
Старообрядцы в Молдавии: живая традиция
16.05.2014

Поскольку основой традиционной культуры является книга, впервые в истории изучения старообрядчества было начато сплошное обследование библиотек старообрядческих церквей Молдавии. Было описано более тысячи экземпляров церковно-славянских текстов. Хотя большинство из них датируются XIX–XXI веками, были обнаружены и совсем редкие книги, написанные ещё в XVI веке. Причём книги эти — со своей историей. На большинстве из них имеются владельческие записи и маргиналии — подлинные свидетельства бытования книг от XVII до XXI века.
Побывав в домах, беседуя с людьми из общин, нам удалось узнать много подробностей об истории семей, личных хозяйств и поселений, а также о механизмах воспроизводства традиционной культуры старообрядчества Молдавии. Стоит сказать о достаточно выраженной сельскохозяйственной специализации сёл в зависимости от климата, экономических традиций и современной социально-экономической специфики. Так, село Покровка, расположенное на трассе, соединяющей север Молдавии с Белоруссией и Россией, специализируется на выращивании и продаже яблок и садовой ягоды; Старая Добруджа традиционно выращивает и продаёт розы. А вот Кунича — село, оказавшееся в транспортном тупике и, по молдавским меркам, в не самых благоприятных климатических условиях, — вынуждена выращивать просо для изготовления веников на продажу.
Сложнее всего в селе Кунича живётся одиноким пенсионерам, которым зачастую годовой пенсии не хватает даже на покупку дров для отопления дома. Однако таких куничан немного, и им помогают и соседи, и местные предприниматели-лидеры. В основном работоспособное население Куничи уезжает в Россию в поисках работы, они-то и поддерживают старших родственников, оставшихся в Молдавии.
Что касается традиций и новаций в воспитании детей в старообрядческих семьях, то одним из самых значительных детских проступков, за которым следовало и следует наиболее жёсткое наказание, является пренебрежение религиозными правилами: опоздание на богослужение, курение, неуважение к родителям, которое может выражаться в несвоевременном возвращении домой, невыполнении домашней работы и т. п., воровство в садах и т. п. Как прежде, так и теперь считается, что лучше провинившегося ребёнка стегнуть ремнём, чем бранить. В целом именно сохранение системы традиционного воспитания и можно считать залогом успешного воспроизводства традиций в старообрядческой среде.
Новым явлением, получившим в настоящее время достаточно широкое распространение, является практика обетов — добровольно взятых на себя аскетических норм, таких как отказ от мясной и молочной пищи в определённые дни (например, так называемое понедельничанье) либо пожизненно ради помощи родным и близким, а также ради искупления собственных грехов.
В 2013 году члены экспедиции познакомились с работой пяти воскресных школ в общинах молдавских староверов. Детей там учат чтению кириллических книг и пению по крюкам. Жива и традиция иконописания: в республике сейчас работают не менее четырёх иконописцев, чьи иконы можно встретить и в церквях, и в домах староверов.
Отмечу большой интерес общественности и молдавских СМИ к нашей работе. Её результаты были представлены руководителями экспедиции в специальных отчётах на круглом столе, организованном Советом российских соотечественников, и на специальном вечере для общественности Кишинёва и старообрядческих общин, прошедшем в Русском центре науки и культуры, а также на международной научной конференции «Липоване: история и культура русских старообрядцев».
Полевая экспедиция 2013 года показала, что современные русские старообрядческие общины, проживающие на территории Молдавии, находятся в чрезвычайно тяжёлой социально-экономической ситуации, которая усугубляется ещё и сложными обстоятельствами религиозной жизни Молдавской епархии. Под влиянием этих процессов все стороны традиционной культуры подвергаются трансформации и размыванию.
В экспедиции 2014 года предполагается более широкое участие сотрудников и студентов Славянского университета города Кишинёва. С их помощью будет продолжено максимально полное и подробное описание всех особенностей устной словесности, книжности и повседневности русских общин Молдавии и Приднестровья как целостной системы.
Ирина Поздеева,
профессор исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова
Новости по теме
Новые публикации

