EN
 / Главная / Публикации / Российское образование глазами студентов: что нужно миллениалам?

Российское образование глазами студентов: что нужно миллениалам?

Светлана Сметанина 24.01.2019

Фото: mos.ru

Сегодня одним из показателей успешности вуза служит его место в рейтинге образовательных учреждений – как правило, международном. Но существует ещё один, возможно, более важный рейтинг, составленный на основе мнений самих студентов о своей альма-матер. Проект «Типичный абитуриент» уже в четвёртый раз подряд представил своё исследование «Российские вузы глазами студентов».

Прежде чем представить итоги исследования, руководитель проекта «Типичный абитуриент» Владислав Белый рассказал о том, каким образом оцениваются вузы. Для этого все желающие могут присылать на сайт «Типичного абитуриента» свои мнения о том или ином образовательном учреждении. Но далеко не каждый такой отзыв может лечь в основу рейтинга, объяснил Владислав Белый. По его словам, каждый отзыв проходит строгую проверку. Во-первых, он должен быть довольно подробным – не менее страницы текста. Если отзыв составлен аргументированно и логично, тогда на втором этапе его вывешивают на странице проекта в социальной сети «Вконтакте», где все желающие оценивают отзыв по шкале доверия. С помощью таких проверок отсекаются все желающие «пропиарить» свой вуз путём рассылки восторженных однотипных откликов (а таких, по словам руководителя проекта, к ним поступает немало).

Таким образом в 2018 году были оценены 156 российских вузов. Для этого «Типичный абитуриент» проанализировал отзывы 1346 инсайдеров, которые в свою очередь оценили более 30 тысяч пользователей в социальных сетях.

Итак, что волнует сегодня студентов в первую очередь? По словам Владислава Белого, на первом месте – преподавательский состав вуза: их возраст, заинтересованность в своём предмете, уровень компетенции. Дальше идёт сам образовательный процесс – качество лекций. Не менее важны для студентов и организация студенческой жизни: атмосфера вуза, качество общежитий. Студентов беспокоит уровень коррупции и количество платных занятий. Также для них важны возможности изучения нескольких иностранных языков, международные обмены, научные достижения вуза и возможность трудоустройства после окончания учёбы.

При том, что качество отечественного высшего образования неуклонно повышается, количество студентов, недовольных своими вузами, также растёт. Так, в нынешнем исследовании общее количество недовольных студентов увеличилось на 6% по сравнению с прошлым – до 40,5%. Тогда как количество довольных студентов уменьшилось на 3% – до 42,1%.

Почему недовольных студентов вдруг стало больше? Дело не в уровне образования. Меняется сама молодёжь. В этом уверена соавтор исследования, руководитель проекта «Социальный навигатор» МИА «Россия сегодня» Наталья Тюрина. По её словам, сегодня в вузы приходит поколение миллениалов, для которых характерно отсутствие устоявшихся авторитетов. «Авторитет учёного для них неочевиден – его необходимо завоёвывать каждый раз заново. Это не значит, что преподаватели стали хуже, просто разрыв между поколениями оказался очень большим», – полагает Тюрина.

Вторая причина: у студентов теперь больше информации. Появились возможности для сравнения программ различных вузов. Так, по результатам исследования выяснилось, что сегодняшние студенты меньше обращают внимание на бренд вуза, а больше на конкретные программы. И судя по их отзывам, программы, например, юридического образования в разных вузах не только страны, но и конкретного города могут отличаться кардинально.

И наконец, сами студенты начинают более ответственно и осознанно подходить к получаемому образованию. «Мы заметили, что больше всего негативных отзывов приходит от студентов, обучающихся на платной основе. Их логика понятна: если они или их родители вкладывают в обучение миллионы рублей, они хотят получить соответствующую затратам отдачу. И поэтому ими негативно воспринимаются даже такие нюансы, как опоздание преподавателей на лекцию, низкое качество практики, перенос или отмена занятий», – отмечает Наталья Тюрина.

На основе откликов авторы исследования «Российские вузы глазами студентов» определили 14 победителей нынешнего рейтинга. Ими стали следующие вузы: МГИМО, МИФИ, Московский городской педагогический университет, Московский государственный лингвистический университет, Новосибирский государственный университет, Российский химико-технологический университет имени Менделеева, Российская академия народного хозяйства и государственной службы, Финансовый университет при правительстве Российской Федерации, МИРЭА – Российский технологический университет, Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина, Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина), Санкт-Петербургский государственный университет, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Российский государственный университет нефти и газа имени И. М. Губкина.

Также по теме

Новые публикации

Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Несмотря на международную ситуацию, катастрофического падения интереса к русскому языку в странах, которые сегодня мы называем недружественными в силу сложившихся политических обстоятельств, в том числе в Соединённых Штатах, не произошло.
В библиотеке Центра православной культуры, который действует при храме Всех Святых в Страсбурге (Франция), открылась выставка «Сказки Пушкина». Инициатива пришла «с низу» – от приходского актива. Экспонаты поступили из собственных фондов православной библиотеки храма и частных собраний прихожан.
120 лет назад родился выдающийся учёный, переводчик, поэт, антифашист Илья Николаевич Голенищев-Кутузов. После Гражданской войны он ребёнком оказался в Югославии, но в зрелом возрасте мечтал вернуться в Россию. И в 1955 году его мечта, наконец, осуществилась. В Москве открылась выставка, посвящённая удивительной судьбе нашего соотечественника.
С 15 по 19 апреля в Тунисе при поддержке фонда «Русский мир» проходит Международный форум для преподавателей русского языка стран Северной Африки и Ближнего Востока TERRA RUSISTICA. Директор МАПРЯЛ Александр Коротышев рассказал, какие главные вопрос будут обсуждаться на форуме.
В День космонавтики в 31 стране мира проходит Гагаринский урок «Космос – это мы», участниками которого уже стали более 13 000 школьников. Проведение тематических уроков продолжится на следующей неделе: ещё более 6000 школьников из 7 стран присоединятся к своим сверстникам в стремлении узнать больше о покорении космоса.
Цветаева