Два языка – пара 25.04.2024
В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана. Венецианская комиссия рекомендовала Латвии сохранить русскоязычное обучение для частных школ
Редакция портала «Русский мир»
19.06.2020
Венецианская комиссия опубликовала оценку латвийского закона об образовании национальных меньшинств. Согласно ей рекомендовано сохранить в Латвии частичное обучение на языках нацменьшинств в школах и детских садах. Кроме того, Венецианская комиссия призвала освободить частные школы и частные вузы от обязательной доли обучения на государственном языке, сообщает Sputnik.
Основные тезисы пространного комментария Венецианской комиссии изложил на своей странице в «Фейсбуке» юрист Европарламента Алексей Димитров. Комиссия отреагировала на запрос комитета Парламентской ассамблеи Совета Европы по равенству и недискриминации, который был направлен в декабре.
Венецианская комиссия признала право властей Латвии увеличивать долю обучения на государственном языке, подчеркнув, что этот процесс не должен влиять на качество образования. Чтобы измерить это влияние, рекомендовано обеспечить мониторинг качества обучения. При этом комиссия заявила о необходимости сохранить обучение в достаточном объёме на языках нацменьшинств.
Говоря о частных школах, комиссия сослалась на Рамочную конвенцию о защите национальных меньшинств и призвала освободить их от обязательной доли преподавания на латышском языке. Что касается высшего образования, комиссия сочла необходимым разрешить в частных вузах обучение на языках нацменьшинств или увеличить долю их использования в государственных университетах.
Юрист подчеркнул, что мнение Венецианской комиссии может поспособствовать тем, кто отстаивает свои права в Европейском суде, жалуясь на языковые запреты в частных школах. Авторам исков, поданных по поводу ситуации в государственных учебных заведениях, необходимо доказать негативное влияние реформы на качество обучения.