EN

Вячеслав Никонов: ЕГЭ не виноват

30.05.2013

Сдача первого в этом году Единого государственного экзамена — по русскому языку — обернулась скандалом. Уже ранним утром 27 мая, в день проведения ЕГЭ, в социальных сетях появились десятки фотографий экзаменационных листов с готовыми ответами.

Разумеется, мириться с такой ситуацией нельзя, потому что она не позволяет выявить объективные знания учащихся, определить их подготовку. Однако, к сожалению, подобные вбросы секретной, по сути, информации происходят уже не в первый раз за время существования ЕГЭ. В значительной степени это следствие географических особенностей нашей страны с её девятью часовыми зонами. На Дальнем Востоке Единый госэкзамен уже прошёл, а на западе России он ещё только предстоит. Вот и получается, что дальневосточные школьники охотно делятся секретами со своими сверстниками, живущими в центральной части страны, да ещё и ставят порой эту помощь на коммерческую основу.

Как с этим бороться? Устанавливать одновременное проведение ЕГЭ по всей России было бы неправильным. Если экзамен единый, то и условия для всех школьников должны быть равными. А в таком случае права одних школьников будут ущемлены по сравнению с другими. Кто-то будет сдавать экзамен утром, на свежую голову, а кто-то — глубоким вечером.

Я предлагаю другой вариант решения проблемы — разбить все регионы страны на три группы. В каждую вошли бы субъекты Федерации, где время различается максимум на три часа. Соответственно, для разных групп регионов надо подготовить разные варианты заданий, которые будут отбираться в последний момент. Это значительно снизит возможность утечки информации в Интернет и тем самым поможет обеспечить честность экзамена.

Нынешний скандал вокруг обнародованных ответов по русскому языку стал, конечно, аргументом в пользу противников ЕГЭ. Но я не думаю, что нужно поворачивать образовательную машину назад и требовать отмены Единого госэкзамена. Образование —  система инерционная, где резкие движения опасны. Они и так уже здорово расшатали её в предыдущие годы. Отмена ЕГЭ станет очередным ударом по системе образования.

К тому же стоит отметить, что многие из тех, кто возражал против введения Единого госэкзамена, теперь стали его сторонниками. Такая система позволяет заранее знать правила игры и на выпускных экзаменах, и при поступлении в вуз. А это снижает возможность коррупции. Поэтому сейчас около восьмидесяти процентов россиян поддерживают существование Единого госэкзамена.

Другое дело, что эту систему нужно реформировать. Сейчас у ЕГЭ немало недостатков. Главный из них в том, что нынешняя система лишает ребят стимула учиться говорить и писать. В экзамене нет устного компонента. Плохо и то, что отсутствует обязательное сочинение, которое всегда было самым сложным экзаменационным элементом. Я считаю, что нужно вернуть небольшое сочинение в экзамене по русскому языку и литературе, чтобы дети не разучились излагать свои мысли. Кроме того, надо ввести устную часть, например, в ЕГЭ по иностранным языкам.

Есть и ещё одна проблема. Многие ученики в старших классах вообще перестают заниматься по тем дисциплинам, по которым не собираются сдавать единый экзамен. В результате они практически бросают учиться по половине, а то и больше, предметов, что, разумеется, снижает общий уровень школьной подготовки. На мой взгляд, было бы целесообразно вернуть систему учёта среднего балла аттестата при поступлении в высшие учебные заведения. Это заставит учеников подтягиваться по всем предметам, а не только по тем, по которым они сдают ЕГЭ.

Недостатки нынешней системы, как видно, можно ликвидировать. Зато достоинства её очевидны. В первую очередь, это прозрачность, которая обеспечивает понятные, предсказуемые условия при поступлении в высшие учебные заведения. Эти критерии гораздо более объективны, чем при проведении устных экзаменов, которые практиковались в нашей стране на протяжении многих десятилетий. Да, ЕГЭ — система пока не самая совершенная, но возвращение назад вызовет ещё большее количество недовольных.

Газета «Культура»

Также по теме

Новые публикации

Многовековые связи Германии и России породили удивительный феномен – множество немецких заимствований в русском языке. Такие слова, как бинт, вата, пластырь, солдат  и многие другие настолько прочно вошли в нашу повседневную речь, что кажется, они всегда были русскими. Есть и обратные примеры обогащения немецкого языка русским.
Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы в партнёрстве с Русской школой в Абу-Даби при поддержке фонда «Русский мир» проведёт 22-23 февраля 2025 года международный семинар «Русский язык и страноведение в системе курсового обучения».
Ведущие российские музеи запускают большой информационный проект «80 лет Великой Победы». Именно музеи, архивы и библиотеки хранят исторические документы, которые не дают возможность переиначить или перечеркнуть всё то, что происходило в годы Второй мировой войны в Советском Союзе и Европе.
Захра Мохаммади, руководитель Русского центра в Тегеранском университете, не только обучает студентов русскому языку, но и рассказывает об истории и культуре России в своей авторской телепередаче. А ещё она переводит собрание сочинений А. С. Пушкина на фарси и готовится провести День Пушкина в Иране.
Как употребление ненормативной лексики влияет на культуру речи? Может ли это быть оправдано с художественной точки зрения? Какое место в речевой гигиене играет семья? Эти и другие вопросы обсудили участники пресс-конференции, посвящённой Всемирному дню борьбы с ненормативной лексикой.
Вновь новостные заголовки привлекли наше внимание: «На "Ленфильме" снимают фильм "Походу любовь"»; «Сафонов записал обращение к сборной России из Рима: "Походу, я ошибся Колизеем"». Регулируется ли правописание стилистически сниженных слов?
За пять месяцев работы в Улан-Баторе Анна Окорокова, участница проекта «Российский учитель за рубежом», добилась многого. Её первоклашки 5-6 лет из российско-монгольской школы уже могут рассказать по-русски о себе и окружающем мире.