EN

Душевная мистика Форт-Росса

14.06.2013

О том, что знаменитый национальный парк Форт-Росс в американском штате Калифорния является исторической достопримечательностью, знают очень многие. Сегодня мы хотим рассказать о православной составляющей Форт-Росса.

Святой Иннокентий Московский

Форт-Росс является одной из немногих в США святынь для русских православных верующих. Об этом рассказал известный в Русской Америке священник Виктор Потапов. Настоятель храма Святого Иоанна Предтечи в Вашингтоне, на днях он впервые в жизни отслужил здесь литургию.

«Как паломник и просто как турист я был в Форт-Россе уже много раз, а впервые посетил его в 1970 году. Но только сейчас мне удалось впервые послужить там как священнику», — рассказал он.

По его словам, «Форт-Росс — это не только исторический парк, но и место, освящённое молитвами святого Иннокентия Московского, который бывал там ещё до монашеского пострига в середине XIX века».

В миру владыку Иннокентия звали Иваном Поповым-Вениаминовым, он много потрудился для просвещения коренных народов Аляски, а также для духовного окормления живших там и в Калифорнии русских поселенцев. «Он проповедовал среди алеутов, изучил их язык, фактически создал им письменность, перевёл Евангелие от Матфея», — рассказал отец Виктор. Святого Иннокентия он называет «выдающимся просветителем, миссионером, энциклопедистом, своего рода русским Леонардо да Винчи XIX века». И добавляет, что «его житие подчас читается как приключенческий роман, столько в н`м самых разных поворотов».

Святой Пётр Алеут

В Форт-Россе жил и ещё один человек, ныне причисленный к лику святых Православной церковью в Америке (ПЦА) — Пётр Алеут. Он работал на Российско-американскую компанию (РАК) и прибыл в Калифорнию в 1815 году. Во время промысла недалеко от форта его вместе с группой соплеменников захватили испанцы, потребовавшие от пленников отказаться от православной веры и принять католичество. Петра они замучили за нежелание отступиться от православия, отрезав поочередно пальцы рук и ног, а затем кисти и ступни. Всем остальным же узникам удалось спастись: на следующий день после смерти Петра центральные власти Калифорнии распорядились этапировать русских алеутов в город Монтеррей.

«Когда служишь в этом месте литургию, испытываешь замечательные ощущения, думаешь о том, что те же самые виды наблюдали во время богослужения святые, просиявшие в Америке», — делится впечатлениями отец Виктор Потапов. По его словам, «литургия всегда вызывает духовные чувства, но в Форт-Россе при этом возникает ещё и душевная мистика».

Настоятель вашингтонского храма напомнил, что церковные службы по традиции проводятся в Форт-Россе три раза в год. На День поминовения в конце мая литургию там проводят священники Русской зарубежной церкви, а на День независимости США 4 июля — ПЦА. Также служба проводится в последнюю субботу июля, когда там отмечается День культурного наследия. По словам священника, раньше всё было строго разделено, но после 2007 года, когда Русская православная церковь и её зарубежная ветвь подписали Акт о каноническом общении, «границы были стёрты, и теперь прихожане обеих церквей охотно приходят сразу на все богослужения».

Форт-Росс. Часовня

Отец Виктор рассказал и о личных воспоминаниях, связанных с Форт-Россом. «В 1994 году мы с группой из 60 паломников из нашего прихода участвовали в прославлении святого Иоанна Шанхайского, мощи которого покоятся в Сан-Франциско. Потом мы поехали в расположенный неподалёку Форт-Росс. И хотя литургии в тот день не было, мы провели там молитву», — говорит он.

Протоиерей Виктор Потапов родился в послевоенной Германии, но почти всю жизнь провёл в США и считает себя русским американцем. Он не смог вспомнить, были ли его предки причастны к Форт-Россу, отметив, что, «возможно, там служил кто-то из родственников, связанных с морским делом». Однако история Русской Америки прошла и через его судьбу — благодаря епископу Даниилу Александрову — прямому потомку последнего правителя поселений на Аляске Дмитрия Максутова. «Это был удивительный и очень близкий нам человек. Зодчий по профессии, он проектировал наш храм в Вашингтоне и сам участвовал в его строительстве», — рассказал отец Виктор.

Дмитрий Злодорев,
корр. ИТАР-ТАСС, специально для «Русского мира»

Также по теме

Новые публикации

За пять месяцев работы в Улан-Баторе Анна Окорокова, участница проекта «Российский учитель за рубежом», добилась многого. Её первоклашки 5-6 лет из российско-монгольской школы уже могут рассказать по-русски о себе и окружающем мире.
Иностранные слова на вывесках магазинов, в рекламе и речи дикторов придется заменить на русскоязычные аналоги, а при их отсутствии писать кириллическими символами. Разобраться, что к чему, помогут новые государственные словари, которые опубликуют в ближайшие месяцы. Когда Госдума рассмотрит законопроект об англицизмах и какие поправки в него уже подготовили?
Исследование о том, как россияне воспринимают историю своей страны, как они смотрят в будущее и что важно для национального самосознания и самоидентификации, представили учёные из Института социологии РАН в ходе пресс-конференции, которая состоялась 30 января в ТАСС.
«Погода заставит костромичей взмокнуть и простыть», «”Боюсь простыть”: три четверти саратовцев никогда не окунались в прорубь», «Можно ли простыть в космосе?» Примеров с употреблением слова «простыть» великое множество, но соответствует ли это нормам речи?
125 лет назад в тихом украинском городке появился на свет, наверное, самый знаменитый советский композитор-песенник Исаак Дунаевский. Лёгкая музыка быстро устаревает. К счастью, есть исключения, среди которых незабываемые песни Дунаевского и фильмы, в которых они прозвучали.
24-25 января в Нью-Дели при поддержке фонда «Русский мир» прошла Международная конференция «Русский язык, литература, перевод и культура в XXI веке: переоценка и перспективы». Конференция столь высокого уровня была организована в Индии впервые после длительного перерыва.  
«Чёрная книга. Краткая история шведской и финской русофобии» – так называется новое издание Российского военно-исторического общества, представленное в Москве.
Молодёжный хор Череповецкой епархии дал несколько концертов в Италии, исполнив духовную музыку, русские народные и авторские песни. Выступления показали, что по русской музыке в Италии соскучились.