EN

М.В. Ломоносов – человек Нового времени

М.В. Ломоносов – человек Нового времени

Такие гении, как Михаил Васильевич Ломоносов, появляются в истории не просто раз в столетие или в тысячелетие, а вообще только один раз. Их жизнь и вклад в науку и культуру могут показать всему миру, и прежде всего соотечественникам, каковы мы сегодня. Изучая личности такого масштаба, мы можем, даже спустя столетия, лучше разобраться в самих себе. Я хотел бы более подробно остановиться на достоинствах Ломоносова как учёного, которые делают его и сегодня незабываемым и актуальным, не только для науки, но и для времени в целом, делают современным во все времена, уникальным примером человека Нового времени.

Михаил Ломоносов – первый русский учёный-энциклопедист мирового уровня. Московский университет – крупнейший в мире – не случайно носит имя Ломоносова. Этот человек впервые в России создал лаборатории физики и химии, внёс заметный вклад в развитие металлургии, геологии и географии. Его молекулярно-кинетическая теория во многом опередила своё время. Кроме того, Михаил Ломоносов считается родоначальником русской поэзии, он также внёс заметный вклад в историческую науку, экономику и искусство. Эти достижения по праву ставят Михаила Ломоносова в один ряд с великими европейскими энциклопедистами, которых принято называть представителями «Нового Ренессанса».

Учёные мирового уровня появились в Европе в Новое время, когда резко обострилась конкуренция между странами, а великие географические открытия сделали весь мир объектом экспансии европейцев. Критерием определения Нового времени, его «новизны» по сравнению с предшествующей эпохой был расцвет в период Ренессанса светской науки и культуры, то есть не социально-экономический, а духовно-культурный фактор. Путём колоссальных усилий и жертв российский император Пётр I превратил свою страну в одну из ведущих европейских монархий. Доступ к образованию был открыт всем слоям общества, в том числе выходцам из низшего сословия – крестьянам, находившимся в то время в полурабском состоянии. Крестьянином по происхождению был и Михаил Ломоносов. Доступ к образованию всех слоёв общества сыграл в те времена ключевую роль в появлении научных гениев, чьи открытия очень помогли отдельным странам стать мировыми лидерами.

Говоря о влиянии Ломоносова на русскую, и шире – мировую культуру, хотелось бы выделить несколько главных аспектов.

Во-первых, сама история жизни Ломоносова, весьма необычная для своего времени, стала примером патриотизма и понимания важности создания национальной культуры силами людей, к этой культуре принадлежащих. Это было актуально во время Ломоносова, когда в науке и культуре было много иностранцев, так и сегодня, когда проблемы национальной науки очевидны как в России, так и в Индии. Это происходит в результате того, что для учёных в стране не создаются условия, способствующие их творческому и научному росту.

Во-вторых, научные открытия Ломоносова в различных областях знания не только сыграли свою значительную роль в развитии мировой науки, но, что принципиально важно для науки, промышленности и развития России, оказались там востребованными и принесли реальную пользу. Этот исторический факт может стать примером как для современной России, так и для других стран (например, Индии), имеющих сходные с Россией проблемы «утечки мозгов».

В-третьих, универсальность, энциклопедичность знаний и научных интересов Ломоносова – пример для подражания в современной системе образования, тяготеющей, наоборот, не к разносторонности, а к однонаправленности: это касается как нового проекта российского образования, так и принятой системы образования в Индии.

До 1748 г. Ломоносов занимался преимущественно физическими исследованиями, а в 1748-1757 гг. его работы были посвящены главным образом решению теоретических и экспериментальных вопросов химии. Его труды, относящиеся к математике, физике, химии, наукам о Земле, астрономии, стали рубежом в развитии науки, разделяющим натурфилософию и экспериментальное естествознание. Ломоносов изложил основы атомно-корпускулярного учения, разработал кинетическую теорию теплоты, обосновал необходимость привлечения физики для объяснения явлений химии и предложил для теоретической части химии название «физическая химия», а для практической части – «техническая химия». Он также обратил внимание на основополагающее значение закона сохранения веществ в химических реакциях.

Oн разрабатывал точные методы взвешивания и объёмные методы количественного анализа. Проводя опыты по обжигу металлов в запаянных сосудах, Ломоносов показал, что их вес после нагревания не изменяется и что мнение Р. Бойля о присоединении к металлам «тепловой материи» ошибочно. Он изучал растворимость солей при различных температурах, установил факты понижения температуры при растворении солей и понижения точки замерзания раствора по сравнению с чистым растворителем. Ломоносов лично произвёл большое количество анализов горных пород. Он доказывал органическое происхождение почвы, торфа, каменного угля, нефти, янтаря. В своём «Слове о рождении металлов от трясения Земли» и в работе «О слоях земных» он последовательно проводил идею о закономерной эволюции природы.

Ломоносов создал в России многие химические производства – неорганических пигментов, глазурей, стекла, фарфора. Он изобрёл фарфоровую массу, разработал рецептуру и технологию изготовления цветных стекол, которые использовал для своих мозаичных картин. Ломоносов создал ряд мозаичных портретов (например, портрет Петра I) и монументальную мозаику «Полтавская баталия», которые были высоко оценены Российской Академией художеств, избравшей его в 1763 г. своим членом.

Первым из русских академиков Ломоносов приступил к подготовке учебников по химии и металлургии: «Курс физической химии», «Первые основания металлургии, или рудных дел». Ему принадлежит заслуга создания Московского университета, проект и учебная программа которого составлены им лично. Ломоносов написал ряд трудов по истории, экономике, филологии. Наряду с научными исследованиями Ломоносов занимался литературным творчеством и опубликовал несколько од и трагедий.

Михаил Ломоносов оставил потомкам фундаментальные открытия, меняющие представление о целых отраслях знаний. Надо отметить, что русский учёный имел разностороннее образование, как естественнонаучное, так и гуманитарное. Работы такого уровня требуют фундаментальной базы знаний, они недоступны узким специалистам. Гений Ломоносова опередил свой век. Его научные взгляды настолько современны, и изложение их настолько свежо, что при чтении их мы забываем, что два с половиной века отделяют нас от того, кто может быть назван «отцом физической химии». Известно, что А.С. Пушкин следующим образом характеризовал необычайное разнообразие трудов Ломоносова: «Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он всё испытал и всё проник».

Личные симпатии Ломоносова, видимо, склонялись к физике и химии; но его гений учёного одинаково блистательно сказывался и в таких его трактатах, как «Слово о происхождении света» (1756), «Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих» (1753), «Опыт теории о нечувствительных частицах тел и вообще о причинах частных качеств»; «Размышления о причинах теплоты и холода», «О слоях земных» и в «Русской Грамматике» (1755) или в трактатах чисто публицистического характера, таких как «Рассуждение об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенное для поддержания свободы философии».

При всей важности научных трудов Ломоносова в области русского языка, в общей академической деятельности они были для него в известной степени побочными: его главной специальностью было естествознание. Ломоносовым разработаны два основных вопроса физики: о сущности тепла, и о газообразном состоянии тел. Он интересовался грозами, метеорологией, пытался при помощи самопишущих инструментов исследовать верхние слои атмосферы. В последние годы жизни он отдаётся исследованию силы тяжести при помощи маятников; пишет большое руководство учёного мореплавания с многочисленными новыми приборами; составляет диссертацию о ледяных горах; снаряжает морскую экспедицию для изучения северных морей. Наконец, он делает замечательное открытие даже в астрономии: при прохождении планеты Венеры через солнечный диск в 1761 г. Ломоносов увидел то, чего не заметили десятки астрономов, наблюдавших это явление, а именно, что планета Венера окружена большой атмосферой.

Историк, ритор, физик, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, Ломоносов стал автором замечательных открытий, создателем фундаментальных и оригинальных научных трудов. Невозможно переоценить роль Ломоносова-поэта в развитии русской литературы и русского языка. Ломоносов видел, что русский язык был сильно засорен как иностранными словами, так и устаревшими, обветшалыми церковнославянскими словами и выражениями. Он поставил своей задачей очистить русский язык, раскрыть его богатства, развить литературный язык на народной основе. Ломоносов пошел по пути сочетания того ценного, что он находил в русском и славянских языках. Гениальный учёный и прекрасный знаток многих языков, он сумел найти русские слова для выражения научных понятий и тем самым заложил основание русского технического и научного лексикона. Очень многие из оставленных им научных выражений прочно вошли в обиход и применяются до настоящего времени.

Помимо научной деятельности, Ломоносов преуспел в деятельности административной и педагогической. Обучение в Университете Марбурга позволило ему подняться на уровень западноевропейской образованности. Здесь же сложились и его философские взгляды, испытавшие воздействие идей Р. Декарта и особенно Г. Лейбница. М.В. Ломоносов был сторонником идеи переустройства общественной и личной жизни людей средствами правильно поставленного школьного образования, развивающего разум, мышление и способствующего совершенствованию нравов. Он разделял позицию деистов, пытавшихся примирить науку и религию. С 1741 г. и до самой своей смерти М.В. Ломоносов вёл научную и преподавательскую работу в России, вначале как адъюнкт Академии наук, с 1745 г. – как профессор химии, а затем – как академик. М.В. Ломоносов был одержим мыслью создать российский по духу и содержанию университет и при нём гимназию, в которых могли бы учиться все желающие независимо от сословий. В 1755 г. по его инициативе был открыт Московский университет, ставший впоследствии образовательным и научным центром России. Многие индийские учёные, как и я сам, могут по праву гордиться тем, что они получили своё образование в МГУ им. М. В. Ломоносова.

Все научные труды Ломоносова при высоте своего теоретического содержания имели и конкретное, чисто практическое приложение. Свою «науку» Ломоносов старался обратить прежде всего и больше всего на служение живым потребностям и нуждам «российского света» и российского народа. Теоретические и практические разработки гениального учёного во всех областях знаний были доведены до своего логического завершения, выполнены настолько глубоко, всесторонне и качественно, что спустя два с половиной века выглядят абсолютно современными, являя пример непреходящей актуальности и вневременного характера научного знания.

Представляется принципиальным, что Михайло Ломоносов работал и совершал научные открытия не в Европе, где он учился, а в России. Эта страна не только потратила солидные по тем временам средства на его многолетнее образование, но и дала возможность гениальному учёному полностью реализоваться на своей родине. Жизненный и научный подвиг учёного – отвергнуть многочисленные предложения проводить исследовательскую и преподавательскую деятельность на Западе (прежде всего, в Германии того времени) и вернуться в Россию, чтобы стать в родной стране не просто одним из многих известных учёных, как, безусловно, было бы возможно в Европе, но единственным в своём роде, уникальным создателем, организатором и основоположником науки в широком смысле этого слова – то есть всех наук на своей родине.

Представляется, что этот выбор учёного, хотя и не был простым, всё же не вызывал у него сколько-нибудь долгих сомнений и раздумий. Мне думается (насколько можно сегодня представлять себе цельный и ёмкий образ Ломоносова-учёного), для него никогда не возникало сомнений, что работать и творить нужно в родной стране и для родной страны (где родился, там и пригодился). Крестьянский сын, взращённый землёй и народом, Ломоносов не мыслил своей жизни, судьбы и научного творчества без Родины, и только к ней устремлял свой личностный и научный поиск истины.

Этот момент жизненного пути Ломоносова-учёного и Ломоносова-человека сегодня также, спустя столетия, заслуживает пристального внимания. И для российских, и для индийских учёных сегодня очень актуален вопрос о выборе страны проживания и работы. И очень многие решают его не в пользу своей страны, уезжая на Запад – прежде всего, в США и Европу.

Так, из России с января 2004-го только в страны Европы, Северной Америки и Австралию на постоянное место жительства уехали 218 230 человек. Причём более половины из них (163 000 россиян) покинули Россию в последние два-три года. Пятая часть уезжающих – молодёжь в возрасте от 20 до 24, а каждому четвёртому эмигранту исполнилось от 35 до 40 лет. Последних больше, всего 57 626 человек. Как выяснилось, Россию покидают в основном юристы, бизнесмены, учёные, а также квалифицированные специалисты в разных сферах. Особенно – в технической.

При этом 13 409 граждан России уже получили должности высококвалифицированных специалистов в крупных компаниях и работают в Великобритании, Польше, Греции, Франции, Испании и других странах. 11 297 человек занимаются прикладными науками в десятках стран: Канаде, Чехии, Австралии, Швеции, Австрии, США и др. Ещё 6223 человека в тех же странах проводят фундаментальные исследования. В сфере технологий трудятся 6863 человека. И, наконец, квалификация и способности 5217 человек позволили им занять должности на уровне топ-менеджеров зарубежных компаний в Венгрии, Швейцарии, Великобритании. Не трудоустроены к настоящему моменту лишь менее 10% всех российских эмигрантов, однако в большинстве это те, кто на момент отъезда не имел высшего образования. Треть же уехавших на момент отъезда уже имели послевузовскую квалификацию или усовершенствовали её в той стране, куда переехали. В итоге 44% из них сейчас заняты «в сфере науки и техники». Значительную часть российских эмигрантов составляют те, кто уезжал учиться, а затем остался жить и работать в стране, где получил образование. Так, из России в Великобританию по учебным визам ежегодно уезжают свыше 30 000 человек, плюс ещё более 5 000 студентов едут в Германию, Францию, Канаду и Австралию. Статистика прошлых лет показывает, что приблизительно 30% из них не возвращаются.

Данная проблема также весьма актуальна для современной Индии. Менеджеры из Индии всё чаще занимают руководящие посты в научных лабораториях и транснациональных компаниях, а индийские бизнесмены приобретают западные корпорации. Индийские учёные и менеджеры действуют в таких разных и далёких друг от друга странах, как Венгрия, Китай и Чили. Важную роль в завоевании ими лидирующих позиций в мировом бизнесе играет не только высокий деловой уровень, но и культурное воспитание: индийские предприниматели могут поладить с деловыми партнёрами из любой страны. В январском отчёте, подготовленном Университетом Дьюка и Университетом Калифорнии в Беркли, показано, что среди иммигрантов, основавших за последние 10 лет высокотехнологичные компании в США, 26% – индийцы. Их в этой категории больше, чем британцев, китайцев, тайваньцев и японцев, вместе взятых. В 1995-2005 гг. индийцы основали в Кремниевой долине 15,5% всех новых компаний. Преимущество многих иммигрантов из Индии в США – изначально высокий уровень естественнонаучной и математической подготовки в сочетании со знанием английского языка.

Наша страна также находится в условиях жёсткой экономической, технической и военной конкуренции. В этих условиях проблемы, которые у нас имеются в сфере доступа к образованию по социальным, имущественным, кастовым и иным причинам, в итоге мешают появлению в нашей стране новых учёных и замедляют наше техническое развитие. Курс школьного образования в нашей стране как нельзя лучше отвечает таким требованиям. Отдельные предложения о введении, по примеру других стран, ранней специализации в одних предметах в ущерб другим чреваты проблемами с подготовкой научных кадров в будущем. В соответствии с национальной политикой в сфере образования обязательное бесплатное образование достойного уровня должны получить все дети в возрасте до 14 лет. В результате усилий центрального правительства и правительств штатов сегодня практически в каждом населённом пункте в сельских районах имеются школы начального образования. Школы среднего образования в радиусе 3 км доступны 84% сельских жителей. Для закрепления всеобщего права и обязанности получения начального образования Верхняя палата парламента внесла 83-ю поправку в Конституцию.

Учебно-образовательная система Индии, которая охватывает все возможные этапы, начиная от дошкольного обучения и кончая научной работой после защиты докторской диссертации, поистине огромна. Однако надо признать, что огромное количество детей остаётся вне этой программы по вине родителей, использующих их для добывания средств к существованию попрошайничеством или детским трудом. Закон строго запрещает и то и другое, но мы видим, что на практике родители продолжают безнаказанно эксплуатировать своих детей и тем самым лишают их возможности учиться и проявить свой талант. А ведь среди этих детей могли бы быть новые Ломоносовы.

Конечно, во времена Ломоносова общества не были настолько открытыми, как сегодня. И страновая принадлежность в большей степени определяла жизнь любого человека, и учёного в том числе. Сегодняшний уровень глобализации в этом смысле действительно уничтожил национальные границы. Всемирная экономическая, политическая и культурная интеграция и унификация, мировое разделение труда, миграция (и, как правило, концентрация) в масштабах всей планеты капитала, рабочей силы, производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран создают возможности для работы учёного в любой стране мира. Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества. Это, однако, никак не отменяет принципов национального протекционизма и патриотизма.

Опыт жизни и служения Отечеству величайшего учёного-подвижника М.В. Ломоносова, остающегося человеком Нового и Новейшего времени (несмотря на физическое проживание в XVIII веке), как видим, и в наши дни по-прежнему актуален. Для России и Индии, наряду с непреходящим естественнонаучным и социокультурным наследием, этот опыт выражается ещё и в непреходящем императиве стремиться не только к взращиванию специалистов мирового уровня, но и к тому, чтобы создавать условия для раскрытия их таланта на Родине.

Профессор Рам Вадва, Университет иностранных языков в Хайдарабаде


Университет иностранных языков в Хайдарабаде был одним из участников Международной программы «Ломоносов-300», учреждённой фондом «Русский мир» и факультетом государственного управления МГУ в честь юбилея великого учёного.

Новости