EN

«Мягкая сила» в нужном направлении

05.06.2013

Глава Россотрудничества Константин Косачёв

Подписанный Владимиром Путиным в мае указ серьёзно меняет приоритеты сотрудничества России с международными организациями. Главным проводником российской «мягкой силы» становится Россотрудничество, финансирование которого увеличивается до 9,5 млрд рублей в год, а главным вектором неформального международного влияния России — СНГ. В то же время наша страна намерена серьёзно сократить вливания в международные донорские программы, которые не приносят ощутимой имиджевой и политической пользы. Теперь основные средства пойдут на адресные двусторонние проекты в приоритетных для России регионах.

Согласно президентскому указу «Вопросы Федерального агентства по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству», Россия в корне пересмотрит работу по улучшению своего имиджа за рубежом.

По сути, речь идёт о радикальной реформе работы Россотрудничества и серьёзном изменении в финансировании международной помощи со стороны России. Цена вопроса не так уж мала. В прошлом году на различные программы донорской помощи бедным странам Россия выделила порядка 500 млн долларов. При этом основная часть предоставляемой Россией помощи — от 60% до 80% — расходуется на многосторонние проекты, которые не приносят России существенной имиджевой или какой-либо иной выгоды. Более 50 млн долларов в прошлом году наша страна выделила Фонду ускоренной поддержки социальных программ Всемирного банка. Более половины средств этого фонда используется на проекты в странах Африки южнее Сахары. 32 млн долларов, выделенных Минфином РФ, пошли на Программу содействия образованию в целях развития Всемирного банка, деньги из которой были распределены между Анголой, Эфиопией, Мозамбиком, Замбией, Вьетнамом, Киргизией и Таджикистаном.

В таком устройстве работы Россию не устраивает, прежде всего, фактическая анонимность оказываемой помощи. «Участие Москвы в таких проектах обезличено — в странах Африки никто и не догадывается, что речь идёт о донорской помощи из России. Кроме того, мы финансируем программы по всему миру, без разбора, по усмотрению международных организаций, в которые идут наши деньги. Между тем наши геополитические конкуренты львиную долю средств направляют на адресные двусторонние проекты в важных для себя регионах», — заметил дипломатический источник газеты «Коммерсант», выяснявшей обстоятельства дела.

Действительно, хотя США тратят на программы развития за рубежом существенно большую сумму — 30 млрд долларов ежегодно, доля многосторонней помощи у них составляет всего 12%. Остальное идёт на целевые гранты странам, в которых у США имеются особые геополитические интересы. То же самое делает, например, Турция и другие страны, всерьёз озабоченные собственным имиджем за рубежом.

Тот же принцип отныне будет положен в основу российской политики. Отвечать за эту работу будет Россотрудничество (по согласованию с МИДом и Минфином), а основным регионом станет СНГ и шире — постсоветское пространство. Изменяется и принцип предоставления грантов — теперь деньги будут выделяться преимущественно на двусторонние проекты. Новую стратегию — «Концепцию участия РФ в содействии международному развитию» — Россотрудничество должно разработать до конца года.

Глава Россотрудничества Константин Косачёв подтвердил «Коммерсанту» планы реформирования ведомства, впрочем, от подробностей чиновник уклонился. «Мы постараемся выработать модель, которая позволит реализовывать каждый вложенный рубль в нескольких компонентах с пользой и для страны-получателя, и для имиджа России», — заверил Косачёв. «Если мы сейчас не активизируем работу на данном направлении, — заявил глава Россотрудничества, — будем навёрстывать упущенное десятилетиями».

Становясь главным координатором подобных проектов, агентство получает в своё распоряжение и новые средства. Бюджет Россотрудничества увеличится, как планируется, с нынешних 2 млрд рублей до 9,5 млрд к 2020 году. Эти суммы заложены в соответствующем разделе новой госпрограммы «Внешнеполитическая деятельность».

Благодаря финансовым вливаниям появится возможность набирать на бюджетные места российских вузов большее число иностранных студентов, Россотрудничество сможет открыть больше российских центров науки и культуры за рубежом и активизирует работу с соотечественниками. Значительные средства пойдут на организацию Международного фестиваля молодёжи и студентов, который Россия будет проводить в 2017 году. Россия сможет и напрямую поддерживать системы образования тех стран, откуда к нам направляются основные потоки мигрантов — Киргизии и Таджикистана. В качестве примера Константин Косачёв привёл проект программы восстановления системы ПТУ в этих странах. По его мысли, Россия могла бы снабжать их преподавателями и учебниками. В перспективе это не только повысит уровень подготовки рабочих мигрантов, но и улучшит имидж нашей страны. А в качестве бонуса мы будем иметь укрепление позиций русского языка.

Все эти меры должны, как планируются, способствовать большей отдаче от действий России по формированию собственного положительно имиджа за рубежом и, в конечном счёте, росту авторитета России на международной арене. Следует только помнить, что речь в данном случае идёт не о немедленной внешнеполитической выгоде, а скорее, о культурном, научном и общественном влиянии. Именно это традиционно и понимается под «мягкой силой».

Александр Рязанцев

Также по теме

Новые публикации

Твёрдый знак, как известно, звуков не даёт, поэтому некоторым он кажется настолько лишним, что его даже предлагают упразднить или на крайний случай заменить на мягкий знак. Есть ли для этого основания?
Что объединяет почти двести народов, живущих в России, с самой разной историей, принадлежащих к различным религиозным направлениям? Ответы давались разные, но в одном выступающие были единодушны: Россия – уникальная страна, в которой накоплен огромный опыт сосуществования народов.
Анна Верная, руководитель Русского культурного центра на Аляске, живёт в Анкоридже с 2001 года. На протяжении 90-х и 2000-х она активно строила мосты дружбы между Россией и США, но и сейчас не опускает руки. Главное в работе центра – сохранение истории русской Аляски.
«Праобраз матрёшки – японская игрушка», «Фанаты нашли праобраз героя…» В этих новостных заголовках допущена одна и та же орфографическая ошибка, причиной которой является незнание авторами различий в семантике приставок пра- и про-.
Родители жительницы Мельбурна Наталии Николаевой-Заика, родившись в Харбине, за всю жизнь  ни разу не посетили родины предков, но передали дочери любовь к русской культуре. Живя в Китае и Австралии и посещая Россию, Наталия Николаевна собрала несколько уникальных коллекций русского искусства, ремесёл и русского народного костюма.
В суффиксах таких глаголов, как исслед(о/ы)вать, затм(и/е)вать, загляд(ы/о)вать и т. п., гласные находятся в слабой позиции, что приводит к ошибкам в написании. Повторим алгоритмы, позволяющие выбрать верную букву.
Русские военно-исторические реконструкторы возвращаются на большие фестивали, в том числе недружественных стран. Военные историки, воскрешающие подразделения русской и советской армий Первой и Второй мировых войн, уверяют, что наши мундиры и флаги можно снова увидеть на самых престижных исторических площадках.
В Москве подвели итоги XIX открытого конкурса изданий «Просвещение через книгу». В этом году на конкурс пришло 160 заявок со всей России, а также из Белоруссии, Польши, Эстонии и Узбекистана. Оргкомитет выбрал 66 лауреатов.