Александр III возвращается в Феодосию?
Дмитрий Климов27.08.2019
Разумеется, речь идет о памятнике российскому императору Александру III. В Феодосии в 1896 г. был установлен самый первый мемориал – всего через два года после кончины императора. Бронзовая фигура была создана академиком петербургской Академии художеств скульптором Р. Р. Бахом. Средства на установку собирались специально учреждённым комитетом, работой которого руководил всемирно известный российский художник-маринист и уроженец Феодосии И. К. Айвазовский.
Признательность феодосийцев почившему монарху неслучайна. Именно в его царствование в 1892 г. к городу была проведена железная дорога. Как известно, сам этот факт на много лет вперёд предопределял развитие города и благосостояние его жителей. Конкуренция же за право стать обладателем железнодорожного вокзала в Российской империи была поистине высокая. Так, конкурентами Феодосии выступали Севастополь и Одесса. По воле императора в городе появился и торговый порт.
Памятник из гранита, чёрного лабрадорита и бронзы стал достопримечательностью Феодосии. «Лицом он обращён к Феодосии, столь облагодетельствованной царем-миротворцем. В левой опущенной руке – военная фуражка, а правая заложена за борт сюртука. На лицевой стороне пьедестала надпись: “Императору Александру III благодарная Феодосия”», – так описывали газеты тех лет памятник, открытие которого прошло с большой помпой. Весь город по столь торжественному поводу был украшен флагами, выстроен почётный караул, и в бухту Феодосии вошли два военных корабля, салютовавших из всех своих орудий.
Памятник явно превзошёл установленный значительно позже – в 1909 г. – санкт-петербургский монумент, который столь расстроил своим, мягко говоря, непритязательным видом сына Александра III, вступившего на престол императора Николая II. Именно про этот памятник слагались не очень уважительные четверостишья про «комод» и «бегемота». Такие ассоциации вызывала массивная конная статуя. Феодосийский монумент был прямой его противоположностью с точки зрения своей выразительности и художественной лаконичности.
Личность Александра III незаслуженно была забыта исследователями. Но именно в его царствование страна переживала необычайный промышленный подъём, вела успешную и эффективную внешнюю политику, осваивая рубежи Центральной Азии и активно противодействуя распространению влияния своего основного геополитического противника – Великобритании. Царствующий император впервые со времён Петра I позволил себе носить усы и бороду, демонстрируя приверженность к патриархальной России и одновременно отвергая преклонение перед Западом, что «заклятым друзьям» нашей страны явно не импонировало.
Им были внесены и необходимые коррективы в реформы своего отца Александра II, не всегда удачно воплощавшиеся на практике. Позже без каких-либо нюансов всё это будет рассматриваться исключительно лишь в духе проявления «консерватизма» и «реакции».
Пришедшие к власти в 1917 г. большевики не очень жаловали российских монархов. Но здесь случай особый. Ведь при нём суд вынес смертельный приговор родному брату основателя советского государства В. И. Ленина Александру Ульянову, принявшему участие в заговоре с целью убийства Александра III.
Ещё даже до Октябрьской революции в июне 1917 г. возбуждённая толпа на фоне хаоса в стране, связанного со свержением монархии и попытками определить новую форму правления, свергает с пьедестала монумент царю, просто обмотав его веревками. С памятниками всегда воевать проще…
До 1922 г. площадь пустовала. Затем появился памятник марксизму, взорванный в ноябре 1941 г. немецко-фашистскими оккупантами в ходе Великой Отечественной войны. После победы на этом месте установили монумент И. В. Сталину, затем заменив его на более величественный. Но и он не простоял долго. В 1961 г. на волне борьбы с культом личности монумент снесли. И вновь площадь оставалась пустой.
Однако в декабре 1980 г. появился памятник матросу-большевику И. А. Назукину, ставшему прообразом одного из главных героев пьесы К. А. Тренёва «Любовь Яровая» комиссара Кошкина. Возглавлявший большевистское подполье в Феодосии во время Гражданской войны Назукин был схвачен белогвардейской контрразведкой и расстрелян в 1920 г.
Сейчас инициативная группа, включающая в себя представителей местной общественности и международной благотворительной общественной организации «Центр социальной поддержки соотечественников», предлагает вернуть монумент Александру III на его прежнее место. Администрация Феодосии, Государственный комитет по охране культурного наследия Республики Крым поддерживают подобное предложение.
При этом и память верного своим идеалам большевика и наркома просвещения Крыма И. А. Назукина также предлагается увековечить, перенеся его монумент в Комсомольский сквер Феодосии. Так, по крайней мере, следует из официальной переписки.
Министерство культуры РФ против такого подхода возражений не высказывает, но обоснованно просит подготовить целый ряд документов, предусмотренный в таком случае законом.
В целом Феодосию, город, ведущий свое летоисчисление с VI века до н. э., предлагается разделить на три тематические исторические зоны: Генуэзский период, период Российской империи, советский период. В каждой из них предполагается разместить памятники, запечатлевшие то или иное столетие.
Пока вопрос о восстановлении памятника Александру III остаётся открытым.
Вместе с тем свою историю необходимо чтить, несмотря на все идеологические перипетии и не в угоду сиюминутной конъюнктуре. Каждая эпоха имеет право на свое увековечивание.