EN

Модель российской истории

09.04.2014

Участниками круглого стола «Российская историческая традиция: содержание учебников истории», который прошёл 8 апреля в Государственной Думе, стали представители российского исторического сообщества, общественности, духовенства и парламентарии.

Российская модель

Открывший заседание известный политолог, историк, глава думского комитета по образованию (под эгидой которого и была организована дискуссия) Вячеслав Никонов представил свою новую книгу «Российская матрица» и изложил в своём выступлении её основные идеи. 

Никонов выступает против мрачных концепций русской истории, называя их вслед за Пушкиным, так охарактеризовавшим «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, карикатурой на Россию.

«Российская модель» — это особая технология выживания в непростых исторических, климатических и географических условиях, уверен Никонов. 

— Сильна ли Россия? Жизнеспособна ли её историческая модель?

«Вопреки расхожим стереотипам, исторически Россия — крепкое, жизнеспособное и стабильное государство. Одно из двух-трёх на планете, которые могут похвастаться пятью веками непрерывного суверенного существования... За свою более чем тысячелетнюю историю Россия четыре раза терпела подлинные крушения... После каждого из этих крушений Россия возрождалась, начинала заново», — отвечает историк. И после каждого из этих катаклизмов, уже в обновлённой России, люди во многом воспроизводили прежние ментальные культурные стереотипы, а значит, Россия — «живая духовная система со своими историческими дарами и заданиями».

Между тем выжить России было непросто: ей, полагает автор «Российской матрицы», были уготованы самые суровые в мире географические и погодно-климатические условия. Они во многом предопределили и свойства русского характера: выносливость, широту души и в то же время неспособность к упорному и систематическому труду и т. д.

Высокая степень милитаризации и централизации власти — также следствие особых условий, в которые была поставлена Россия: обширности территории, постоянной угрозы со стороны бескомпромиссных и воинственных степняков.

Существенным, по Никонову, является культурно-цивилизационное отличие России от Западной Европы, которая, как и Европа, опиралась на античное наследие, но заимствованное посредством христианской Византии.

Ещё один миф — представление о всемогуществе самодержавия в России, которое в действительности было ограничено системой традиционных органов сословного представительства, влиятельной бюрократией и наличием традиции.

К специфически российским причисляет Никонов и мощную созидательную традицию государственного строительства, и особенности территориальной экспансии, предполагавшей гибкую систему управления подчинёнными народами. 

Во многом, полагает Никонов, специфику национальной истории определяют и особенности российского самосознания, существующие и доныне. Среди них — особое понимание свободы и справедливости, сильное развитие национальной гордости, особое отношение к богатству, оппозиция образованного общества к власти и т. д.

Ментальность, традиции и сложившиеся институты, уверен Никонов, определяют и современные формы демократии в России. И всё же, полагает историк, хотя необходимо помнить, в какой стране живёшь, нельзя быть рабом традиции, а знание прошлого должно помочь предложить образ достойного завтра.

Консенсус историков

Директор Института всеобщей истории РАН и руководитель комиссии историков, которая занималась разработкой концепции единого учебника истории для школ, Александр Чубарьян поделился своими впечатлениями от многочисленных встреч с российскими педагогами и западными коллегами, которые проходили во время подготовки документа. Кстати, в Европе также ведутся дискуссии по поводу будущего европейского учебника истории.

Общественное внимание к предмету историк считает позитивным сигналом.

За всю свою биографию, признался Чубарьян, он не видел такого интереса к учебнику для средней школы.

По его мнению, наличие избыточно большого количества учебников истории — это профанация вариативности, поскольку в большинстве своём школы выбирают несколько привычных линеек учебников, а потому идея единого учебника истории, так сказать, витала в воздухе.

Самые жаркие общественные дискуссии, напомнил академик, вызвал список сложных вопросов истории. Среди них он выделил возникновение Древнерусского государства (впрочем, отметил историк, здесь у научного сообщества есть консенсус), влияние кочевников на создание и эволюцию государства на Руси, цену преобразований в России, но главные сложности возникают при обращении к XX веку. По мнению Чубарьяна, в ходе работы над концепцией историкам удалось предложить новые подходы к этому сложнейшему периоду русской истории, в частности выдвинуть новые трактовки революции, показать значение советского строя для истории страны и т. д.

Положительная история

Довольно эмоциональными были выступления депутатов. «Нашей истории не нужны ни адвокаты, ни обвинители», — заявила Ирина Яровая. По её мнению, в 90-е годы оправдательный тон в отношении собственной истории, ставший «плохим трендом», перешёл и в учебники истории. От этой «упаднической риторики», по её словам, следует избавляться. Яровая уверена, что единая линейка учебников должна быть не только по истории, но и по русскому языку и литературе. Вариативность же учебников, полагает Яровая, ведёт лишь к дезориентации преподавателей.

Выступавший следом Владимир Жириновский считает, что историю нужно излагать исключительно «в положительном формате». Под этим он имеет в виду не правку истории, а следование простому принципу: нужно помнить, что люди в предлагаемых историей обстоятельствах могли поступать только так, как поступали, они не были так осведомлены, как современный исследователь, не имели тех знаний, которые есть у современного человека, а значит, современные этические оценки к истории неприменимы.

Пантеон героев

Наместник московского Сретенского ставропигиального мужского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов) акцентировал внимание присутствующих на необходимости создания национального пантеона героев. По его мнению, 90-е годы — время тотальной дегероизации российской истории и, как следствие, падения нравственного уровня общества. Но именно герои, полагает священник, выполняют важнейшую функцию передачи высших духовных ценностей. Свои герои были у Древнего Рима, у Византии, на Руси и в средневековой Европе — должны быть свои герои и у России. 

Возможен ли единый исторический нарратив?

Директор Института этнологии и антропологии РАН Валерий Тишков обратил внимание на новые обстоятельства, в которых живёт историческая наука: создание исторического нарратива перестало быть уделом корпорации академической науки — появилась новая, медийная версия истории. 

Хотя доминировать при изложении отечественной истории, по мнению учёного, должен историко

Также по теме

Новые публикации

Твёрдый знак, как известно, звуков не даёт, поэтому некоторым он кажется настолько лишним, что его даже предлагают упразднить или на крайний случай заменить на мягкий знак. Есть ли для этого основания?
Что объединяет почти двести народов, живущих в России, с самой разной историей, принадлежащих к различным религиозным направлениям? Ответы давались разные, но в одном выступающие были единодушны: Россия – уникальная страна, в которой накоплен огромный опыт сосуществования народов.
Анна Верная, руководитель Русского культурного центра на Аляске, живёт в Анкоридже с 2001 года. На протяжении 90-х и 2000-х она активно строила мосты дружбы между Россией и США, но и сейчас не опускает руки. Главное в работе центра – сохранение истории русской Аляски.
«Праобраз матрёшки – японская игрушка», «Фанаты нашли праобраз героя…» В этих новостных заголовках допущена одна и та же орфографическая ошибка, причиной которой является незнание авторами различий в семантике приставок пра- и про-.
Родители жительницы Мельбурна Наталии Николаевой-Заика, родившись в Харбине, за всю жизнь  ни разу не посетили родины предков, но передали дочери любовь к русской культуре. Живя в Китае и Австралии и посещая Россию, Наталия Николаевна собрала несколько уникальных коллекций русского искусства, ремесёл и русского народного костюма.
В суффиксах таких глаголов, как исслед(о/ы)вать, затм(и/е)вать, загляд(ы/о)вать и т. п., гласные находятся в слабой позиции, что приводит к ошибкам в написании. Повторим алгоритмы, позволяющие выбрать верную букву.
Русские военно-исторические реконструкторы возвращаются на большие фестивали, в том числе недружественных стран. Военные историки, воскрешающие подразделения русской и советской армий Первой и Второй мировых войн, уверяют, что наши мундиры и флаги можно снова увидеть на самых престижных исторических площадках.
В Москве подвели итоги XIX открытого конкурса изданий «Просвещение через книгу». В этом году на конкурс пришло 160 заявок со всей России, а также из Белоруссии, Польши, Эстонии и Узбекистана. Оргкомитет выбрал 66 лауреатов.