EN
 / Главная / Все новости / Юбилей Михаила Ивановича Глинки отметили в Русском центре в Стамбуле

Юбилей Михаила Ивановича Глинки отметили в Русском центре в Стамбуле

Русский центр в Стамбуле
04.06.2024

Стамбул РЦ 04062024.jpg
  С 2000 года на инаугурации президента России звучит мелодия хора «Славься» из оперы «Иван Сусанин», принадлежащая перу великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки. Этой величественной композиции почти 200 лет, но она звучит очень современно. В чём значение для русского искусства творчество композитора Глинки, 220-летний юбилей которого отмечался 1 июня? На этот вопрос мы постарались ответить посетителям «Посиделок у самовара» на очередной встрече.

Михаил Глинка написал первую национальную русскую оперу – «Жизнь за царя», стал одним из основоположников русского романса. Талант композитора высоко оценивали современники Василий Жуковский  и Александр Пушкин. Критик Владимир Стасов писал: «Во многих отношениях Глинка имеет в русской музыке такое же значение, как Пушкин в русской поэзии. Оба – великие таланты, оба создали новый русский язык – один в поэзии, другой – в музыке».

Михаил Глинка родился в селе Новоспасском Смоленской губернии. Его семья принадлежала к старинному дворянскому роду и владела большим имением с оранжереями, прогулочными галереями и фонтанами. Жили на доходы от конного и кирпичного заводов. Первые годы воспитанием занималась бабушка, а затем шестилетнего Мишу забрали родители. Мать стала заниматься образованием сына: наняла француженку-гувернантку, которая учила читать и писать, и попросила знакомого архитектора заниматься с ним рисованием. У Михаила Глинки рано обнаружились прекрасный слух и способности к музыке. Его главными впечатлениями детства стали песни няни, колокольные звоны и церковное пение. В десятилетнем возрасте ребёнок начал обучаться нотной грамоте.

В декабре 1817 года Михаила Глинку отправили в Петербург – учиться в Благородный пансион при Главном педагогическом институте. Это учебное заведение славилось прогрессивно мыслящими преподавателями, а воспитателем Глинки стал близкий друг Пушкина, будущий декабрист Вильгельм Кюхельбекер. Учёбу в пансионе Глинка сочетал с серьёзными занятиями музыкой у лучших преподавателей. В 1820-е годы Михаил Глинка впервые попробовал сочинять музыку, и вскоре композитор начал получать известность как сочинитель вокальной музыки, отличающейся, помимо яркости и мелодичности, простотой и самобытностью. Ему было всего 15 лет. В 1825 году появился один из шедевров русской вокальной лирики – романс «Не искушай меня без нужды» на стихи Евгения Баратынского.

В 1830 году по состоянию здоровья и по рекомендации врачей Глинка покидает Россию и на три года уезжает за границу. Путешествуя по Италии и Германии, Глинка закончил своё музыкальное образование и в полной мере осознал своё предназначение как композитора – дать почувствовать через музыку национальную самобытность России. Этот замысел осуществился по возвращении в Петербург – в 1836 году была завершена опера «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). Её сюжет, подсказанный Василием Жуковским, давал возможность воплотить идею подвига во имя спасения родины. Это было новым: во всей европейской и русской музыке не появлялось героя-патриота, подобного Сусанину, образ которого обобщал бы лучшие типические черты национального характера.

Премьера оперы состоялась 9 декабря 1836 года в Петербурге и была воспринята в обществе как событие большого значения. В 1837 году Глинка начал работу над оперой «Руслан и Людмила» на сюжет одноименной поэмы Пушкина, которая была закончена  только в 1842 году. Премьера вызвала бурную полемику в печати; новизна драматургического замысла Глинки, трактовавшего популярный тогда жанр «волшебной» оперы в непривычном эпическом плане, вызвала разногласия. На эти же годы приходятся бурные отношения Глинки с Екатериной Керн, дочерью пушкинской музы Анны Керн. Керн была источником вдохновения для Глинки. Весной 1840 года композитор постоянно навещал её и именно тогда написал романс «Я помню чудное мгновенье» на стихи Пушкина, посвятив его дочери той, кому поэт адресовал эти стихи. Последующие годы Глинка жил попеременно в России и в Европе, продолжая сочинять музыку и с успехом выступая на концертах. В это время были написаны знаменитая фантазия на тему русских песен «Камаринская», две симфонические пьесы «Арагонская хота» и «Воспоминания о летней ночи в Мадриде» и другие. 3 февраля 1857 года Михаил Глинка в возрасте 52 лет скончался в Германии. Его похоронили на лютеранском кладбище в Берлине, однако вскоре прах композитора был перезахоронен в некрополе Александро- Невской лавры в Санкт-Петербурге.

Отвечая на вопрос, поставленный в начале беседы, мы заключили, что в истории русской музыки Михаил Глинка положил начало новому историческому периоду: его произведения обусловили мировое значение русской музыкальной культуры. Обобщив характерные черты русского народного музыкального творчества, он открыл в своих операх и симфонических произведениях мир народной героики, поэзии и сказки, былинного эпоса.

В ходе беседы прозвучали фрагменты «Камаринской», «Вальса-фантазии». Были продемонстрированы на экране сцены из опер «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила». С интересом присутствующие рассмотрели слайды, иллюстрирующие этапы биографии композитора.

Рубрика:
Тема:
Метки:
музыка, Михаил Глинка, Русский центр в Стамбуле

Новости по теме

Новые публикации

20 июля исполняется 100 лет со дня рождения Татьяны Лиозновой. За свою долгую творческую жизнь она сняла совсем немного фильмов, но каких! «Три тополя на Плющихе», «Семнадцать мгновений весны», «Карнавал» стали не просто хитами, но культовыми фильмами своего времени, которые ничуть не устарели и не потеряли своего обаяния и сегодня.
Недавно в Эстонии прошло первое судебное заседание по делу о нарушении санкций ЕС Мати-Дмитрием Терестала. Фигурантом дела является его супруга – директор регионального отделения медиагруппы «Россия сегодня» в Симферополе, бывший главный редактор эстонского СМИ Sputnik Meedia Елена Черышева.