Представители русских школ за рубежом поделились опытом работы в онлайн-формате
Нателла Якимов, Нюрнберг
06.05.2020
29 апреля 2020 года руководитель Русского центра в Нюрнберге Ирина Фиксель и руководитель субботней школы при центре Нателла Якимов приняли участие в международной видеоконференции «Русские школы за рубежом в условиях карантина». В конференции участвовали более 80 человек из разных стран. Такой многочисленный состав участников конференции показал обширную географию распространения русских школ дополнительного образования по всему миру, в которых основная роль отводится обучению детей соотечественников русскому языку.
Инициаторами и организаторами встречи выступили Русская школа № 1 в Марбелье (Испания) и Первая Славянская школа в Португалии. Они заранее сообщили участникам видеоконференции вопросы, на которые следовало обратить внимание при подготовке своих выступлений. Среди них особенно важными были такие вопросы: Оказались ли школы и ученики готовы к переходу в онлайн? Готовы ли родители учеников в прежнем объёме платить за обучение в онлайн-формате? Оказывается ли поддержка школе со стороны местных властей и государства? Какая поддержка нужна школам, в т. ч. со стороны России, в сложившихся условиях?
В своих выступлениях руководители и представители русских школ дали общую информацию о своей организации и подробно рассказали, как им пришлось переходить на удалённую работу. Интересно было послушать коллег и узнать, что большинство из них прошли тот же путь, что и Русский центр в Нюрнберге. Учителя быстро научились работать на платформе Zoom, переформатировали всё расписание занятий, провели разъяснительную работу с родителями. Большинство школ смогли перевести на удалённую работу практически все группы и классы, и даже садики с совсем маленькими детьми. Коллеги говорили, что легче всего в онлайн-формат перевели уроки русского языка, других языков, предметы познавательного характера, поделки, раннее развитие. Где-то с успехом идут курсы кулинарии, рисования, театрального искусства. Пришлось отменить только бальные танцы, но вместо них предлагаются занятия пластикой, уроки об истории театра, балета и искусства. Сложнее перевести в онлайн занятия математикой, другими научными дисциплинами, народными танцами, спортивными играми и боевыми искусствами.
Основными проблемами, связанными с переходом на дистанционное обучение, коллеги назвали:
- большое количество времени, уходящее на подготовку новых видов уроков, в том числе с поиском материала, не хватает единого бесплатного портала с хорошей базой ресурсов и материалов для использования их в виртуальном пространстве;
- слабые знания в сфере современных технологий и несовершенство домашних компьютеров для подобной деятельности;
- отказ родителей воспринимать дистанционное обучение и платить за него прежние взносы;
- сам формат онлайн-уроков, который требует другого метода его ведения, изменения собственного поведения и детей за экраном;
- нестабильная работа интернета, плохое качество слышимости на онлайн-уроках;
- стрессовая ситуация в семьях, психологическая нагрузка, связанная с коронавирусной пандемией;
- физиологическая нагрузка на ребёнка, связанная с долгим сидением перед компьютером или мобильным телефоном, а в некоторых странах неимение такой техники в доме;
- отсутствие поддержки от местных или государственных органов;
- увеличение объёма информационного потока, который не в состоянии переработать ни семьи детей, ни дети, ни зачастую сами учителя;
- необычно долгое пребывание людей в самоизоляции и на карантине, когда люди вынуждены оставаться дома без привычных социальных контактов, без движения и свежего воздуха.