Человек, осмысливший революцию
125 лет назад родился один из самых крупных русских умов XX века — Питирим Александрович Сорокин. Известность ему, как это часто случалось в трагической истории прошлого столетия, принесла чужбина: во многом благодаря эмиграции и работе в Америке идеи Сорокина оказались столь влиятельными.
Сорокина иногда называют Ломоносовым XX века. В нём тоже текла северная кровь, и он был из самых низов. Отец был странствующим ремесленником из Великого Устюга, крепко пил и жестоко бил сыновей, рано умершая мать происходила из коми-зырянского крестьянского рода. Начальное образование Питирим получил в церковно-приходской школе, среднее — в провинциальной семинарии. Не лучший старт для будущего учёного.
В юности Сорокин отдал дать социализму, вступив в партию социалистов-революционеров. Как и для многих других революционеров, тюрьма (Сорокин был арестован в 1906 году и сидел в Кинешемской тюрьме) стала для него первым университетом. Окончив Черняевские курсы и сдав гимназический курс, Сорокин поступил в созданный В. М. Бехтеревым Психоневрологический институт на факультет социологии. Однако обучение там было платным, из-за отсутствия денег Сорокин перевёлся на юридический факультет Санкт-Петербургского университета.
Октябрьскую революцию он не принял, однако в политике не участвовал, занимаясь наукой и сотрудничая с наркоматом просвещения.
В конце октября 1918 года Сорокин написал открытое письмо в газету Северо-Двинского губисполкома «Крестьянские и рабочие думы» с отказом от членства в партии эсеров и решением отойти от политической деятельности.
В 1920 году Сорокин публикует двухтомную «Систему социологии». Но противоречия с властями нарастают. Уничтожается подготовленная к печати его книга «Голод как фактор». Как результат — высылка из СССР (правда, не на знаменитом «Философском пароходе», а поездом). Так началась третья глава биографии Сорокина — эмиграция с адресами в Берлине и Праге. Уже приобретя имя крупного учёного на континенте, Питирим Сорокин в 1923 году эмигрирует в США. Здесь он создаёт социологический факультет Гарвардского университета и принимает американское гражданство.
Его имя так же известно в Америке, как имена изобретателя телевидения Зворыкина и создателя вертолёта Сикорского. Сорокин — основоположник теории социальной мобильности и социальной стратификации, разработчик теории социологии личности и общественных процессов.
Без теорий Сорокина не может обойтись одна из главных наук XX века — социология. Каковы же основные идеи Сорокина?
1. Общества без расслоения и неравенства не бывает. Оно всегда стратифицировано, однако в нём существует внутреннее движение — мобильность. Внутри социальных групп — страты (слои) по экономическому, политическому и профессиональному признакам. Поскольку общество всегда разделено, ему свойственно неравенство, вопрос лишь в том, как привести это неравенство к разумному основанию — сделать его «честным». Общество должно стремиться к такому состоянию, при котором человек может развивать свои способности. Но путь к этому лежит не через революцию, а через науку и массовое участие. Революция же в деле создания социальной справедливости — безусловное зло, «машина смерти, нарочито уничтожающая с обеих сторон самые здоровые и трудоспособные, самые выдающиеся, одарённые, волевые и умственно квалифицированные элементы населения».
2. Идея «социальных лифтов», которая лежит в основе социальной мобильности, — тоже изобретение Сорокина. Мобильностью обладают как отдельные люди — индивиды, так и целые социальные группы. Это движение может быть как вертикальным, так и горизонтальным. «Лифты» существуют как внутри группы, так и между группами.
3. Задумывался учёный и о природе цивилизации. По Сорокину, цивилизация бывает трёх типов. Она основана либо на вере в Бога, либо на материализме и гедонизме (когда идеалом является богатство и комфорт). Идеалистическая цивилизация возникнет на основе сочетания религиозного и материалистического мировоззрений.
4. По мнению Сорокина, из-за кризиса цивилизации в XX веке «право силы» стало уверенно брать верх. Между тем гармоничная цивилизация должна базироваться на идеальных основаниях. Общество и человек не смогут существовать без веры в Бога, без универсальных религиозно-нравственных и естественно-правовых ценностей.
Александр Рязанцев