Штатах, не произошло.
В библиотеке Центра православной культуры, который действует при храме Всех Святых в Страсбурге (Франция), открылась выставка «Сказки Пушкина». Инициатива пришла «с низу» – от приходского актива. Экспонаты поступили из собственных фондов православной библиотеки храма и частных собраний прихожан.
120 лет назад родился выдающийся учёный, переводчик, поэт, антифашист Илья Николаевич Голенищев-Кутузов. После Гражданской войны он ребёнком оказался в Югославии, но в зрелом возрасте мечтал вернуться в Россию. И в 1955 году его мечта, наконец, осуществилась. В Москве открылась выставка, посвящённая удивительной судьбе нашего соотечественника.
С 15 по 19 апреля в Тунисе при поддержке фонда «Русский мир» проходит Международный форум для преподавателей русского языка стран Северной Африки и Ближнего Востока TERRA RUSISTICA. Директор МАПРЯЛ Александр Коротышев рассказал, какие главные вопрос будут обсуждаться на форуме.
В День космонавтики в 31 стране мира проходит Гагаринский урок «Космос – это мы», участниками которого уже стали более 13 000 школьников. Проведение тематических уроков продолжится на следующей неделе: ещё более 6000 школьников из 7 стран присоединятся к своим сверстникам в стремлении узнать больше о покорении космоса.
Цветаева