«Устный русский»: известные ораторы дают советы российским выпускникам
Виталий Аньков30.01.2019
13 февраля в российских школах впервые пройдёт итоговое собеседование по русскому языку. Напомним, что это не устная часть действующего основного государственного экзамена (ОГЭ), а отдельная процедура ‒ допуск к ОГЭ. Более одного миллиона выпускников девятых классов должны будут выполнить четыре задания: чтение вслух, пересказ, монологическое высказывание и участие в диалоге с экзаменатором-собеседником.
Результатом итогового собеседования может быть «зачёт» или «незачёт». Что сделать для того, чтобы «незачётов» было как можно меньше, рассказывают известные ораторы, которые дали выпускникам свои рекомендации.
«Люди чаще всего болтают, а не говорят»
Апробационные исследования, в которых приняли участие более 800 тысяч школьников, показали неплохой результат: процедура воспринимается позитивно, но требует проявить себя, раскрыв коммуникативные возможности.
«Все ребята должны уметь коммуницировать. Это необходимый навык. Будем его развивать. Устный экзамен как раз и задает планку такого развития», ‒ так комментирует введение собеседования по русскому языку директор Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) Оксана Решетникова.
По мнению телеведущей Арины Шараповой, других вариантов нет: надо поднимать и усиливать русский язык. «Некоторые родители сердятся, дескать, зачем сдавать лишний экзамен. Он нужен исключительно для того, чтобы русский язык стал нормой жизни детей. В этом заложена нравственная позиция. Если вы понимаете, что хотите окончить школу в России и поступить в российский университет, вы просто обязаны владеть русским языком. Это выражение своего уважения к месту, где вы живёте», ‒ отмечает она. При этом добавляет: «надо любить язык, и он ответит взаимностью; русский язык ‒ счастливый язык».
Умение говорить, как полагает ректор Театрального института имени Щукина Евгений Князев, ‒ это умение мыслить вслух. «Редкое качество, потому что люди чаще всего болтают. Говорят одну мысль разными словами, повторяются. Это значит, что у них мысль не движется, не идёт вперёд», ‒ отмечает он.
Кроме того, по его мнению, в языке сохраняется ген культуры. «Русскими называют всех, кто говорит и думает по-русски. Это не национальная особенность, а принадлежность к культуре. Уметь грамотно говорить и ясно излагать мысль ‒ признак развитого человека», ‒ уверен ректор театрального вуза.
До экзамена: «мысленно посади в экзаменационную комиссию маму»
Первая рекомендация, которую разделяют все эксперты: школьники с первого класса должны максимально много изучать русский язык. «Я бы посоветовала слушать аудиокниги и постоянно повторять услышанное вслух. Это должен быть как синхронный перевод. Мощное упражнение, оно обязательно поможет выпускникам», ‒ делится советом Арина Шарапова.
Известный спортивный комментатор программы «Время» (освещала Олимпийские игры в Сеуле, Лиллехаммере, Барселоне, Атланте) Дарья Червоненко говорит, что при подготовке к устному экзамену нужно читать вслух каждый день хотя бы по 5 минут. «Читать можно всё, что угодно: стихи, прозу, сообщения по электронной почте, переписку в WhatsApp, задания по математике. Всё, что нужно прочесть в данную минуту, можно читать вслух. Если нет слушателей, можно читать домашнему питомцу или цветку. Цветок вас выслушает. Чтение вслух учит человека слышать себя, слышать со всеми интонациями», ‒ говорит она.
Основатель Национальной академии этикета и протокола Надежда Серякова советует выпускникам провести психологическую работу над собой.
«Нужно понять, чего боится сам человек. Бывает, что кто-то не знает тему или тушуется, когда много людей... Мы все и всегда чего-то боялись в школе. Нужно просто честно себя спросить о своих страхах, посмотреть правде в глаза и поработать с этими сигналами. А ещё можно представить себе, что в комиссии сидят твои самые любимые люди – мама, сестра, брат, друзья… Их нужно мысленно рассадить и подготовиться к тому, что комиссия тебя любит. Когда мы готовимся к встрече с любимыми людьми, у нас возникает продуктивный и позитивный настрой», ‒ делится психологическими приёмами автор тренинговых методик.
За пять минут до собеседования, по её словам, нужно подойти к стене, встать прямо, прижать лопатки и идти в аудиторию с прямой спиной. Когда мы видим человека с прямой спиной, у нас создается ощущение, что он уверен в себе, он всё знает. Прямая спина даёт дополнительный балл на собеседовании, уверена она.
Во время собеседования: «не надо бояться прибавить громкости»
Педагог по актёрскому мастерству и сценической речи Сергей Аронин говорит, что в любой беседе выгодно использовать формат «вопрос-ответ»: самому себе задавать вопросы и давать на них ответы. Таким образом, появляется динамика и некий конфликт, а не просто рассказ «в никуда». В самом начале можно отвлечься на какую-нибудь ерунду, например, по пути к педагогу задать отвлеченный вопрос. Главное ‒ начать коммуникацию до официального начала, и тогда всё волнение уйдёт на первую неофициальную часть.
«Нет ничего плохого в том, чтобы пытаться говорить поставленным голосом, внятно, пусть даже немножко старомодно. Это вселяет дополнительную уверенность. Со стороны это всегда выглядит положительным качеством. Громкая и внятная речь на собеседовании добавит ощущение праздника. Экзамен – это праздник, пусть всем будет радостно. Если человек говорит громко, на него уже интересно смотреть. Или наоборот, можно выбрать формат доверительной беседы, когда ты как будто делишься чем-то сокровенным. Это такой исповедальный тон… Когда мы общаемся, мы боимся прибавить громкости, но при этом не говорим с собеседником как с задушевным другом – в итоге получается что-то среднее и непонятное. С педагогом уж лучше либо секретничать, либо громко выступать перед ним», ‒ рекомендует актёр.
Кстати, по его мнению, общая проблема заключается в том, что мы «перестаём дышать в речи». У всех телефоны, все постоянно говорят себе под нос. От этого возникает челюстной зажим. Многие артисты избавляются от зажимов следующим образом: едут в метро и громко на весь вагон объявляют станции.
«Важно добиться того, чтобы вас слушали. Если вас не слушают, вам заранее говорят “нет”. Здесь работает зеркальный метод: если вы внимательны к собеседнику, то и к вам он внимателен; если вы безразличны, то и к вам будут безразличны. Лицо должно быть участливое и приветливое ‒ не маска, а искренняя приветливость», ‒ добавляет Надежда Серякова. Пересказывая текст, рекомендуется говорить короткими и яркими фразами. Не надо никаких витиеватых предложений с деепричастными оборотами ‒ они трудно проговариваются и воспринимаются на слух.
Как говорит в заключение Дарья Червоненко, подобных собеседований в жизни сегодняшних выпускников будет ещё очень много. Как говорил Аристотель, «риторика – искусство убеждать». Задача каждого девятиклассника ‒ убедить экзаменаторов, что он ‒ личность, пусть пока не очень взрослая, но личность с большим интересом к жизни.
Источник: РИА «Новости»