EN
 / Главная / Все новости / Литературно-музыкальный салон «Люблю тебя, Петра творенье!» провели в Нюрнберге

Литературно-музыкальный салон «Люблю тебя, Петра творенье!» провели в Нюрнберге

Нателла Якимов, Нюрнберг
19.04.2021

17 апреля 2021 года в Русском центре в Нюрнберге прошёл очередной литературно-музыкальный салон «Люблю тебя, Петра творенье», который подготовили и провели преподаватели русского языка и музыки Зинаида Шнайдер и Елена Рыбак. Дистанционный формат проведения салона позволил ребятам, принимавшим в нём участие, виртуально переноситься из одной исторической эпохи в другую, с высоты птичьего полёта любоваться северной Пальмирой, скользить на кораблике по многочисленным каналам Санкт-Петербурга, проплывать под мостами, видеть серые камни Петропавловской крепости, яркие купола храмов и соборов, скульптуры Летнего сада, императорские залы Зимнего дворца и галереи Эрмитажа. Познакомились ребята и со знаменитыми жителями города.

Под музыку знаменитой Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича ребята узнали о том, что происходило в блокадные дни в городе, что ели ленинградцы, как приносили воду домой, когда водопровод перестал работать, как научились обходиться в быту без электричества, центрального отопления и водоснабжения. В осаждённом городе люди ежедневно, без опозданий ходили на работу, работали по 12-14 часов в сутки. Трамваи и автобусы не ходили, и весь путь от дома до работы шли пешком. Мужчины, женщины, подростки стояли у станков. И самое главное, как борясь со всеми лишениями, они ждали освобождение города и победу.

Ребята увидели фотографии того времени. Свой рассказ ведущие салона Зинаида Шнайдер и Елена Рыбак дополняли чтением стихов Ольги Берггольц, ставшей музой блокадного Ленинграда. Тысячи горожан во время блокады собирались возле репродукторов для того, чтобы услышать её стихи, вселяющие надежду. Услышали ребята и записи из блокадного дневника двенадцатилетней Тани Савичевой. Она начала вести свой дневник чуть раньше Анны Франк, жертвы Холокоста. Они были почти ровесницами и писали об одном и том же — об ужасе фашизма. «Дневник Тани Савичевой» содержит всего лишь 9 страшных записей о гибели её большой семьи в блокадном Ленинграде. Но эта маленькая записная книжка была предъявлена на Нюрнбергском процессе в качестве документа, обвиняющего фашизм.

Когда ребята смотрели документальную хронику блокадного Ленинграда, попались кадры исполнения Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича. Её также называют «Ленинградской» симфонией. Дмитрий Шостакович, известный русский композитор, уроженец Ленинграда, начал писать своё музыкальное произведение в первые дни войны. Он сам принимал участие в обороне города: работал на строительстве противотанковых укреплений, был бойцом противопожарной команды, по ночам дежурил на чердаках и крышах домов, тушил зажигательные бомбы. В середине октября 1941 года вместе с двумя малолетними детьми он был эвакуирован в Куйбышев. Там работа над симфонией была продолжена и 5 марта 1942 года в Куйбышеве, на сцене Театра оперы и балета, состоялась премьера Седьмой симфонии. Но её необходимо было услышать в родном городе Дмитрия Шостаковича, и в июле 1942 года специальным самолётом партитура симфонии была доставлена в осаждённый Ленинград, начались репетиции. 9 августа 1942 года в переполненном зале Ленинградской филармонии состоялось её долгожданное исполнение. Во время исполнения симфония транслировалась по радио и громкоговорителям городской сети. Её слушали в домах, госпиталях, на улицах и площадях Ленинграда. Седьмая симфония Шостаковича является не только одним из важнейших музыкальных произведений культуры XX века, но и символом блокады Ленинграда, стойкости и мужества защитников города.

В качестве эпиграфа в программке концерта написал Алексей Толстой, знаменитый русский и советский писатель: «Седьмая симфония возникла из совести русского народа, принявшего без колебания смертный бой с чёрными силами. Написанная в Ленинграде, она выросла до размеров большого мирового искусства, понятного на всех широтах и меридианах, потому что она рассказывает правду о человеке в небывалую годину его бедствий и испытаний».

Специально к литературно-музыкальному салону ребята написали сочинение в формате «письма другу». Ребята описывали свои впечатления от фильмов и статей об истории, достопримечательностях и архитектурных памятниках Северной столицы России. Написали ребята и о том, что самое прекрасное время для посещения Петербурга – это период «белых ночей».

За свою красоту и величие город на Неве нередко называют «Северной Венецией», т.к. он лежит на 100 островах и имеет 365 мостов. Мы также называем его «Северной Пальмирой», потому что он, как и древняя сирийская Пальмира, поражает красотой и планировкой проспектов, улиц, парков и зданий. Санкт-Петербург – один из красивейших городов в мире. Это настоящий город-музей под открытым небом.

В гостиной литературного салона, посвящённого Санкт-Петербургу, не могли не вспомнить русских писателей и поэтов, родившихся и живших в этом городе. Виртуальная экскурсия продолжилась по петербургским адресам выдающихся людей. Квартира А. С. Пушкина, Набережная реки Мойки, 12. Здесь доживал после трагической дуэли свои последние минуты А. С. Пушкин. Квартира Н. А. Некрасова, Литейный проспект, дом 36. Именно здесь последние 20 лет своей жизни провёл Николай Некрасов. Музей-квартира Достоевского в Кузнечном переулке. Музей-квартира А. А. Блока на ул. Декабристов, 57. По этому адресу состоялась знаменательная встреча Блока и Есенина. Музей-квартира Анны Ахматовой — Литейный проспект, 53. Дворец Шереметева или «Фонтанный дом», здесь также жила Анна Ахматова. А на Невском проспекте, 15 располагался «Дом искусств» (ДИСК). И в одной из его комнат жил поэт Серебряного века Николай Гумилёв, первый муж Анны Ахматовой.

15 апреля 2021 года мы отметили 135-летие Николая Гумилёва. С Петербургом связана вся его короткая, но яркая жизнь. Он окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. В Петербурге он познакомился с Анной Ахматовой. Здесь же 1 октября 1912 года родился их сын, впоследствии знаменитый историк, Лев Николаевич Гумилёв. И именно в те годы зарождалось новое направление в русской поэзии — акмеизм. Из Петербурга он добровольцем отправляется на фронт Первой мировой войны. Героем с двумя Георгиевскими крестами он приезжает в Петербург после войны. Он преподаёт, пишет стихи и пьесы, занимается изучением Востока и Африки, много переводит. И здесь же в 1921 году в печально знаменитой тюрьме, в Крестах, его расстреляли. У стен тюрьмы Анна Ахматова, как она сама писала в поэме «Реквием», провела 300 часов. Сохранилась записка Гумилёва жене из камеры: «Не беспокойся обо мне, я здоров, пишу стихи, играю в шахматы». Точное место захоронения Николая Гумилева до сих пор неизвестно.

Такой город, как Санкт-Петербург, хранит не только неповторимую красоту, но и глубочайшую историю страны, русского народа, судьбы выдающихся людей России. 

Рубрика:
Тема:
Метки:
Русский центр в Нюрнберге, Санкт-Петербург, культура, история, блокада Ленинграда

Новые публикации

О заимствовании русским языком иностранных слов знают все. А вот чем  русский обогатил другие языки, известно меньше. К довольно необычному заключению пришли учёные из Института языкознания РАН: если рост влияния английского языка в мире крепится на мощи американской науки, то у русского языка сегодня иной козырь – быт.
В таких случаях принято говорить – ушла эпоха. И это действительно не преувеличение. Более 40 лет факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова ассоциировался исключительно с его деканом Ясеном Николаевичем Засурским. Большинство известных имён в советской и российской журналистике – его выпускники.