EN

Вячеслав Никонов: ЕГЭ не виноват

30.05.2013

Сдача первого в этом году Единого государственного экзамена — по русскому языку — обернулась скандалом. Уже ранним утром 27 мая, в день проведения ЕГЭ, в социальных сетях появились десятки фотографий экзаменационных листов с готовыми ответами.

Разумеется, мириться с такой ситуацией нельзя, потому что она не позволяет выявить объективные знания учащихся, определить их подготовку. Однако, к сожалению, подобные вбросы секретной, по сути, информации происходят уже не в первый раз за время существования ЕГЭ. В значительной степени это следствие географических особенностей нашей страны с её девятью часовыми зонами. На Дальнем Востоке Единый госэкзамен уже прошёл, а на западе России он ещё только предстоит. Вот и получается, что дальневосточные школьники охотно делятся секретами со своими сверстниками, живущими в центральной части страны, да ещё и ставят порой эту помощь на коммерческую основу.

Как с этим бороться? Устанавливать одновременное проведение ЕГЭ по всей России было бы неправильным. Если экзамен единый, то и условия для всех школьников должны быть равными. А в таком случае права одних школьников будут ущемлены по сравнению с другими. Кто-то будет сдавать экзамен утром, на свежую голову, а кто-то — глубоким вечером.

Я предлагаю другой вариант решения проблемы — разбить все регионы страны на три группы. В каждую вошли бы субъекты Федерации, где время различается максимум на три часа. Соответственно, для разных групп регионов надо подготовить разные варианты заданий, которые будут отбираться в последний момент. Это значительно снизит возможность утечки информации в Интернет и тем самым поможет обеспечить честность экзамена.

Нынешний скандал вокруг обнародованных ответов по русскому языку стал, конечно, аргументом в пользу противников ЕГЭ. Но я не думаю, что нужно поворачивать образовательную машину назад и требовать отмены Единого госэкзамена. Образование —  система инерционная, где резкие движения опасны. Они и так уже здорово расшатали её в предыдущие годы. Отмена ЕГЭ станет очередным ударом по системе образования.

К тому же стоит отметить, что многие из тех, кто возражал против введения Единого госэкзамена, теперь стали его сторонниками. Такая система позволяет заранее знать правила игры и на выпускных экзаменах, и при поступлении в вуз. А это снижает возможность коррупции. Поэтому сейчас около восьмидесяти процентов россиян поддерживают существование Единого госэкзамена.

Другое дело, что эту систему нужно реформировать. Сейчас у ЕГЭ немало недостатков. Главный из них в том, что нынешняя система лишает ребят стимула учиться говорить и писать. В экзамене нет устного компонента. Плохо и то, что отсутствует обязательное сочинение, которое всегда было самым сложным экзаменационным элементом. Я считаю, что нужно вернуть небольшое сочинение в экзамене по русскому языку и литературе, чтобы дети не разучились излагать свои мысли. Кроме того, надо ввести устную часть, например, в ЕГЭ по иностранным языкам.

Есть и ещё одна проблема. Многие ученики в старших классах вообще перестают заниматься по тем дисциплинам, по которым не собираются сдавать единый экзамен. В результате они практически бросают учиться по половине, а то и больше, предметов, что, разумеется, снижает общий уровень школьной подготовки. На мой взгляд, было бы целесообразно вернуть систему учёта среднего балла аттестата при поступлении в высшие учебные заведения. Это заставит учеников подтягиваться по всем предметам, а не только по тем, по которым они сдают ЕГЭ.

Недостатки нынешней системы, как видно, можно ликвидировать. Зато достоинства её очевидны. В первую очередь, это прозрачность, которая обеспечивает понятные, предсказуемые условия при поступлении в высшие учебные заведения. Эти критерии гораздо более объективны, чем при проведении устных экзаменов, которые практиковались в нашей стране на протяжении многих десятилетий. Да, ЕГЭ — система пока не самая совершенная, но возвращение назад вызовет ещё большее количество недовольных.

Газета «Культура»

Также по теме

Новые публикации

«Русский мир» поинтересовался у российских детских писателей – победителей и призёров премии «Большая сказка», которую в декабре вручили в пятый раз, – какие сказки востребованы  современными детьми и их родителями и нужны ли патриотические книги для подрастающего поколения.
Традиционная в России благотворительная акция «Ёлка желаний» в этом году прошла на Кипре в два этапа. Первый раз – в День Конституции РФ и второй 23 декабря. Киприоты, российские соотечественники исполнили желания детей из Донбасса и приграничных к нему Курской, Белгородской и Брянской областей.
Конец декабря – пора предновогодних мероприятий, где всем хочется выглядеть безупречно. Как известно, встречают по одёжке, а провожают по уму, поэтому сегодня разберём гардероб с точки зрения грамотного употребления названий предметов одежды.
Завершил свою работу цикл научно-практических семинаров для русистов зарубежья, которые были организованы Международной ассоциацией преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ) по заказу Министерства просвещения России. В мероприятиях приняли участие преподаватели из 77 стран мира.
Российская образовательная система с каждым годом принимает всё больше иностранных студентов. В уходящем 2024-м в нашей стране обучались 378 тыс. иностранцев из 190 стран, что на 20 тыс. больше, чем в прошлом году. А к 2030 году, как ожидается, число студентов из других стран должно достичь цифры в 500 тыс.
В Венгрии и сегодня поют песни Владимира Высоцкого, проводят конференции и фестивали его памяти. Лучше других об этом знает педагог и исследователь творчества русского барда Петер Вицаи, который изучает, переводит и издаёт Высоцкого на венгерском языке с 1990-х годов.
Картины Карла Брюллова нередко путают с итальянскими полотнами его современников – тёплые тона и глубокие яркие контрасты, драматизм, излучающие свет лица красавиц. Но Брюллов родился в Санкт-Петербурге, а образование получил в Императорской Академии художеств. 23 декабря 2024 г. исполняется 225 лет со дня рождения художника.