EN

Красивый человек. К 150-летию Константина Станиславского

17.01.2013

Сегодня, 17 января, отмечается юбилей одного из столпов русской культуры. 150 лет назад родился Константин Станиславский. Накануне дня рождения знаменитого актёра и театрального режиссёра в Москве вручили премию его имени за 2012 год. Символично, что обладателем премии в номинации «За выдающийся вклад в развитие российского театра» стал многими любимый, действительно большой современный актёр Сергей Юрский. Юбилейные события состоятся во многих местах России. Ну а главное детище режиссёра – Московский художественный театр, которым сейчас руководит Олег Табаков, – к юбилею выпустил новый спектакль о Станиславском по пьесе Михаила Дурненкова в постановке Кирилла Серебренникова.

Константин Сергеевич Станиславский родился 17 (5 по старому стилю) января 1863 года в Москве. Он происходил из известной московской купеческой семьи – его  настоящая фамилия Алексеев.

К театру имела отношение бабушка Станиславского по материнской линии, известная французская актриса Мари Варлей. В семье Алексеевых, где было девять детей, помимо обычных предметов, ребята изучали иностранные языки, танцы, фехтование.

Во время летнего отдыха устраивались праздники с фейерверками и любительские спектакли в специально построенном домашнем театре – Алексеевском кружке (1877-1888). Инициатором театральных затей был молодой Константин Алексеев. В кружке ставились переводные водевили, оперетты.

В 1881 году, после окончания Лазаревского института восточных языков, Константин начал службу в семейной фирме. Занимаясь днём семейным бизнесом, вечерами молодой человек играл в Алексеевском кружке. В январе 1885 года он принял театральный псевдоним Станиславский в честь артиста-любителя доктора Маркова, выступавшего под этой фамилией.

Вместе с певцом и педагогом Фёдором Комиссаржевским и художником Фёдором Соллогубом Станиславский разработал проект Московского общества искусства и литературы (МОИиЛ), вложив в него значительные личные средства. Первый спектакль состоялся 8 декабря 1888 года.

За десять лет работы МОИиЛа Станиславский стал признанным актёром, которого сравнивали с лучшими исполнителями императорских театров. Особо выделялись его роли Анания Яковлева в «Горькой судьбине» и Платона Имшина в «Самоуправцах» Алексея Писемского (1888, 1889), Паратова в «Бесприданнице» Александра Островского (1890), а также Звездинцева в «Плодах просвещения» Льва Толстого (1891).

С января 1891 года Станиславский официально взял на себя руководство режиссёрской частью в Обществе искусств. Спустя семь лет, в 1898 году, Станиславский вместе с театральным режиссёром и педагогом Владимиром Немировичем-Данченко основал Московский художественный театр (МХТ), в труппу которого вошли актёры Общества искусства и литературы и ученики Немировича-Данченко из Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества. Первым спектаклем театра стал «Царь Фёдор Иоаннович» Алексея Толстого.

Рождение нового направления в мировом сценическом искусстве связано с постановкой пьесы Антона Чехова «Чайка» в 1898 году, затем были поставлены другие пьесы Чехова – «Дядя Ваня» (1899), «Три сестры» (1901), «Вишнёвый сад» (1904). Эти спектакли ставились совместно Станиславским и Немировичем-Данченко.

Константин Станиславский впервые утвердил на русской сцене принципы режиссёрского театра – единство художественного замысла, подчиняющего себе все элементы спектакля; целостность актёрского ансамбля; психологическую обусловленность мизансцен. Он добивался создания поэтической атмосферы спектакля, передачи «настроения» каждого эпизода, жизненной достоверности образов, подлинности актерского переживания.

С 1900-х годов Станиславский стал разрабатывать учение о творчестве актёра, впоследствии ставшее известным как система Станиславского. В 1912 году совместно с режиссёром Леопольдом Сулержицким он организовал при МХТ Первую студию, в которой преподавал по своей системе.

Шедеврами Станиславского в качестве актёра на МХАТовской сцене стали роли Астрова в «Дяде Ване», Вершинина в «Трёх сёстрах», Гаева в «Вишнёвом саде» Чехова, Штокмана в «Докторе Штокмане» Генрика Ибсена, Сатина в пьесе Максима Горького «На дне».

Станиславский играл роли Фамусова в «Горе от ума» (1906) Александра Грибоедова, Ракитина в «Месяце в деревне» (1909) Ивана Тургенева, Крутицкого «На всякого мудреца довольно простоты» (1910) Александра Островского, Аргана в «Мнимом больном» (1913) французского драматурга Жана Батиста Мольера, Кавалера в «Хозяйке гостиницы» итальянского драматурга Карло Гольдони (1914).

В 1918 году Константина Станиславского пригласили создать при Большом театре оперную студию, вскоре ставшую самостоятельной и получившую название Оперного театра студии имени К.С. Станиславского (ныне Московский академический Музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко).

Режиссёром были поставлены оперы «Евгений Онегин» Петра Чайковского, «Царская невеста» Николая Римского-Корсакова, «Севильский цирюльник» Джоаккино Россини.

Первой постановкой Станиславского в МХТ после революции стал «Каин» английского поэта Джорджа Байрона (1920), известность получил спектакль «Ревизор» (1921) Николая Гоголя.

С 1922 по 1923 год вместе с труппой Московского художественного театра Станиславский выезжал на гастроли в США. Несколько актёров решили не возвращаться в СССР и остались за границей, став активными пропагандистами «метода Станиславского» в Европе и Америке.

Деятельность Станиславского в 1920–1930-е годы определялась его желанием отстоять традиционные художественные ценности русского искусства сцены. В то время Художественному театру предъявлялись социально-политические обвинения, в прессе звучали обвинения в «отсталости», в нежелании принять революционную действительность. Постановка «Горячего сердца» (1926) по пьесе Александра Островского стала ответом на эти нападки.

После тяжёлого сердечного приступа, случившегося с режиссёром в юбилейный вечер в Художественном театре в 1928 году, врачи запретили Станиславскому выходить на сцену. В 1929 году он вернулся к работе, сосредоточившись на теоретических поисках и на педагогических пробах своей системы.

Среди постановок Художественного театра 1930-х годов, в которых Станиславский принимал участие, – «Страх» Александра Афиногенова (1931), «Мёртвые души» по Николаю Гоголю (1932), «Таланты и поклонники» Александра Островского (1933), «Мольер» Михаила Булгакова (1936) и другие.

В 1935 году создал Оперно-драматическую студию (В 1948 году на базе студии был создан Московский драматический театр имени К.С. Станиславского.)

Во время пребывания в США Станиславский получил заказ на книгу о своей школе, результатом чего стал его труд «Моя жизнь в искусстве», изданный в 1924 году в США, а в СССР в 1926 году. В 1938 году был опубликован первый том его книги «Работа актёра над собой».

Константин Станиславский был удостоен различных званий и наград. Он был почётным академиком Российской академии наук (1917), Академии наук СССР (1925). В 1936 году Константину Станиславскому было присвоено звание народный артист СССР. Он был награждён орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени.

Константин Станиславский скончался в Москве 7 августа 1938 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Источник: РИА «Новости»

Также по теме

Новые публикации

Михаил Исаковский написал за свою жизнь 250 стихотворений. Вроде бы немного. Но – и это уникальный факт в истории мировой литературы – более сотни его стихов стали песнями. Да какими! Знаменитая «Катюша», пронзительная «Враги сожгли родную хату», проникновенная «Услышь меня, хорошая»...
Ровно двести лет назад, 18 января (по новому стилю) 1825 года, в Москве состоялось важное событие – открытие нового Большого театра, который тогда назывался Большой Петровский театр. Он стал самым большим театром Российской империи.
17 января 1945 года советские войска, в составе которых была 1-я армия Войска Польского, освободили от гитлеровских оккупантов столицу Польши Варшаву. Медаль «За освобождение Варшавы» получили более 690 тысяч человек. 600 тысяч советских солдат навсегда остались лежать в польской земле.
С 23 января по 9 февраля 2025 года в Гостином дворе пройдёт уже V Художественно-промышленная выставка-форум «Уникальная Россия». Это крупнейший проект, демонстрирующий всё разнообразие декоративно-прикладного, ювелирного искусства и народных художественных промыслов России.
Дипломат, востоковед, историк, переводчик-полиглот, поэт, драматург, блестящий пианист, композитор... Как много удалось успеть Александру Сергеевичу Грибоедову за его короткие 34 года. Сам он считал себя прежде всего литератором и в памяти народной остался как автор бессмертной комедии «Горе от ума». 15 января исполняется 230 лет со дня его рождения.
Настоящим вершителем судеб России стал родившийся ровно 300 лет назад, 15 января 1725 года, Пётр Александрович Румянцев-Задунайский. Победы этого полководца предопределили овладение Российской империей Крымом и её выход на Нижний Дунай.
175 лет назад родилась Софья Васильевна Ковалевская – первая в мире женщина – профессор математики. Она опередила своё время почти на 50 лет, доказав, что для науки имеют значение талант и упорный труд исследователя, а не его пол.