EN

Вячеслав Никонов: ЕГЭ не виноват

30.05.2013

Сдача первого в этом году Единого государственного экзамена — по русскому языку — обернулась скандалом. Уже ранним утром 27 мая, в день проведения ЕГЭ, в социальных сетях появились десятки фотографий экзаменационных листов с готовыми ответами.

Разумеется, мириться с такой ситуацией нельзя, потому что она не позволяет выявить объективные знания учащихся, определить их подготовку. Однако, к сожалению, подобные вбросы секретной, по сути, информации происходят уже не в первый раз за время существования ЕГЭ. В значительной степени это следствие географических особенностей нашей страны с её девятью часовыми зонами. На Дальнем Востоке Единый госэкзамен уже прошёл, а на западе России он ещё только предстоит. Вот и получается, что дальневосточные школьники охотно делятся секретами со своими сверстниками, живущими в центральной части страны, да ещё и ставят порой эту помощь на коммерческую основу.

Как с этим бороться? Устанавливать одновременное проведение ЕГЭ по всей России было бы неправильным. Если экзамен единый, то и условия для всех школьников должны быть равными. А в таком случае права одних школьников будут ущемлены по сравнению с другими. Кто-то будет сдавать экзамен утром, на свежую голову, а кто-то — глубоким вечером.

Я предлагаю другой вариант решения проблемы — разбить все регионы страны на три группы. В каждую вошли бы субъекты Федерации, где время различается максимум на три часа. Соответственно, для разных групп регионов надо подготовить разные варианты заданий, которые будут отбираться в последний момент. Это значительно снизит возможность утечки информации в Интернет и тем самым поможет обеспечить честность экзамена.

Нынешний скандал вокруг обнародованных ответов по русскому языку стал, конечно, аргументом в пользу противников ЕГЭ. Но я не думаю, что нужно поворачивать образовательную машину назад и требовать отмены Единого госэкзамена. Образование —  система инерционная, где резкие движения опасны. Они и так уже здорово расшатали её в предыдущие годы. Отмена ЕГЭ станет очередным ударом по системе образования.

К тому же стоит отметить, что многие из тех, кто возражал против введения Единого госэкзамена, теперь стали его сторонниками. Такая система позволяет заранее знать правила игры и на выпускных экзаменах, и при поступлении в вуз. А это снижает возможность коррупции. Поэтому сейчас около восьмидесяти процентов россиян поддерживают существование Единого госэкзамена.

Другое дело, что эту систему нужно реформировать. Сейчас у ЕГЭ немало недостатков. Главный из них в том, что нынешняя система лишает ребят стимула учиться говорить и писать. В экзамене нет устного компонента. Плохо и то, что отсутствует обязательное сочинение, которое всегда было самым сложным экзаменационным элементом. Я считаю, что нужно вернуть небольшое сочинение в экзамене по русскому языку и литературе, чтобы дети не разучились излагать свои мысли. Кроме того, надо ввести устную часть, например, в ЕГЭ по иностранным языкам.

Есть и ещё одна проблема. Многие ученики в старших классах вообще перестают заниматься по тем дисциплинам, по которым не собираются сдавать единый экзамен. В результате они практически бросают учиться по половине, а то и больше, предметов, что, разумеется, снижает общий уровень школьной подготовки. На мой взгляд, было бы целесообразно вернуть систему учёта среднего балла аттестата при поступлении в высшие учебные заведения. Это заставит учеников подтягиваться по всем предметам, а не только по тем, по которым они сдают ЕГЭ.

Недостатки нынешней системы, как видно, можно ликвидировать. Зато достоинства её очевидны. В первую очередь, это прозрачность, которая обеспечивает понятные, предсказуемые условия при поступлении в высшие учебные заведения. Эти критерии гораздо более объективны, чем при проведении устных экзаменов, которые практиковались в нашей стране на протяжении многих десятилетий. Да, ЕГЭ — система пока не самая совершенная, но возвращение назад вызовет ещё большее количество недовольных.

Газета «Культура»

Также по теме

Новые публикации

Министерство образования Украины продвигает законопроект № 12086 о полном запрете использования русского языка в школах даже во внеурочное время. За невыполнение учителям и родителям грозят штрафы.
Твёрдый знак, как известно, звуков не даёт, поэтому некоторым он кажется настолько лишним, что его даже предлагают упразднить или на крайний случай заменить на мягкий знак. Есть ли для этого основания?
Что объединяет почти двести народов, живущих в России, с самой разной историей, принадлежащих к различным религиозным направлениям? Ответы давались разные, но в одном выступающие были единодушны: Россия – уникальная страна, в которой накоплен огромный опыт сосуществования народов.
Анна Верная, руководитель Русского культурного центра на Аляске, живёт в Анкоридже с 2001 года. На протяжении 90-х и 2000-х она активно строила мосты дружбы между Россией и США, но и сейчас не опускает руки. Главное в работе центра – сохранение истории русской Аляски.
«Праобраз матрёшки – японская игрушка», «Фанаты нашли праобраз героя…» В этих новостных заголовках допущена одна и та же орфографическая ошибка, причиной которой является незнание авторами различий в семантике приставок пра- и про-.
Родители жительницы Мельбурна Наталии Николаевой-Заика, родившись в Харбине, за всю жизнь  ни разу не посетили родины предков, но передали дочери любовь к русской культуре. Живя в Китае и Австралии и посещая Россию, Наталия Николаевна собрала несколько уникальных коллекций русского искусства, ремесёл и русского народного костюма.
В суффиксах таких глаголов, как исслед(о/ы)вать, затм(и/е)вать, загляд(ы/о)вать и т. п., гласные находятся в слабой позиции, что приводит к ошибкам в написании. Повторим алгоритмы, позволяющие выбрать верную букву.
Русские военно-исторические реконструкторы возвращаются на большие фестивали, в том числе недружественных стран. Военные историки, воскрешающие подразделения русской и советской армий Первой и Второй мировых войн, уверяют, что наши мундиры и флаги можно снова увидеть на самых престижных исторических площадках.