RUS
EN
 / Главная / Публикации / Оливер Стоун: СМИ в США и Европе слышат только одну точку зрения

Оливер Стоун: СМИ в США и Европе слышат только одну точку зрения

Светлана Сметанина30.11.2017

Два года работы, 20 часов интервью, четыре серии документального фильма – и вот теперь ещё и книга «Интервью с Владимиром Путиным», которую знаменитый американский режиссёр Оливер Стоун представил на московской книжной ярмарке Non/fiction№19. Он признался, что считает очень важным довести точку зрения российского президента до западного общества, где ситуация со свободой слова напоминает ему СССР времён газеты «Правда». 

Фото: novorossia.su

Поначалу представители издательства «Альпина», где и вышла книга Оливера Стоуна, планировали организовать его встречу с читателями в небольшом пространстве зоны семинаров. Но очень быстро одумались и перенесли её в киноконцертный зал Центрального дома художников, где и проходит книжная ярмарка. И это было верное решение: желающие лично увидеться с культовым режиссёром и трижды лауреатом «Оскара» не только заняли все свободные места, но даже и проходы в зале. А первый вопрос прозвучал как панегирик: поклонник режиссёра пожелал ему получить в России аналог Пулитцеровской премии. В ответ Оливер Стоун заметил, что не считает это пожелание удачным, поскольку, на его взгляд, результаты Пулитцеровской премии давно уже подтасованы, и получают её исключительно корпоративные СМИ за свой узкий взгляд на ту или иную проблему. 

«Проблема со СМИ в США и Западной Европе заключается в том, что там слышат только одну-единственную точку зрения – как это было в Советском Союзе с газетой «Правда»», – пояснил режиссёр. 

Именно эта однобокость, местами переходящая в ненависть, и стала одним из веских мотивов сделать фильм-интервью с российским президентом. 

«Не могу описать, насколько ужасный образ Владимира Путина был создан на Западе в СМИ. Его обвиняют в убийстве своих политических противников, в том, что он самый богатый человек на земле. Сенатор Маккейн, который является ветераном Вьетнамской войны, как и я, дважды назвал Путина убийцей – не очень умный человек он, конечно. Нужно сказать, что этот образ начал формироваться после мюнхенской речи в 2007 году, и из года в год становился всё хуже и хуже. Я даже не могу описать, насколько это опасно. Помню, когда я сам был молодым человеком в годы холодной войны, конечно, люди могли ненавидеть Хрущёва, однако они никогда не переходили на личные оскорбления. А здесь мы наблюдаем ненависть именно к личности», – подчеркнул Стоун. 

Сам себя он называет «борцом против всех несправедливостей в мире» и вспоминает, что самым счастливым для него был 1989 год – когда пала Берлинская стена. По словам Стоуна, это был расцвет мира, когда все верили, что холодной войне положен конец, а те триллионы долларов, которые США тратили на гонку вооружений, могут быть использованы на развитие экономики. Но этого так и не случилось. «И следующие 20 лет стали для меня огромным источником разочарования. В особенности последние несколько лет, которые были ужасными», – признаётся режиссёр.
  
Фото: alpinabook.ru

Интересно, что идея записать интервью с Путиным возникла во многом спонтанно – благодаря Эдварду Сноудену. Оливер Стоун делал фильм об американском перебежчике. Фильм снимался в основном в Германии, но последние сцены должны были отснять в Москве. Тогда и возникла идея попробовать взять интервью у российского президента. 

«Получилось так, что я встретился с Путиным на приёме после одной пьесы о времени 60-х годов. Я просидел на этом спектакле несколько часов, не понял ни единого слова. Но после этого президент щедро уделил мне время и рассказал о своей версии этой истории. И потом возникла эта идея – продолжить интервью. Мы закончили снимать Сноудена и тут же приехали в Кремль, привезли всё наше оборудование. Снимали три дня – по два-три часа каждый день. И всё это – несмотря на очень сложный график президента. Было так, что нам назначали на18 часов, а начинались съёмки только в 11 вечера. Но как бы поздно ни было, как бы ни устал президент, он всегда давал нам возможность записывать интервью в течение двух-трёх часов. Потрясающая самодисциплина», – рассказывает режиссёр. 

Вообще, самообладание Путина, его самоконтроль – пожалуй, одно из самых сильных впечатлений американского режиссёра: «Слова, которые президент Путин выбирал, подобраны очень тщательно. Очень редко, когда ты делаешь 20-часовое интервью, человек совсем не ошибается. Президент Путин – человек очень сдержанный, очень терпеливый, он хороший оратор и он – человек очень рациональный. Когда Путин даёт ответы на вопросы, они все очень конкретны и детально продуманы. Потрясающий ум, который прекрасно себя контролирует. Он во многом более консервативен, чем я, тем не менее я восхищаюсь этим, восхищаюсь его самодисциплиной, которая, наверное, объясняется дзюдо, а также 16 годами, в ходе которых он общался с ведущими мировыми лидерами. Не знаю, играет ли он в шахматы, но не могу не отметить стратегическое мышление президента – он думает о последствиях как своих слов, так и своих действий».
 
Кстати, именно эта сдержанность Путина чуть было не поставила крест на интервью.  Вернувшись в США после трёх дней съёмок в Кремле и отсмотрев отснятый материал, Стоун засомневался, а будет ли это интересно американскому зрителю. Слишком уж российский президент сдержан, дисциплинирован и чересчур эрудирован – может, к примеру, взять тему экономики и говорить о ней, как будто читает лекцию студентам. 

Но всё-таки продолжение последовало. Американская съёмочная группа прилетела в Москву в феврале 2016, а потом в мае. «И уж после этого мы точно думали, что всё, – вспоминает Стоун. – Но потом Трамп победил на выборах, и мы приехали вновь. И президент Путин говорит о том, что любому президенту США трудно изменить политику страны, которая будто бы высечена из камня ещё с 1917 года. И она не столько даже антикоммунистическая, сколько антироссийская»

Фильм Оливера Стоуна, а теперь и книга, где представлено в три раза больше материалов, чем в фильме – это его ответ на продолжающуюся на Западе русофобскую истерию. «Очень многое, что было сказано президентом Путиным в этом фильме, на Западе просто неизвестно. То, что президент говорит про Украину, с российской точки зрения, – об этом на Западе не знают. Эти слова не слышат, их отметают с порога, говорят, что это пропаганда. Мне очень важно, чтобы эти формулировки были услышаны. Очень важно, чтобы Запад вновь и вновь слышал о российской позиции – в отношении НАТО, в отношении выхода США из договора по противоракетной обороне, относительно поддержки американцами терроризма на Кавказе. Об этих вопросах там не говорят и не желают слышать», – объясняет свою позицию Оливер Стоун.
 
И вообще, сам режиссёр считает очень важным делом своей жизни – встретиться с российским президентом и продемонстрировать его точку зрения на Западе. На вопрос, было ли предварительное согласование тем для беседы, он ответил, что делился общими идеями, которые просто набрасывал на бумажке. Но в ходе интервью очень часто отвлекался от этих тем. «Если бы я считал, что президент просто пытается скормить мне какую-то ложь, навешать лапшу на уши, то я тоже не стал бы продолжать», – подчёркивает Стоун.

В конце интервью он задаёт Владимиру Путину, на его взгляд, один из самых важных вопросов: «Я провёл параллель с Рузвельтом, который занимал президентский срок четыре раза, с Кастро, со Сталиным и задал ему чёткий вопрос: какова, на его взгляд, цена власти? И в какой момент ты осознаёшь, что тебя больше не хотят видеть во власти и не нуждаются в тебе. Это очень важный вопрос, который требует проведения самооценки, самоанализа». Ответ на него режиссёр порекомендовал искать в своей книге. 

Также по теме

Новые публикации

В 2020 году в Москве планируют открыть Центральный музей российского казачества – его созданием активно занимаются сотрудники Государственного исторического музея (ГИМ). К работе подключилось Минкультуры РФ, казачье общество «Центральное казачье войско», Совет при Президенте РФ по делам казачества.  Почему встал вопрос о создании такого музея и что ждёт его посетителей, рассказал директор ГИМа Алексей Левыкин.
В ночь с 16 на 17 июля 1918 года в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге была расстреляна семья царя Николая II и несколько их приближённых. Расстрел был совершён по постановлению исполкома Уральского областного Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов во главе с большевиками. Непосредственно руководил расстрелом член Совета Яков Юровский. Вот его рассказ о тех событиях, простой и жуткий.
Всё хорошее когда-нибудь подходит к концу. Наш чемпионат мира по футболу завершён. «Наш» здесь – не оговорка. Целый месяц внимание даже обычно далёких от футбола россиян было приковано к событиям мирового первенства. И вряд ли найдётся много тех, кто хоть немного не переживал за нашу сборную в драматические минуты игр с Испанией или Хорватией.
Самой красивой деревней России этим летом признали село Большой Куналей в Бурятии. Третий год премию вручает ассоциация «Самые красивые деревни России». Прежним  победителям звание «самая красивая» принесло приток туристов, статьи в большой прессе и даже побратимские связи с красивыми селами – коллегами из-за рубежа.
Переменчивая эстонская погода не отпугнула в минувшие выходные преданных друзей международного музыкально-фольклорного фестиваля-ярмарки «Цветок папоротника» (бывший «Славянский свет»), а разнообразие программы привлекло на фестивальные площадки и новых зрителей.
Валерий Бухвалов – известный латвийский педагог, один из лидеров движения в защиту русских школ и русскоязычного образования. В своей статье он рассуждает о том, возможно ли формирование знаний у детей в школе на неродном языке, а воспитание культурной идентичности  –  на родном, русском языке и как этого добиться. Для Латвии сейчас это очень актуальный вопрос.
По мнению проректора по международным отношениям ДВФУ Виктории Пановой, сегодня для того чтобы выдерживать конкуренцию с иностранными вузами, необходимо ориентироваться на создание уникальных инновационных образовательных продуктов, использующих сильные стороны российских вузов, ориентируясь при этом на запрос со стороны международного образовательного рынка.
В дни чемпионата мира по футболу иностранных болельщиков можно встретить не только на Красной площади и ставшей вдруг всемирной известной Никольской улице. Почти во всех городах, где проходят игры, отмечают увеличение количества посетителей в музеях, галереях, парках и т.д. Даже русскую классику сметают с полок книжных магазинов