«Мягкая сила» в нужном направлении
Подписанный Владимиром Путиным в мае указ серьёзно меняет приоритеты сотрудничества России с международными организациями. Главным проводником российской «мягкой силы» становится Россотрудничество, финансирование которого увеличивается до 9,5 млрд рублей в год, а главным вектором неформального международного влияния России — СНГ. В то же время наша страна намерена серьёзно сократить вливания в международные донорские программы, которые не приносят ощутимой имиджевой и политической пользы. Теперь основные средства пойдут на адресные двусторонние проекты в приоритетных для России регионах.
Согласно президентскому указу «Вопросы Федерального агентства по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству», Россия в корне пересмотрит работу по улучшению своего имиджа за рубежом.
По сути, речь идёт о радикальной реформе работы Россотрудничества и серьёзном изменении в финансировании международной помощи со стороны России. Цена вопроса не так уж мала. В прошлом году на различные программы донорской помощи бедным странам Россия выделила порядка 500 млн долларов. При этом основная часть предоставляемой Россией помощи — от 60% до 80% — расходуется на многосторонние проекты, которые не приносят России существенной имиджевой или какой-либо иной выгоды. Более 50 млн долларов в прошлом году наша страна выделила Фонду ускоренной поддержки социальных программ Всемирного банка. Более половины средств этого фонда используется на проекты в странах Африки южнее Сахары. 32 млн долларов, выделенных Минфином РФ, пошли на Программу содействия образованию в целях развития Всемирного банка, деньги из которой были распределены между Анголой, Эфиопией, Мозамбиком, Замбией, Вьетнамом, Киргизией и Таджикистаном.
В таком устройстве работы Россию не устраивает, прежде всего, фактическая анонимность оказываемой помощи. «Участие Москвы в таких проектах обезличено — в странах Африки никто и не догадывается, что речь идёт о донорской помощи из России. Кроме того, мы финансируем программы по всему миру, без разбора, по усмотрению международных организаций, в которые идут наши деньги. Между тем наши геополитические конкуренты львиную долю средств направляют на адресные двусторонние проекты в важных для себя регионах», — заметил дипломатический источник газеты «Коммерсант», выяснявшей обстоятельства дела.
Действительно, хотя США тратят на программы развития за рубежом существенно большую сумму — 30 млрд долларов ежегодно, доля многосторонней помощи у них составляет всего 12%. Остальное идёт на целевые гранты странам, в которых у США имеются особые геополитические интересы. То же самое делает, например, Турция и другие страны, всерьёз озабоченные собственным имиджем за рубежом.
Тот же принцип отныне будет положен в основу российской политики. Отвечать за эту работу будет Россотрудничество (по согласованию с МИДом и Минфином), а основным регионом станет СНГ и шире — постсоветское пространство. Изменяется и принцип предоставления грантов — теперь деньги будут выделяться преимущественно на двусторонние проекты. Новую стратегию — «Концепцию участия РФ в содействии международному развитию» — Россотрудничество должно разработать до конца года.
Глава Россотрудничества Константин Косачёв подтвердил «Коммерсанту» планы реформирования ведомства, впрочем, от подробностей чиновник уклонился. «Мы постараемся выработать модель, которая позволит реализовывать каждый вложенный рубль в нескольких компонентах с пользой и для страны-получателя, и для имиджа России», — заверил Косачёв. «Если мы сейчас не активизируем работу на данном направлении, — заявил глава Россотрудничества, — будем навёрстывать упущенное десятилетиями».
Становясь главным координатором подобных проектов, агентство получает в своё распоряжение и новые средства. Бюджет Россотрудничества увеличится, как планируется, с нынешних 2 млрд рублей до 9,5 млрд к 2020 году. Эти суммы заложены в соответствующем разделе новой госпрограммы «Внешнеполитическая деятельность».
Благодаря финансовым вливаниям появится возможность набирать на бюджетные места российских вузов большее число иностранных студентов, Россотрудничество сможет открыть больше российских центров науки и культуры за рубежом и активизирует работу с соотечественниками. Значительные средства пойдут на организацию Международного фестиваля молодёжи и студентов, который Россия будет проводить в 2017 году. Россия сможет и напрямую поддерживать системы образования тех стран, откуда к нам направляются основные потоки мигрантов — Киргизии и Таджикистана. В качестве примера Константин Косачёв привёл проект программы восстановления системы ПТУ в этих странах. По его мысли, Россия могла бы снабжать их преподавателями и учебниками. В перспективе это не только повысит уровень подготовки рабочих мигрантов, но и улучшит имидж нашей страны. А в качестве бонуса мы будем иметь укрепление позиций русского языка.
Все эти меры должны, как планируются, способствовать большей отдаче от действий России по формированию собственного положительно имиджа за рубежом и, в конечном счёте, росту авторитета России на международной арене. Следует только помнить, что речь в данном случае идёт не о немедленной внешнеполитической выгоде, а скорее, о культурном, научном и общественном влиянии. Именно это традиционно и понимается под «мягкой силой».
Александр Рязанцев