EN

Вячеслав Никонов: Военная промышленность — это передовой фронт науки

15.05.2013

13 мая в Госдуме состоялся круглый стол по теме «Подготовка кадров для оборонно-промышленного комплекса России: проблемы и пути решения», организованный комитетом Госдумы по образованию.

Как отметил во вступительном слове председатель комитета по образованию, председатель правления фонда «Русский мир» Вячеслав Никонов, цель мероприятия — наметить возможные пути решения проблемы кадрового голода в ОПК с учётом мнения экспертов, представителей законодательной и исполнительной власти.

— Слабость государства — это очень часто приглашение к агрессии, — заявил он. — Россия никогда не могла себе позволить быть слабой. Элементы оборонно-промышленного комплекса существовали у нас всегда на протяжении последних 1150 лет. ОПК, который обеспечивает полностью потребности наших вооружённых сил, был создан Петром I. И с тех пор именно военная промышленность определяет передовой фланг отечественного знания, отечественной науки, отечественной промышленности.

Подготовка кадров для ОПК всегда была острейшей проблемой, подчеркнул парламентарий. Первым с ней столкнулся сам Пётр I, который обучался за границей и направил туда большое количество «дворянских отпрысков, чтобы иметь костяк образованных кадров ОПК». В 20-е годы XX века ОПК практически не существовал. В 30-е начал восстанавливаться. И подготовка кадров велась целенаправленно, что позволило в конечном итоге создать советскую военную машину, обеспечив нашей стране военно-стратегический паритет, отметил Никонов.  По его данным, в советские времена приблизительно на три четверти все научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в стране так или иначе были связаны с оборонным комплексом. Лучшие кадры направлялись туда. 11 министерств работали непосредственно на «оборонку».

В 90-е годы — очередной провал, «когда мы потеряли целое поколение представителей и в ОПК, и в вузах, которые готовили кадры». Сегодня в школах всё меньше в качестве ЕГЭ выбирают физику, без которой трудно себе представить подготовку квалифицированных кадров для ОПК. И система среднего профессионального и высшего образования «даёт весьма удручающие цифры». Они «явно не в пользу тех специальностей, которые нужны ОПК», отметил Никонов. По экономике и управлению в 2011 году получили образование 119 тысяч выпускников средних профессиональных школ. По энергетическому машиностроению и электротехнике — 14 тысяч, ракетно-космической технике — 1600, озвучил статистику глава комитета.

В вузах в 2011 году по экономике и управлению получили образование 380 тысяч человек. По физико-математическим наукам — 9 тысяч. По естественным — 12 тысяч, по специальности «Системы вооружения» только 500 человек.

— Сейчас система ОПК испытывает серьёзный кадровый голод. Средний возраст работников всех стратегических отраслей промышленности составляет 55-57 лет, — сообщил Никонов. — Из них доля работников свыше 60 лет превышает 30%. Дефицит инженеров-технологов порядка 17%, инженеров-конструкторов — 22%, рабочих различных специальностей — 40%. Молодёжь не стремится работать в системе ОПК.

В последние годы предпринимаются усилия по созданию нормативно-правовой базы, которая должна быть применена в целях совершенствования подготовки кадров для ОПК, отметил председатель комитета. Так, напомнил он, в Законе об образовании в РФ, принятом в декабре прошлого года, в том числе предусмотрены договоры  о целевом обучении между вузом и организацией-заказчиком и целый ряд других важных норм. Никонов также обратил внимание на указ Президента РФ от 14 октября прошлого года о повышении эффективности мер господдержки работников организаций ОПК. В Минобрнауки разработан проект программы по подготовке и переподготовке квалифицированных кадров для организаций ОПК, отметил он. Но «даже если эта программа будет реализована, она не сможет восполнить тот колоссальный дефицит, который существует в подготовке кадров», считает Никонов. При условии реализации в полной мере она удовлетворит потребность в специалистах ОПК с высшим образованием менее чем на 30%, со средним профессиональным образованием — только на 7%, уточнил парламентарий.

По итогам заседания участники круглого стола представили проект рекомендаций, направленных на решение проблемы кадрового обеспечения ОПК. В частности, предлагается создать межфракционную рабочую группу по вопросам развития организаций ОПК в целях дальнейшего совершенствования и развития законодательной базы. Правительству РФ рекомендовано ускорить разработку и принятие госпрограммы «Подготовка и переподготовка квалифицированных кадров для организаций ОПК в 2014–2020 годах». Предлагается также ряд мер по повышению инвестиционной привлекательности образовательных организаций профобразования, осуществляющих подготовку кадров для ОПК. А также меры по повышению зарплаты работникам ОПК, установлению для них налоговых и социальных льгот. Одной из важнейших задач, по мнению участников круглого стола, является формирование позитивного образа современного инженера и учёного средствами массовой информации.

Кроме того, участники круглого стола предложили министерству обороны рассмотреть вопрос о возможности отсрочки от призыва на военную службу для выпускников профильных вузов, работающих в организациях ОПК и обеспечивающих научно-исследовательскую, конструкторскую деятельность и высокотехнологичное производство.

Также по теме

Новые публикации

21 декабря 2024 г. исполняется 80 лет со дня рождения известного современного поэта, литературоведа, историка и художника Юрия Антоновича Беляева. Он является президентом Академии российской словесности, на четырёх съездах Союза писателей России избирался секретарём правления СПР.
19 декабря в Государственной Думе состоялся круглый стол «Развитие человеческого потенциала и сотрудничество в сфере подготовки кадров со странами Африки». Участие в мероприятии приняли представители органов власти, научных организаций, госкорпораций и институтов развития.
Вспомним основные принципы раздельного написания частицы не с разными частями речи. Во-первых, частица не всегда будет стоять отдельно от числительных. Во-вторых, не пишется раздельно с местоимениями, если они не относятся к неопределённым и отрицательным местоимениям без предлога…
Стоит ли читать русскую классику сегодня? Что она может дать современному юному читателю? Как справляться с трудностями, которые поджидают читателя на каждой странице классического текста? На портале «Образование на русском» размещён новый проект Института Пушкина по обучению чтению художественной литературы.
Директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина рассказала о новых международных проектах Музеев Московского Кремля, о только что открывшейся выставке в Пекине и о том, почему так востребованы музейные проекты, посвящённые еде и традициям национальной кухни.
Величие Карла Брюллова и его знаменитого полотна «Последний день Помпеи» стало ближе как никогда. К юбилею русского живописца итальянцам предоставили уникальную возможность буквально «заглянуть внутрь» его шедевра. Современные технологии позволили зрителям не только рассмотреть детали картины, но и оказаться в самом центре извержения Везувия, а также узнать больше о жизни художника, чья судьба тесно переплетена с Италией.
«Какого же было моё удивление…», «Какого ваше самочувствие?» – эти и подобные им ошибочные высказывания в последнее время, увы, встречаются всё чаще. Очевидно, их авторы полагают, что написание каково является неправильным.
Мы живём в такое время, когда новые слова появляются в русском языке даже не десятками и сотнями, а тысячами. Мы придумываем смешные слова, чтобы преодолеть страх перед неизвестной болезнью. Защищаемся новыми словами от людей, которые нам неприятны. И параллельно вступаем в дискуссии с искусственным интеллектом, который начинает диктовать нам свои правила общения.