EN

Одним миром

24.05.2013

22 мая, в праздник Николы Вешнего, в крипте базилики San Nicola в итальянском Бари прошла Божественная литургия. Все желающие получили возможность приложиться к мироточащим мощам Николая Чудотворца, едва ли не самого почитаемого в России святого. Целый день католический храм фактически принадлежал православным. Так завершился Седьмой фестиваль российского искусства в Апулии, на котором побывала спецкор «Культуры». 

Фестиваль «Летний сад искусств», задуманный шесть лет назад Дирекцией международных программ Российского фонда культуры, начался в Портико Пеллегрини, напротив базилики Святителя Николая, с вернисажа двух абсолютно разных по образу жизни и стилю работы фотохудожников — мирянина Юргиса Левдик-Занаревского и иеромонаха Валаамского монастыря Савватия.

Первый готовился к выставке в Бари двадцать лет. У второго именно 20 лет назад началась новая жизнь. В обители. Историк, окончивший МГУ, он было посвятил себя науке, но потом занялся творчеством. И теперь его работы хранятся в российских музеях. В том числе в Перми, где будущий инок в течение нескольких лет снимал старообрядцев.

— Я же не думал, что приду в монастырь и получу послушание фотографировать, — смеется отец Савватий. — Теперь у меня там мастерская. Вот и в Бари взял аппаратуру, надеюсь, удастся поработать.

На выставке — более тридцати снимков, посвященных Валааму. Одинокий монах, стоящий на скале и всматривающийся в даль... Пасхальный натюрморт в келье после ночного богослужения... Портрет игумена, сделанный двадцать лет назад, когда отец Савватий только приехал на святой остров...

Из Бари он отправился не домой, а в Бордо. С масштабной экспозицией «Пути Святой горы: От Афона до Валаама», которую уже успели посмотреть парижане.

Настоящим открытием не только для итальянцев, но и для многих русских, стал православный солдатский хор инженерных войск «За Веру и Отечество» из Владимирской области. Коллектив выступил в день открытия фестиваля в базилике и участвовал в праздничном богослужении 22 мая. Оказывается, в нем нет постоянных участников. Худрук, игумен Варнава, каждый год приезжает в воинскую часть в поселке Арсаки и лично отбирает голосистых «срочников».

Церковные песнопения, в том числе пасхальные, включила в свою программу и фольклорно-этнографическая студия «Скоморошья слобода» из Сергиева Посада. Девушки и парни в народных костюмах собрали все лавры и в Бари, и в городке Полиньяно-а-Маре. Их выступления проходили на центральных площадях — с плясками, играми. Иностранцы сначала с изумлением смотрели на диковинных «скоморохов» с балалайками и гармонями, фотографировались с ними, а потом, заразившись русским весельем, тоже вставали в хоровод.

Надо признать: у организаторов «Летнего сада искусств» во главе с Татьяной Шумовой (не только заслуженным деятелем искусств РФ, но и офицером ордена За заслуги перед Итальянской республикой, почетным жителем Бари) очень грамотный подход к отбору участников. Хотя торжества проходят в мае, когда католики и православные — с разницей в две недели — отмечают день святого Николая Чудотворца, это все-таки не церковный фестиваль. А, значит, должен быть интересен всем. Поэтому в программе — и сериал Владимира Хотиненко «Достоевский», и дебютный фильм Натальи Назаровой «Дочь» (эти авторы сами представляли свои работы), и анимационный фильм «Белка и Стрелка: звездные собаки», и «Белый тигр» Карена Шахназарова, и опера «Мнимые философы» в исполнении ансамбля «Премьера». На итальянском языке, между прочим. Про других солистов, из Академии молодых певцов Мариинского театра под руководством Ларисы Гергиевой, и говорить нечего. Они в Бари каждый год. И неизменно — с большим успехом.

О том, что фестиваль русского искусства — это улица с двусторонним движением, многие уже знают. В мае, на Николу вешнего, в Бари едут россияне; в декабре, на Николу зимнего, итальянцы отправляются в морозную Россию. В 2014-м в «Летнем саду искусств» откроется выставка, посвященная 700-летию Сергия Радонежского. А во Владимире (он, как и Сергиев Посад, стал побратимом итальянского города) уже в июне этого года пройдет гастрономический фестиваль, где барийцы будут удивлять искусством южно-итальянской кулинарии жителей старинного русского города.

В этом же году Дирекция международных программ возвела еще и «Мост Святителя Николая: Бари — Венеция». В честь десятилетия русского Прихода святых жен-мироносиц. Причем тут Чудотворец? На острове Лидо, известном как место проведения знаменитого кинофестиваля, хранится частица мощей святого Николая.

Селедочка для подворья

И давным-давно Лидо носил имя святителя. Но об этом мало кто знает.

Даже о Бари многие россияне не слышали до тех пор, пока Владимир Путин в 2007 году не договорился с руководством Италии о передаче Свято-Николаевского Барградского подворья Русской православной церкви. Хотя еще несколько лет в Апулию, на каблук итальянского сапога, нога русского человека ступала не часто.

Да, Бари — не курорт. Не туристическая мекка. Однако паломники стремятся сюда уже более 900 лет. С тех пор как барийцы похитили мощи Николая Чудотворца из Мир Ликийских, с территории нынешней Турции, верующие добираются сюда по морю, по суше, а с прошлого века и по воздуху. Специально для мощей была выстроена величественная базилика в романском стиле. Одно из первых оставшихся в истории паломничеств совершил в середине ХV века монах Варлаам, который по возвращении из Бари с чудодейственной иконой основал под Угличем обитель. А самое удивительное путешествие ко святым мощам предприняли в ХIХ веке две пермские крестьянки, умудрившиеся добраться до Южной Италии на повозке. Тогда же Николай II поручил Императорскому Православному Палестинскому обществу открыть в Барграде подворье для приема паломников и возвести храм в честь небесного покровителя. Деньги на строительство (почти 250 тысяч рублей) собирали всем миром. Свой вклад —10 000 — внес и Государь. А дважды в год, в декабре и мае, во всех российских церквах устраивался так называемый тарелочный сбор.

Тендер, как сказали бы сейчас, выиграл протеже Елизаветы Федоровны молодой архитектор Алексей Щусев, который уже строил для великой княгини Марфо-Мариинскую обитель в Москве. Его проект был одобрен лично императором. И сто лет назад, 22 мая 1913 года, в день перенесения мощей святого Николая в Бари, был заложен первый камень русского подворья — двухэтажного храма и странноприимного дома, который уже через год принял первых паломников.

К началу 1915-го была почти готова и церковь в псково-новгородском стиле. Расписывать ее поручили Кузьме Петрову-Водкину. Но революция спутала все планы. Художник за границу не попал — стены остались белыми. Не удалось вывезти из России и собранные иконы. В 1930-е годы поток богомольцев практически прекратился — подворье перешло в руки властей южно-итальянского города. Освятили иконостас только в 1955 году, когда литургии в храме были возобновлены, и жившие в Париже супруги Бенуа передали в дар написанные ими изображения святых.

Сегодня Барградское подворье — кусочек нашей родины в Южной Италии, даром, что теперь он является собственностью барийского муниципалитета. Тем не менее в 2009-м храм официально передали РПЦ, а спустя два года подворье открыло свои двери для паломников.

— Сейчас обустраиваем комнаты, большая часть которых будет эконом-класса. Ремонт сделали, осталось завезти мебель, — рассказывает настоятель подворья иерей Андрей Бойцов.

У них с матушкой трое детей, ожидают четвертого. В 2011 году отца Андрея перевели сюда из православного храма Андрея Первозванного в Неаполе. Остальных священников направляют в Бари на два-три месяца. Всего в штате подворья человек семь, не считая певчих. Зина, стоящая за свечным ящиком, переехала из Барнаула 11 лет назад и по-русски уже говорит с трудом. Водитель Юрий покинул родную Украину в 1992-м. Жил в Германии, потом у друзей в Израиле, 14 лет назад перебрался в Калабрию — на нос итальянского сапога, но уже два года работает и живет на подворье.

— Когда жена тяжело заболела, ее положили в клинику в Бари, — делится воспоминаниями Юрий. — Я отправился с ней и каждый день ходил сюда, ко святому Николаю, молиться о здоровье супруги. Но была уже четвертая стадия... Ничего не помогло... Пять лет прошло. Дочь и сыновья-двойняшки взрослые, по-прежнему живут в Полтаве. И хотя там сложно с работой, ко мне перебираться не хотят... Кстати, я сейчас поеду за селедочкой и солеными огурчиками. Коммерсанты на маленьких «бусах» (итальянцы так называют автобусы) из Польши и с Украины доставляют продукты, которых в Италии нет. Хотите, поедем вместе?..

Градообразующее предприятие

На русском подворье можно узнать о праздничной службе в базилике.

— Во сколько занимать очередь к мощам? — спрашивает кто-то из толпы.

— Главное — попасть в базилику, — переживает паломница. — То есть, к мощам, конечно. Мы ради них из Казани приехали...

— Ой, земляки! — всплескивает руками матушка местного священника. — А я из Зеленодольска...

— Мне надо купить иконы, миро, положить на мощи и, пока идет служба, освятить, — страшно волнуется сотрудница крупного банка Наталья. — А как же?! Я должна все руководителю привезти...

С 1966 года православным священникам официально разрешено служить в крипте. В четверг, после литургии, и по праздникам, когда решетку у гробницы открывают, к мощам можно приложиться. Года два назад случился информационный взрыв. Народ прознал про «новое» святое место. И стал прокладывать сюда дорожки из всех уголков России. Поклониться мироточащим мощам, попросить о скором заступничестве — это главное, за чем едут православные в Бари.

До русского подворья (от базилики — минут сорок пешком) добираются в основном паломники и большие группы туристов. Мощей Святителя там нет. Миро не продают...

Причастие еще не закончилось, когда у стен храма припарковался огромный автобус. Экскурсанты высыпали на улицу и давай фотографироваться со статуей Святого Николая. Верующие, проходя мимо скульптуры, обычно осеняют себя крестным знамением.

Накануне праздника пронесся слух, что в Бари прибыло 2,5 тысячи паломников из России. Хотя, возможно, сюда вписали украинцев и белорусов. В тот же день для большой группы русскоговорящих в крипте был отслужен молебен с открытием мощей. А 20 мая я попала на грузинскую службу и тоже имела счастье приложиться — каждый божий день ноги сами несли меня в базилику...

— Переехав сюда семь лет назад, я, конечно, переживала связанный с эмиграцией кризис, — рассказывает Евгения Селищева, выпускница МГУ, одна из немногих экскурсоводов в Бари, работающая с лицензией. — Воспитанная в СССР, особого значения тому, что здесь почивают мощи святого Николая, не придавала. Но очень скоро поняла, что в базилике мне хорошо. Стала ходить туда, чтобы  просто посидеть в
крипте. И до сих пор люблю там бывать.

Для барийцев San Nicola — их всё. Никола — самое распространенное здесь имя. В старом городе есть даже галерея на открытом воздухе — установленные в нишах домов сотни уличных икон ХI – ХХ веков с образом Чудотворца. Они всегда ухожены: выстиранные шторки, свежие цветы. Часто можно видеть, как люди разговаривают со святым: просят прощения, спорят, критикуют его и даже обвиняют. Торговцы по сути своей, барийцы почти тысячу лет назад поняли, что присутствие мироточащих мощей в городе — это не только небесное покровительство великого святого, но и бесконечный поток богомольцев, обеспечивающий доход местной казне.

День Святого Николая по католическому календарю — 9 мая. Из гробницы достают миро (ежегодно — не более полутора стаканов), которое потом верующие приобретают в церковной лавке. В сильно разбавленном виде. Даже самые простенькие иконы и маленькие флакончики с миром и маслом недешевы. Однако на моих глазах русская семья с двумя мальчиками-школьниками застряла в лавке на добрых полчаса. Купили эти люди целую упаковку миро — сто пузырьков, несколько флаконов с маслом, иконы. И даже большой сосуд с миро — из муранского стекла. По соответствующей цене...

— Соотечественники часто путаются в понятиях, считают Николая русским святым и думают, что базилика принадлежит России, — улыбается гид Женя. — Даже спрашивают: «Это все наше, да?» Приходится разочаровывать. Барийцы никогда никому не отдадут мощи. Ведь базилика и то, что с ней связано, — своего рода градообразующее предприятие. Бари две тысячи лет, но если бы в ХI веке его жители не похитили святые мощи, он был бы обычным провинциальным городком в сельскохозяйственном регионе. А сейчас базилика открыта всем христианским конфессиям. И последние лет пять не закрывается даже на привычную для юга сиесту — именно в обеденное время сюда, как правило, привозят туристов с круизных лайнеров.

Татьяна Уланова,
Бари, Италия

Газета «Культура»

Также по теме

Новые публикации

21 декабря 2024 г. исполняется 80 лет со дня рождения известного современного поэта, литературоведа, историка и художника Юрия Антоновича Беляева. Он является президентом Академии российской словесности, на четырёх съездах Союза писателей России избирался секретарём правления СПР.
19 декабря в Государственной Думе состоялся круглый стол «Развитие человеческого потенциала и сотрудничество в сфере подготовки кадров со странами Африки». Участие в мероприятии приняли представители органов власти, научных организаций, госкорпораций и институтов развития.
Вспомним основные принципы раздельного написания частицы не с разными частями речи. Во-первых, частица не всегда будет стоять отдельно от числительных. Во-вторых, не пишется раздельно с местоимениями, если они не относятся к неопределённым и отрицательным местоимениям без предлога…
Стоит ли читать русскую классику сегодня? Что она может дать современному юному читателю? Как справляться с трудностями, которые поджидают читателя на каждой странице классического текста? На портале «Образование на русском» размещён новый проект Института Пушкина по обучению чтению художественной литературы.
Директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина рассказала о новых международных проектах Музеев Московского Кремля, о только что открывшейся выставке в Пекине и о том, почему так востребованы музейные проекты, посвящённые еде и традициям национальной кухни.
Величие Карла Брюллова и его знаменитого полотна «Последний день Помпеи» стало ближе как никогда. К юбилею русского живописца итальянцам предоставили уникальную возможность буквально «заглянуть внутрь» его шедевра. Современные технологии позволили зрителям не только рассмотреть детали картины, но и оказаться в самом центре извержения Везувия, а также узнать больше о жизни художника, чья судьба тесно переплетена с Италией.
«Какого же было моё удивление…», «Какого ваше самочувствие?» – эти и подобные им ошибочные высказывания в последнее время, увы, встречаются всё чаще. Очевидно, их авторы полагают, что написание каково является неправильным.
Мы живём в такое время, когда новые слова появляются в русском языке даже не десятками и сотнями, а тысячами. Мы придумываем смешные слова, чтобы преодолеть страх перед неизвестной болезнью. Защищаемся новыми словами от людей, которые нам неприятны. И параллельно вступаем в дискуссии с искусственным интеллектом, который начинает диктовать нам свои правила общения.