Красивый человек. К 150-летию Константина Станиславского
Сегодня, 17 января, отмечается юбилей одного из столпов русской культуры. 150 лет назад родился Константин Станиславский. Накануне дня рождения знаменитого актёра и театрального режиссёра в Москве вручили премию его имени за 2012 год. Символично, что обладателем премии в номинации «За выдающийся вклад в развитие российского театра» стал многими любимый, действительно большой современный актёр Сергей Юрский. Юбилейные события состоятся во многих местах России. Ну а главное детище режиссёра – Московский художественный театр, которым сейчас руководит Олег Табаков, – к юбилею выпустил новый спектакль о Станиславском по пьесе Михаила Дурненкова в постановке Кирилла Серебренникова.
Константин Сергеевич Станиславский родился 17 (5 по старому стилю) января 1863 года в Москве. Он происходил из известной московской купеческой семьи – его настоящая фамилия Алексеев.
К театру имела отношение бабушка Станиславского по материнской линии, известная французская актриса Мари Варлей. В семье Алексеевых, где было девять детей, помимо обычных предметов, ребята изучали иностранные языки, танцы, фехтование.
Во время летнего отдыха устраивались праздники с фейерверками и любительские спектакли в специально построенном домашнем театре – Алексеевском кружке (1877-1888). Инициатором театральных затей был молодой Константин Алексеев. В кружке ставились переводные водевили, оперетты.
В 1881 году, после окончания Лазаревского института восточных языков, Константин начал службу в семейной фирме. Занимаясь днём семейным бизнесом, вечерами молодой человек играл в Алексеевском кружке. В январе 1885 года он принял театральный псевдоним Станиславский в честь артиста-любителя доктора Маркова, выступавшего под этой фамилией.
Вместе с певцом и педагогом Фёдором Комиссаржевским и художником Фёдором Соллогубом Станиславский разработал проект Московского общества искусства и литературы (МОИиЛ), вложив в него значительные личные средства. Первый спектакль состоялся 8 декабря 1888 года.
За десять лет работы МОИиЛа Станиславский стал признанным актёром, которого сравнивали с лучшими исполнителями императорских театров. Особо выделялись его роли Анания Яковлева в «Горькой судьбине» и Платона Имшина в «Самоуправцах» Алексея Писемского (1888, 1889), Паратова в «Бесприданнице» Александра Островского (1890), а также Звездинцева в «Плодах просвещения» Льва Толстого (1891).
С января 1891 года Станиславский официально взял на себя руководство режиссёрской частью в Обществе искусств. Спустя семь лет, в 1898 году, Станиславский вместе с театральным режиссёром и педагогом Владимиром Немировичем-Данченко основал Московский художественный театр (МХТ), в труппу которого вошли актёры Общества искусства и литературы и ученики Немировича-Данченко из Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества. Первым спектаклем театра стал «Царь Фёдор Иоаннович» Алексея Толстого.
Рождение нового направления в мировом сценическом искусстве связано с постановкой пьесы Антона Чехова «Чайка» в 1898 году, затем были поставлены другие пьесы Чехова – «Дядя Ваня» (1899), «Три сестры» (1901), «Вишнёвый сад» (1904). Эти спектакли ставились совместно Станиславским и Немировичем-Данченко.
Константин Станиславский впервые утвердил на русской сцене принципы режиссёрского театра – единство художественного замысла, подчиняющего себе все элементы спектакля; целостность актёрского ансамбля; психологическую обусловленность мизансцен. Он добивался создания поэтической атмосферы спектакля, передачи «настроения» каждого эпизода, жизненной достоверности образов, подлинности актерского переживания.
С 1900-х годов Станиславский стал разрабатывать учение о творчестве актёра, впоследствии ставшее известным как система Станиславского. В 1912 году совместно с режиссёром Леопольдом Сулержицким он организовал при МХТ Первую студию, в которой преподавал по своей системе.
Шедеврами Станиславского в качестве актёра на МХАТовской сцене стали роли Астрова в «Дяде Ване», Вершинина в «Трёх сёстрах», Гаева в «Вишнёвом саде» Чехова, Штокмана в «Докторе Штокмане» Генрика Ибсена, Сатина в пьесе Максима Горького «На дне».
Станиславский играл роли Фамусова в «Горе от ума» (1906) Александра Грибоедова, Ракитина в «Месяце в деревне» (1909) Ивана Тургенева, Крутицкого «На всякого мудреца довольно простоты» (1910) Александра Островского, Аргана в «Мнимом больном» (1913) французского драматурга Жана Батиста Мольера, Кавалера в «Хозяйке гостиницы» итальянского драматурга Карло Гольдони (1914).
В 1918 году Константина Станиславского пригласили создать при Большом театре оперную студию, вскоре ставшую самостоятельной и получившую название Оперного театра студии имени К.С. Станиславского (ныне Московский академический Музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко).
Режиссёром были поставлены оперы «Евгений Онегин» Петра Чайковского, «Царская невеста» Николая Римского-Корсакова, «Севильский цирюльник» Джоаккино Россини.
Первой постановкой Станиславского в МХТ после революции стал «Каин» английского поэта Джорджа Байрона (1920), известность получил спектакль «Ревизор» (1921) Николая Гоголя.
С 1922 по 1923 год вместе с труппой Московского художественного театра Станиславский выезжал на гастроли в США. Несколько актёров решили не возвращаться в СССР и остались за границей, став активными пропагандистами «метода Станиславского» в Европе и Америке.
Деятельность Станиславского в 1920–1930-е годы определялась его желанием отстоять традиционные художественные ценности русского искусства сцены. В то время Художественному театру предъявлялись социально-политические обвинения, в прессе звучали обвинения в «отсталости», в нежелании принять революционную действительность. Постановка «Горячего сердца» (1926) по пьесе Александра Островского стала ответом на эти нападки.
После тяжёлого сердечного приступа, случившегося с режиссёром в юбилейный вечер в Художественном театре в 1928 году, врачи запретили Станиславскому выходить на сцену. В 1929 году он вернулся к работе, сосредоточившись на теоретических поисках и на педагогических пробах своей системы.
Среди постановок Художественного театра 1930-х годов, в которых Станиславский принимал участие, – «Страх» Александра Афиногенова (1931), «Мёртвые души» по Николаю Гоголю (1932), «Таланты и поклонники» Александра Островского (1933), «Мольер» Михаила Булгакова (1936) и другие.
В 1935 году создал Оперно-драматическую студию (В 1948 году на базе студии был создан Московский драматический театр имени К.С. Станиславского.)
Во время пребывания в США Станиславский получил заказ на книгу о своей школе, результатом чего стал его труд «Моя жизнь в искусстве», изданный в 1924 году в США, а в СССР в 1926 году. В 1938 году был опубликован первый том его книги «Работа актёра над собой».
Константин Станиславский был удостоен различных званий и наград. Он был почётным академиком Российской академии наук (1917), Академии наук СССР (1925). В 1936 году Константину Станиславскому было присвоено звание народный артист СССР. Он был награждён орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени.
Константин Станиславский скончался в Москве 7 августа 1938 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Источник: РИА «Новости»